Русская линия
Одна Родина Матвей Славко28.04.2010 

Богородичный Покров над Харьковом

Есть ментальные стереотипы, которые человек, выросший в определенной среде, глядящий с младых лет на определенный ландшафт, хранит в течение всей жизни. И именно ландшафт определяет лицо места. Для Харькова, для всей Слобожанщины одной из таких сущностных, зримых и духовных черт, опор, знаков стал почти с самого основания города Покровский собор — старейшее из сохранившихся зданий, возвышающийся над рекой Лопань, на главном холме города в Нагорном районе. Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины. А Покровский монастырь в 2011 году отметит 285-летие.

От Руины к соборности

Известно, что город Харьков был основан казаками, людьми военными. Для них праздник Покрова Божией Матери — наиболее почитаем. Поэтому и один из первых храмов, возведенных в Харькове, был посвящен этому великому празднику. Люди, переселявшиеся от преследования униатов с Западно-Украинских земель на Слобожанщину, за свое спасение благодарили Богородицу и Ее Покров. В 1660-е годы из центральной Украины и Брацлавщины, где все еще царила Руина, на западную Гетманщину и Слобожанщину потекли тысячи беженцев. На фоне Руины вставала проблема созидания соборного строя жизни.

К Богородице обращались в молитвах все пострадавшие за Святую Православную веру. В строящемся, расширяющемся и укрепляющемся Харькове был основан Покровский храм, который вскоре стал основой святой обители, основанной в 1726 г. Белгородским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости, в связи с переносом в Харьков архиерейской школы.

В последующие годы Свято-Покровский мужской монастырь стал духовно-просветительским центром Слободской Украины, поскольку на его базе был основан Харьковский Коллегиум 1731−1840 гг., давший на заре XIX в. начало двум учебным заведениям — Харьковскому университету и Духовной семинарии. Справочники подсказывают, что в первые годы в Коллегиуме обучалось около 400 человек, со временем число учащихся возросло вдвое.

В 1992 г. у монастырской стены поставлен бронзовый памятник всемирно знаменитому философу Г. Сковороде, автору афоризма «Мир меня ловил, но не поймал», а также книги литературно-размышлительных произведений «Сад Божественных песен», преподававшему в Коллегиуме поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

В Коллегиуме учились ректор Московского университета М. Т. Каченовский, директор Санкт-Петербургского педагогического института Я. Толмачев, профессор Московского университета И. Двигубский, Н. И. Гнедич — переводчик «Илиады» и «Одиссеи» древнего грека Гомера, П. Горленко. Прибавочные классы Коллегиума оканчивали П. А. Ярославский (автор проекта, в частности, Спасо-Преображенского собора в Белгороде, где покоятся св. мощи святителя Иоасафа Белгородского) и другие харьковские архитекторы.

В библиотеке монастыря и Коллегиума, первоначально располагавшейся на втором этаже надвратного монастырского здания, хранилось множество редких книг, включая Острожскую Библию 1581 г., Маргарит Иоанна Златоуста 1596 г., Октоихи Московской печати 1618, 1683 гг. и др., Евангелие Московской печати 1636 г., требник Петра Могилы 1646 г., Апостол Львовской печати 1666 г. и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII-XVIII столетий.

Покровский собор расположен рядом с площадью Конституции (в Советское время — сначала Тевелева, потом — Советской Украины, а до большевистского переворота — Николаевская) и является ценным памятником малороссийской архитектуры второй половины XVII в. Во внешней отделке здания видны элементы русской архитектуры — свидетельство связей русской и малороссийской культур, при этом исследователи считают его типичной «украинской трехкупольной церковью». Мы же присоединимся к мнению историков архитектуры, называющими этот стиль «южнорусским барокко».

Начало возведения каменных храмов на Слобожанщине приходится на 1680-е годы — время расцвета стиля барокко в архитектуре и искусстве Малороссии. За 100 лет господства этого стиля на Слобожанщине было создано 600 храмов, подавляющее большинство из них были построены из дерева, однако около 50 храмов были каменными.

