Радонеж | Сергей Худиев | 20.08.2008 |
Как на конфликт реагировала Церковь? Отметим, что столкновение между государствами не привело к раздору между поместными Церквями. Церковь — это то место, где ненавистная рознь века сего побеждается духом Христовой любви. Так, католикос-патриарх всея Грузии Илия II и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленским и Калининградским Кириллом, в телефонном разговоре, состоявшемся на прошлой неделе, выразили готовность сотрудничать в миротворческой деятельности в помощи жертвам конфликта. Как сообщает сообщает официальный сайт Московского патриархата.
«Дав положительную оценку миротворческой позиции двух Церквей, стороны договорились о продолжении контактов и сотрудничества в целях преодоления тяжелейших последствий военного противостояния для мирных жителей». На войне, как часто говорят, «правда умирает первой», распространяется множество слухов, которые нередко попадают и в СМИ. Так, некоторые СМИ сообщили о том, что еще в 1992 году католикос-патриарх всея Грузии Илия II якобы сказал, что всякий убийца грузина (именно грузина по национальности) будет предан анафеме. На самом деле этого он не говорил. Как объясняет Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, «Эта байка, которая была повторена на днях на ряде телеканалов, представляет Илию II в качестве фашиста и является не чем иным, как результатом неверного перевода одного из старых заявлений католикоса» Как сказал о. Андрей, у зрителей могло сложиться впечатление, будто Илия II считает, что «убивать грузин — это грех, а негрузин — это нормально… Патриарх Илия «нормальный христианин и ничего такого в виду не имел». о. Андрей также резко осудил случаи мародерства, о которых сообщалось в СМИ: «Потому что мародерство после войны — дело подлое. Это такого рода акции, которые переводят конфликт на уровень именно народов. Когда стреляют танки и воюют профессиональные военные — это одно, а когда начинается мародерство, война входит в каждый дом».
В эти дни Церковь особенно предостерегает против греха мстительности. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, обращаясь с проповедью во время всенощного бдения накануне праздника Преображения Господня, сказал: «Храните наш общий дом. Не дайте воли необузданной мести. Знайте и помните, что именно к этому подталкивают нас режиссеры постигшей нас трагедии, направившие смертоносное оружие против мирных жителей Южной Осетии… Терпение и миролюбие осетин должны стать уроком и твердой стеной на пути тех, кто сеет рознь и несогласие между народами Кавказа… Сейчас, как трудно бы нам ни было, мы ни в коем случае не должны дать волю нашим эмоциям. Мы не должны обращать свой гнев на простых граждан грузинской национальности, нередко проживающих вместе с нами. Ибо в этом наша христианская сила: не уподобляться тем, кто поднял оружие против мирных граждан».
Действительно, самая страшная победа зла — это когда оно делает нас похожим на него. Обычай кровной мести сложился на Кавказе в те времена, когда никто не мог рассчитывать на государство, и только угроза неизбежной мести — самому обидчику или его родственникам — могла служить сдерживающим фактором. Этот древний обычай продержался до сих пор, побуждая людей верить, что в мести есть нечто похвальное или даже обязательное. Но слово Божие тут совершенно ясно — Бог воспрещает личную месть. Это ни в коем случае не значит, что злодеи окажутся безнаказанными — государство должно преследовать их по закону. Но главное, даже если земного правосудия они избегут, мы можем быть уверены, что их настигнет суд Божий. Ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от справедливой кары. Как говорит Апостол, «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Рим.12:19)». Путь те, кто кому причинили зло, предадут свое дело правосудию Божию, правосудию беспристрастному, неотвратимому и вечному.
Месть же, как правило, обрушивается не на виновных, а на совершенно случайных людей, часто не имеющих со злодеями ничего общего, кроме национальности. Так месть и сама становится преступлением — преступлением, навлекающим гнев Божий. Поэтому Церковь и увещевает в это тяжелое время беречь свою душу, и не дать бесам ненависти и насилия отторгнуть нас от спасения.
Будем же молиться о том, чтобы Бог помиловал и утешил всех, кто пострадал, всех, кому причинили горе, независимо от их национальности.