Одна Родина | Андрей Никольский | 16.08.2008 |
По заявлению представителя Секретариата Президента Украины, необходимость принятия нового Порядка не каким-то другим органом государственной власти, а именно СНБОУ была обусловлена демонстративным нежеланием правительства Ю. Тимошенко принимать подобное решение постановлением Кабинета министров. Однако законность проведения (да и сам факт проведения) заседания СНБОУ 13 августа под сомнением. В комментарии СП отмечено, что «решение принято путем опроса. Решение поддержали 12 из 14 членов Совбеза (не поддержали Премьер-министр и министр внутренних дел)». Первое, что сразу вызывает удивление, это формулировка «решение принято путем опроса». Что значит «опрос»? В. Балога или Р. Богатырева обзванивали по телефону членов Совбеза? В таком случае оформлено ли вообще решение СНБОУ как документ?
Даже если абстрагироваться от столь «новаторской» техники утверждения судьбоносных для Украины решений, сам факт заседания (и опроса) под сомнением. По сообщению пресс-службы премьер-министра, она не получала приглашений на заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, потому что никакого заседания этого органа в последние дни не проводилось. Аналогично прореагировал и Ю. Луценко: «Я впервые слышу о заседании СНБО, хотя постоянно нахожусь в режиме телефонной связи». То есть Указ имеет весьма сомнительную законность.
Помимо очевидной задачи отстоять этим Указом интересы США Секретариат Президента ведет еще и политическую игру против команды Ю. Тимошенко. Не случайно все пропрезидентские силы и СМИ активно обвиняют Тимошенко, которая так и не обнародовала свою позицию по вопросу о войне в Южной Осетии, в поддержке «российской агрессии». Еще 12 августа И. Криль обвинил Ю. Тимошенко в том, что она вместо защиты национальных интересов, заботится только о своей будущей президентской кампании и о поддержке ее кандидатуры Россией. 14 августа уже В. Балога в статье, опубликованной в газете «День» (близкой к СП), косвенно обвинил Ю. Тимошенко в том, что она является «пятой колонной» в Украине, поскольку готова сдать национальные интересы ради «очередной комбинации в расчете на будущие выборы».
Удивляет спокойная, я бы сказал, безразличная реакция на Указ Партии регионов и Коммунистической партии. На официальных сайтах ПР и КПУ не появилось даже слабого протеста против «черноморских маневров» Ющенко. А ведь в этих условиях необходимый, казалось бы, шаг — подача обращения депутатов в Конституционный Суд Украины на предмет определения соответствия упомянутого Указа нормам Конституции Украины и взятым на себя Украиной международным обязательствам.
13 августа было опубликовано заявление МИД России, в котором содержится точная характеристика Указа В. Ющенко: «13 августа украинское руководство пошло на новый серьезный антироссийский шаг. Этот односторонний шаг наносит еще один удар по переговорному процессу по проблематике Черноморского флота, а в более широком плане — по всему комплексу двусторонних отношений». Однако Виктора Ющенко украино-российские отношения уже давно не волнуют. Особенно после того, как он расстался с иллюзией, что можно одновременно проводить националистическую политику (включая выдавливание из общественной жизни всего российского на грани нарушения законов собственной страны) и при этом рассчитывать на помощь руководства РФ в грядущих выборах.
Какова цель подобного Указа (помимо конкретной задачи обострить украино-российских отношения)?
Указ не был «экспромтом» — это «домашняя заготовка» СП, созданная под руководством (или при активном участии) Вашингтона. Прекращение активности ЧФ (еще лучше, его срочный вывод из Крыма) — одна из основных задач, которые ставят перед собой США на украинском направлении. Особенно в контексте предположений о том, что санкционированная Вашингтоном авантюра Саакашвили должна сыграть роль отвлекающей операции и послужить завесой подготовки удара по Ирану.
Реакция, например, Турции на возможную агрессию против Ирана не ясна; Турция может и отказать в предоставлении своей территории для дислокации военных сил США. А вот Грузия или, что еще лучше, Украина — идеальный вариант. Если вопрос создания военных баз США на территории Грузии для защиты от «агрессивных действий России» будет решен в ближайшие месяцы (как предполагают, об этом уведомит Михаила Саакашвили прибывающая в Тбилиси 15 августа Кондолиза Райс), то с морской военной базой у американцев сложнее. Севастополь с его готовой инфраструктурой поддержки военного флота был бы для ВМФ США идеальным, но мешает Черноморский флот России. Значит, надо его оттуда «убрать» и, по возможности, как можно скорее.
В поддержку плана «вытеснения» Черноморского флота России из Севастополя США уже начали процедуру выведения кораблей ЧФ из любых совместных учений на Европейском театре. Так, 14 августа командование НАТО запретило российскому кораблю Черноморского флота «Ладный» участвовать в международных антитеррористических учениях «Активные усилия» в Средиземном море. Надо полагать, дальше будет больше.
Американцы давят извне, Ющенко наносит удар изнутри. Одновременно готовятся следующие шаги. Соответствующий проект Закона уже зарегистрирован в Верховной Раде В. Каськивым («О денонсации Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»). Если добиться вывода ЧФ в экстренном порядке украинским властям не удастся (собрать нужное количество голосов в Верховной Раде практически невозможно), то будет использована другая тактика — в соответствии с ющенковским Указом, воспользуются заключительным пунктом Порядка: «В случае невыполнения требований, службы государственных контрольных органов Украины… могут требовать от военного корабля (судна обеспечения) или летательного аппарата ЧФ немедленно покинуть территориальное море Украины или ее воздушное пространство»; корабли, самолеты и персонал ЧФ будут «выдавливаться» с территории Украины поодиночке.
К сказанному остается добавить одно: нацелившись на российский Черноморский флот, Ющенко сделал шаг, наиболее вероятным ответом на который со стороны Москвы станет отказ от продления российско-украинского «Большого договора» со всеми вытекающими отсюда последствиями.