Рассматривая феномен слобожанской церкви, следует учитывать как бытовой, так и социально-исторический, экономический контексты, политическую волю народа и духовную сущность этого явления.

Гетманско-государственный стиль южнорусского барокко

Если Иван Самойлович в нерешительности пробовал различные варианты сакральной архитектуры, то гетман Иван Мазепа, известный не только печальным биографическим финалом, но и личным вкладом в возведение храмов, уже сделал тогда окончательный выбор.

Для сооружений времен Мазепы характерно воплощение в камне государственно-созидательных, своего рода гетманско-самодержавных тенденций. Тенденции эти отражались в таких архитектурных формах, которые как бы давили на человека величием монументальности. Принципы стиля гетманского барокко — массивность и движение, которое служит не совершенству архитектоничного тела, не красоте сооружения в целом, а действию, которому подчиняется это тело. Барокко сосредоточивает силу движения в одной точке, где дает ей прорваться и где она растрачивается чрезмерно и напрасно, остальные же части сооружения остаются бездушными. Барокко решает одну из задач творчества, состоящую в необходимости поднять и нести материю, решает ее с усилием и нетерпеливым напряжением.

Пышность, своеобразное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента, игра светотени подчеркивали преимущества огромной площади каменных церквей. Композиция храмов — архитектурных аналогов периода Киевской Руси (Свято-Успенский собор в Лавре, Михайловский в Киеве, Борисоглебовский в Чернигове) — подверглась в эпоху барокко определенным изменениям. Представители нового направления попытались объединить в каменном храмовом строительстве европейские веяния искусства барокко с собственной традицией Киевской Руси, синтезировать старый пятисрубный храм с типом римской базилики.

К этому типу каменных церквей в Гетманщине можно отнести постройки, которые были сооружены при гетманстве И. Самойловича (1672−1687) и И. Мазепы (1687−1709) на их собственные средства либо на средства их полковой верхушки: такие как Трапезная с Введенской церковью Троицко-Ильинского монастыря (1677−1679), Спасо-Преображенский собор во Мгарском монастыре возле Лубен (1684−1701), Троицкий собор Троицко-Ильинского монастыря под Черниговом (1679−1695), Богоявленский собор в Братском монастыре на Подоле (Киев, 1693−1695), Георгиевский собор и Трапезная в Выдубичах под Киевом (1696−1701), церковь на Ближних пещерах в Лавре (1700) и др.

Народный стиль южнорусского барокко на Слобожанщине

География церквей, построенных в народном стиле, — это преимущественно восточная Полтавщина и Слобожанщина. Их конструкция утверждает прежде всего преобразовательное движение, безграничность возможностей не только Вселенной и Творца, но и человека. Храм, словно разомкнутый в бесконечность, преисполнен внутренней динамики, которая невольно захватывает наблюдателя, эти постройки как будто растворяются в пространстве, связуя Жертвенного Христа и Христа Побеждающего — в едином гармоничном пространственном воплощении. Практический аспект храма как места сбора христианской общины православных замещается метафизическим аспектом причастности ко всеобщему созиданию, всеохватывающей сущности Творца.

Не случайно наиболее выразительным памятником, демонстрирующим синтез трансформированных идей и конструкций слобожанского деревянного зодчества в каменной архитектуре, и стал один из старейших архитектурных памятников Слобожанщины — Свято-Покровский собор (1689) в Харькове.

Немного архитектурных пояснений

Покровский собор практически дословно повторяет слобожанскую деревянную церковь бойковского типа. Он имеет трехструбное основание и трехкупольное здание. В наземном плане собор представляет собой три соединенных меж собой восьмиугольника, наибольший из них по размеру — в центре. Из могучего основания, образованного из глухих ренессансных аркад, вырастают три трехъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов.

