Русская линия
Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеДиакон Павел Бубнов26.04.2010 

«И многие уверовали в Господа»

В Неделю о расслабленном за Божественной литургией читается отрывок из книги Деяний апостолов, в котором мы вновь встречаемся с удивительными чудесами, которые сопутствовали проповеди апостола Петра: исцеление парализованного и воскрешение умершей.

Приведем текст этого отрывка на церковнославянском языке:

И бысть Петру, посeщающу всeх, снити и ко святым живущым в Лиддe: обрeте же тамо человeка нeкоего, именем Енеа, от осми лeт лежаща на одрe, иже бe разслаблен. И рече ему Петр: Енее, исцeляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея. И абие воста: и видeша его вси живущии в лиддe и во Ассаронe, иже обратишася ко Господу. Во Иоппии же бe нeкая ученица, именем Тавифа, яже сказаема глаголется серна: сия бяше исполнена благих дeл и милостынь, яже творяше. Бысть же во дни тыя, болeвшей ей умрети: омывше же ю, положиша в горницe. Близ же сущей Лиддe Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не облeнитися приити до них. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше, с ними сущи, серна. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колeна помолися, и обращься к тeлу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои, и видeвши Петра, сeде. 41 Подав же ей руку, воздвиже ю, и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. 42 Увeдано же бысть се по всей Иоппии, и мнози вeроваша в Господа.

Рассмотрим этот отрывок, внимательно сопоставляя церковнославянский и русский Синодальный переводы.

Стих 32. И бысть Петру, посeщающу всeх, снити и ко святым живущым в Лиддe / Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

Апостол Петр посещал христиан, рассеянных после первого гонения на иерусалимскую общину, очевидно, по Палестине и по прилегающим к ней территориям. К святым — это обычное для книги Деяний и апостольских посланий наименование христиан. Христиане святы, потому что свят Бог, который дал возможность быть подобным Себе каждому человеку. Лидда — это город на пути из Иерусалима в Иоппию (совр. Яффа).

Стих 33. Обрeте же тамо человeка нeкоего, именем Енеа, от осми лeт лежаща на одрe, иже бe разслаблен / Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

Неизвестно, принадлежал ли Эней к христианской общине, или нет, но, очевидно, даже если и не был христианином, то каким-то образом был связан с кем-то из христиан.

Стих 34. И рече ему Петр: Енее, исцeляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея. И абие воста / Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

То, что говорит апостол Петр, очень важно: все чудеса руками верующих совершает Бог: Он не далеко, он рядом с нами, ближе к нам, чем наше дыхание.

Стих 35. И видeша его вси живущии в Лиддe и во Ассаронe, иже обратишася ко Господу / И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

Долиной Саронской (или на иврите Шаронской) называлась линия побережья к северу от Яффы до Кесарии. В этом стихе мы видим объяснение причины чуда: люди обратились ко Господу.

Стих 36. Во Иоппии же бe нeкая ученица, именем Тавифа, яже сказаема глаголется серна: сия бяше исполнена благих дeл и милостынь, яже творяше / В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

Тавифа это арамейское, еврейское имя, серна, или газель — греческое. Евреи, которые контактировали с язычниками, часто пользовались переводами своих имен на греческий язык.

Стих 37. Бысть же во дни тыя, болeвшей ей умрети: омывше же ю, положиша в горницe / Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

Омыли и положили — согласно иудейскому обычаю того времени.

Стих 38. Близ же сущей Лиддe Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не облeнитися приити до них / А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

Расстояние между Лиддой и Иоппией составляло около 20 километров. Христиане питали надежду, что Господь может помочь через Петра, слышали о чудесах воскресения мертвых.

Стих 39. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше, с ними сущи, серна / Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

В этом стихе мы вновь встречаемся с вдовами, о которых подробно говорилось в апостольском чтении в прошлое воскресенье. Вдов всегда было много в Иудее, поскольку очень многие пожилые люди приезжали из рассеяния умирать в Иудею, и из одиноких, конечно, было больше женщин, вдов, чем вдовцов. Пожилые женщины-вдовы, в старости приехавшие в незнакомую обстановку, особенно нуждались в помощи. Как мы видим, каждый, кто помогал им, пользовался их огромным уважением и почтением, даже посмертным.

Стих 40. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колeна помолися, и обращься к тeлу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои, и видeвши Петра, сeде / Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

Совершение такого чуда, как воскрешение мертвого человека — это тайна, можно сказать, таинство. Поэтому Петр выгоняет все вон. Результат все равно станет известен всем, а значит, будет ясна причина совершения чуда.

Стих 41. Подав же ей руку, воздвиже ю, и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

Вот, чудо является всем: христианам, и тем, кто принимал добро от этой христианки.

Стих 42. Увeдано же бысть се по всей Иоппии, и мнози вeроваша в Господа / Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

И вновь мы видим причину это чуда: многие уверовали в Господа.

В Неделю о расслабленном Святая Церковь учит нас, как и почему Господь совершает чудеса исцелений. Вера в Господа Иисуса Христа и свидетельство о Нем пред всеми людьми — вот главное условие для исцеления любой человеческой болезни, ведь самое ценное в жизни человека — это открыть свое сердце для Бога и всегда жить для Него.

http://www.ioannp.ru/publications/574 896


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru