Столетие.Ru | Сергей Птичкин | 28.04.2010 |
И политики, и «простые граждане» искренне радуются тому, что, наконец-то, восторжествовал здравый смысл, и русских моряков в исторически русском Севастополе хоть на какое-то время оставят в покое и перестанут третировать, как изгоев. Впрочем, кое-кто задается вопросом: а не слишком ли большую — в денежном выражении — цену готова платить Москва за Севастополь?
Действительно, нужен ли современной России военно-морской флот в Черном море? В советские времена, когда этот флот был очень мощным, сами военные моряки расшифровывали аббревиатуру ЧФ так: «Чи флот, чи не флот?». И дело было не только в том, что служба на южном побережье Крыма была гораздо более комфортной, чем на южном берегу Баренцева моря. Окружающая курортная атмосфера не могла не расхолаживать даже самых стойких морских волков, закаленных северными ветрами. Шутливое отношение к самому существованию ЧФ заключалось еще и в том, что в ХХ веке стратегическое значение ЧФ свелось к минимуму, а для защиты береговой линии вовсе не требовались грозные ракетные и авианесущие крейсера — военные моряки это прекрасно понимали.
Военные русские корабли появились в Крыму в самом конце ХVIII века и сразу показали, что значит для империи наличие ВМС в этой замкнутой акватории. Русские эскадры успешно громили турецкий флот, даже французам давали прикурить во время боевых действий в Средиземном море. Именно на Черноморском флоте зародилась наша морская пехота. Если бы Россия имела свободный выход в Средиземное море, возможно, вся мировая история пошла бы иным путем. Увы, решающей битвы за Босфор и Дарданеллы так и не состоялось.
То, что мощный Черноморский флот становился серьезным аргументом в политике Российской империи, прекрасно понимали и в Лондоне, и в Париже. Поэтому-то, вступив в союз с турками, англичане и французы поплыли за тридевять земель и морей воевать с русскими. Что они потеряли и что искали в Крыму? Может быть, некий и очень для них важный геополитический ключ? Крымская война показала героизм защитников Севастополя, но в целом стала для России одной из самых позорных. Империя проиграла. Парижский мирный договор 1856-го вообще запретил ей иметь свой военно-морской флот на Черном море. Позже запрет сняли, но стало ясно, что в критической ситуации дальше Босфора русские боевые корабли не пустят. Тем не менее, в начале ХХ века ЧФ получил на вооружение самые современные линкоры, крейсера и эсминцы. Зачем?
При всем героизме личного состава и наличии очень мощных для своего времени кораблей, ЧФ какой-то великой роли в войнах ХХ века не сыграл. А денег, между прочим, на его строительство и содержание из государственной казны царской империи и Советского Союза было потрачено немеряно. Без всякого ущемления обороноспособности государства их можно было израсходовать куда рациональнее.
В более чем двухсотлетней истории ЧФ он лишь около двадцати лет играл действительно заметную роль в мировой политике. Это было с конца шестидесятых до середины восьмидесятых ХХ века. Во время, обозначаемое как «застой», Черноморский флот был переоснащен самыми современными кораблями. И эти корабли стали регулярно выходить в Средиземное море, в Атлантику, появлялись у берегов Африки, Латинской Америки, даже в Юго-Восточной Азии.
Как утверждали флотоводцы того времени, силы ЧФ, в случае серьезного конфликта, были в состоянии нанести серьезный урон всем кораблям НАТО, базировавшимся в Средиземном море и полностью уничтожить ВМС Турции за несколько дней.
Силу признавали, к советским боевым кораблям, где бы они ни встречались, даже наши тогдашние классовые враги относились с уважением.
Все это в безвозвратном прошлом. Нет царской империи, нет СССР. Есть новая Российская Федерация с весьма расплывчатыми целями в геополитике и геостратегии, к тому же — с далеко не самой сильной в мире экономикой. И в такой ситуации надо взвешенно и, главное, четко определить: какой и для каких целей ЧФ нужен России сегодня, завтра и в ближайшие десятилетия. Иначе любые, политически прорывные соглашения, теряют для нашей страны всякий смысл. Ведь нынешний Черноморский флот, который базируется в Севастополе и из-за которого поломано столько копий, представляет совершенно безрадостное зрелище. Все корабли ЧФ разрабатывались как проекты в семидесятые годы ХХ века, строились, в лучшем случае, в восьмидесятые, серьезно не модернизировались.
В его составе всего один ракетный крейсер. Он гвардейский, флагманский и носит имя «Москва». Но по всем своим характеристикам это флагман очень и очень прошлого века боевого кораблестроения. В составе флота всего одна дизельная подлодка, которая находится в строю благодаря финансовой поддержке частного бизнеса, да и то из ремонта она не вылезает. Фактически, у ЧФ подводного флота нет. А когда-то он был очень разнообразным и самым мощным на всем Черном море. Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в одном из интервью сказал, что ЧФ должен иметь в своем составе 8−10 подводных лодок. Современных неатомных субмарин у нас нет. Работы по приему в состав ВМФ дизельной лодки «Санкт-Петербург» ведутся много лет и, похоже, окончательно зашли в тупик. Ставится даже вопрос о закупке лодок в Германии или Италии. То есть, в ближайшее десятилетие ни восьми, ни десяти современных подводных лодок на ЧФ не будет. А несколько маленьких корветов для целого флота, которые, как сказал Олег Бурцев, на подходе — это курам на смех.
Есть несколько больших и малых противолодочных кораблей. Несколько ракетных катеров и большое количество различных вспомогательных судов. Семь больших десантных кораблей можно в расчет не принимать: на них элементарно не наберется самого десанта. Да и куда они приплывут без соответствующего прикрытия, которого также нет?
Грустно об этом говорить, но славный когда-то ЧФ сегодня в несколько раз уступает ВМС Турции по количеству кораблей, подводных лодок, морской авиации и общей боевой мощи.
В случае вооруженного конфликта и прямого столкновения военно-морские силы Турции разнесут в пух и прах Черноморский флот России в первом же сражении. Это не пустые страхи, а результаты аналитических исследований, которые проводились в штабе ЧФ еще в начале 1990-х годов, когда произошло разделение единого советского флота на украинский и российский. Ситуация с вооружением и военной техникой с тех пор стала только хуже.
В составе ЧФ есть две действительно грозных и новых боевых единицы: ракетные корабли на воздушной подушке (РКВП) «Бора» и «Самум». Аналогов им нет ни в одном флоте мира. Эти корабли имеют скорость свыше восьмидесяти километров в час, что делает их неуязвимыми. Ни одна противокорабельная ракета не в состоянии навестись на столь скоростную и, к тому же, маневрирующую цель. «Бора» и «Самум» вооружены очень мощными противокорабельными ракетами «Москит», способными одним залпом уничтожить несколько боевых кораблей, к примеру, той же Турции. Группа РКВП способна прорваться даже к атомному авианосцу и отправить его на дно. В принципе, если бы на ЧФ имелось полноценное соединение РКВП, численностью в несколько десятков кораблей, то вряд ли кто бы рискнул атаковать с моря черноморское побережье России и Украины. Но таких кораблей всего два, и больше не будет. Они признаны слишком дорогими, поэтому строительство их прекращено. К новым можно отнести и два малых ракетных корабля «Мираж» и «Штиль». Но погоды эти малые кораблики не делают.
Объективно боевая мощь ЧФ более чем призрачна. И миллиарды долларов, которые Россия фактически дарит Украине за то, чтобы в Севастополе оставался некий фантом Черноморского флота, можно расценивать как дар небес экономике страны, находящейся на грани банкротства. Так что упрекать В. Януковича в предательстве национальных интересов могут люди, не просто недалекие, а те, у кого вообще отсутствуют мыслительные функции внутри черепа.
В выступлениях наших крупных военно-морских чиновников нередко звучат просто глобальные амбиции. Их — как бы. — подтверждают выходы боевых кораблей России в районы, где свирепствуют сомалийские пираты. И, тем не менее — что видно даже неспециалистам — наш военно-морской флот вообще и ЧФ, в частности, превращается в каботажный. Корабли, большие и малые, ходят чаще в прибрежной зоне, способны, да и то очень слабо, защищать лишь собственную акваторию, в том числе — в пределах двухсотмильной экономической зоны.
Может быть, Главному штабу ВМФ наступить на горло собственной великодержавной гордости и признать, что основой флота на ближайшие десятилетия должны стать не гигантские десантные корабли, тем более не авианосцы и не атомные подводные ракетоносцы, а малые скоростные ракетно-артиллерийские корабли и очень мощные части береговой обороны? Исходя из этого, строить закупочную политику, и не метаться от французского «Мистраля» к итальянским подлодкам. Может быть, имеет смысл заморозить строительство атомных подводных гигантов типа «Юрия Долгорукого»? Вооружения для них все равно нет. Да и какие стратегические задачи им можно ставить? Не логичнее ли будет, вместо всех этих дорогостоящих проектов, запустить программу ускоренного строительства эсминцев, корветов и легких крейсеров новых поколений? А также возобновить строительство ракетных кораблей на воздушной подушке и боевых катеров на подводных крыльях, может быть, и экранопланов. Параллельно усиливая на качественно новом уровне береговую оборону по периметру всей морской границы Российской Федерации.
И тогда Черноморский флот, сбросив чары былого величия, мог бы стать, пусть и малотоннажным, но многочисленным, современным, скоростным, живучим и очень мощным по вооружению флотом.
Способным решать задачи не в далеком, кишащем пиратами Аденском заливе, а в зоне действительно жизненных интересов России в родном нам Черном море.
Теперь, когда соглашение о продлении срока аренды военно-морской базы «Севастополь» ратифицировано, то не перед Киевом, а именно перед Москвой со всей остротой встанет вопрос: что делать дальше? Оставлять ЧФ в нынешнем техническом состоянии — значит заведомо выбрасывать на ветер те самые миллиарды. Перевооружать флот — чем, как, когда и на какие средства? Ясно одно. Если сам флот останется в его нынешнем состоянии, Россия ничего не выиграет, а только проиграет.
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/strasti_po_sevastopolu_2010−04−27.htm