По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, «словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи трикирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое». Нет в малороссийской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлен прием высотного раскрытия внутреннего пространства.

Из истории Покровского монастыря

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799 года) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII-XVIII столетиях служившая также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX — архиереев, некоторое время оставалась за Коллегиумом, который после создания в 1805 году Харьковского университета реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально именуется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Холодной горе — ныне ул. Володарского, 46, корпус Харьковского университета воздушных сил). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, пристроенный к собору также с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор (в нескольких десятков метров от монастыря) вместе со всем штатом белого духовенства.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до тех пор просто подвал, была расширена и превращена в церковь, названную так, как прежде называлась нижняя церковь, — Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 г.), устроенная, в отличие от остальных, не в стене, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 г., уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, однако внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание. Теперь св. мощи свт. Мелетия покоятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова.

С 1844 г. главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, ежегодно переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих.

В 1896 г. была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В. Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с малороссийскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Помимо Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были построены здание Консистории (ул. Университетская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего главного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Университетская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы.

По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по улице Университетской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной фирме «Жирардовская мануфактура».

Новые времена

В 1922 г. монастырь был закрыт, в зданиях размещены сторонние организации. «Жирардовские мануфактуры» и Архиерейский дом служили корпусами Исторического музея, Озерянская церковь, главы которой были снесены, — городским архивом, корпус келий и трапезной — военкоматом Дзержинского района. Автору этих строк неоднократно доводилось и самому участвовать, и наблюдать сцены, как народ, посещавший Исторический музей и военкомат, все равно подходил к стенам храмов, запрокидывал головы, фотографировал, сокрушенно вздыхал, словно подтверждая высказывание Тертуллиана, что душа — по природе христианка.

В 1950-х была произведена косметическая реставрация разрушавшегося Покровского собора, в 1960-х разработан проект реставрации храма в первоначальном виде — с галереей между церковью и колокольней. Для этого разобрали достроенные в XIX в. трапезную между церковью и колокольней и переходы к Архиерейскому дому и Озерянской церкви. Дальше, однако, дело не пошло, и храм простоял в лесах до самой перестройки.

15 января 1990 г. властями было принято решение о возвращении церкви монастырских сооружений, а 8 апреля состоялось освящение и первая служба в Покровском соборе. Процесс передачи шёл постепенно и завершился к середине 1990-х годов.

27 мая 1992 года на территории монастыря состоялся знаменитый Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, осудивший филаретовский раскол. На соборе архиереями был выбран новый митрополит УПЦ — Владимир (Сабодан). Иные экстремально настроенные наблюдатели по недоразумению считают этот Архиерейский Собор уводящим УПЦ от Московского Патриархата, однако в действительности митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, проводивший этот Собор в тяжелых условиях политического давления (в первую очередь со стороны Л. Кравчука, бывшего тогда президентом Украины), напротив, в тяжелой ситуации отстоял каноничность УПЦ.

К началу 2000-х гг. в Покровском монастыре была завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX в. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского, и зданием Епархиального управления установлены памятные знаки из черного гранита, посвященные 2000-летию Рождества Христова и 2000-летию Харьковской епархии. И если фигура Спасителя, стоящего на глобусе, не традиционна, нова для Русского Православия, то Знамение в виде небольшой стилизованной кувуклии (часовни) — в гравировках по всем сторонам Света — посвящено главным святым и святыням Слободского края, столицей которого является Харьков.

Покровский монастырь сегодня является главным средоточием духовной жизни Слобожанщины, поскольку здесь в Архиерейском доме не только располагается резиденция владыки Никодима, но именно здесь происходят нередкие встречи прихожан, приходящих поклониться святыням, прибывающим со всех концов Вселенной Православия — из Иерусалима, с Афона, из Киева, Почаева, Москвы, из других мест, отсюда отправляются Крестные ходы, как сказано в современном стихотворении, «…уходят колонны от Покровского монастыря…».

http://odnarodyna.ru/topics/11/326.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика