Православный Санкт-Петербург | 15.08.2008 |
Но именно атеисты, прикрепленные к верующему юноше, натолкнули на мысль о поступлении в Семинарию. 10 лет — с 1965 по 1976 годы — были связаны с Троице-Сергиевой Лаврой: закончил Московскую Духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения», в Лавре был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1976 году иеромонаха Амвросия перевели в Почаевскую лавру и возвели в сан игумена. Пять лет о. Амвросий был в числе Почаевской братии, исповедовал, про поведовал, проводил экскурсии, но для Лавры настали сложные времена — её грозились закрыть, а братию выселить. Тогда игумен Амвросий по благословению духовника ушёл в Кавказские горы.
В августе 1983 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием игумен Амвросий был принят в Ивановскую епархию. Первый приход — отдалённое с. Жарки в пять домов, но именно там зародился «Радонеж». Духовные чада из Москвы получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии. Потом было с. Красное близ Палеха, духовное окормление палехских иконописцев; затем — служение в сане архимандрита в Преображенском кафедральном соборе в г. Иванове.
В центре Иванова стоит большая, из красного кирпича, Введенская церковь, называемая в народе «Красная церковь». Её построили на пожертвования жителей Иваново-Вознесенска, освятили летом 1907 года. Около 30 лет здесь шла служба Господу, потом власти храм закрыли, разместили в нём госархив, а в приделе Свт. Николая устроили туалет. Верующие с болью смотрели на это безчинство, но сделать ничего не могли. Архимандрит Амвросий взял благословение у владыки попытаться вернуть храм. Но хождения по инстанциям, письма, обращения… не помогали. Тогда было принято решение о голодовке: 16 дней четыре женщины — члены православной общины Введенской церкви — не принимали пищу. Голодовка в Иванове привлекла внимание всего мира: в те годы только таким исключительным способом можно было вернуть храм.
Настоятелем отвоеванной церкви назначили архимандрита Амвросия. Около года возвращенная церковь была приходской, но небольшая община из числа духовных чад о. Амвросия положила начало женской обители. 27 марта 1991 года Патриархом Алексием II был подписан указ об основании Свято-Введенского женского монастыря. Началась монастырская жизнь. За 17 лет руководства монастырем архимандритом Амвросием небольшая общинка пополнилась двумя сотнями насельниц, появилось семь подворий. Священнослужители и сестры монастыря посещают тюрьмы и наркоцентры, издают православную газету и книги, принимают паломников, окормляют инвалидов и бездомных, беспризорных детей, работают на «телефоне доверия», выступают на радиостанции «Радонеж».
Недалеко от Введенского монастыря находится женская колония. Отец Амвросий шутя называет её одним из монастырских подворий. Священнослужители, монахини посещают осуждённых женщин, несут слово Божие. 20 лет о. Амвросий посещает колонии Ивановской области и возглавляет епархиальную Тюремную Миссию; в числе первых священнослужителей пошёл в камеры смертников, в туберкулёзные отряды, в штрафные изоляторы — исповедовал, крестил, служил. При его поддержке строятся тюремные храмы. Сестры обращаются к слушателям «Радонежа» с просьбой о помощи осуждённым, и эти просьбы не остаются без ответа.
В 2006 году о. Амвросий избрали президентом Межрегионального общественного фонда содействия духовному и нравственному про-
свещению «Вознесение». Одна из задач Фонда — строительство покаянного храма-памятника Вознесения Господня в исторической ча сти города — Вознесенской слободе, где и находится монастырь.
О.Амвросий — душа монастырской семьи
Мать Е.: «Получив благословение Святейшего на основание монастыря, батюшка сказал: „Ну, вот и исполнилась моя мечта“. Так в центре города, среди мира, глядевшего с недоверием, враждой, любопытством или тайным сочувствием, зарождалась духовная семья, душой которой был батюшка. Если нужно было сложить кирпичи, убрать территорию, он первым брался за работу, и все тут же выбегали, и в любую погоду работа кипела. Но главным в труде была радость единодушия и любви во Христе. Каждый день приносил новые открытия, радость или опыт искушений. Всем мы делились с батюшкой, который бережно, но твёрдо ограждал от духовных ошибок, учил в радости и смирении служить Богу и людям.Прошло время духовного детства, горение первой любви и ревности о Боге, когда всё легко и радостно и подвиги любые под силу. Нам пришлось испытать и тяжесть креста, и собственное безсилие. Но в душе остался благодатный опыт единодушия во Христе — огонёк, который батюшка сумел увидеть под пеплом и раздуть».
Своя волюшка доведёт до горюшка
Мать А.: «Как-то шли мы с одной послушницей по монастырскому двору. Увидела она у окошка знакомую фигуру и радостно воскликнула: „Батюшка!“ Потом схватила меня за локоток и добавила: „Хороший!“ Мы взбодрились и живо зашагали дальше. Так происходит практически везде, где появляется о.Амвросий. Не раз видели мы, как после исповеди отходят от батюшки люди с просветлёнными лицами. Если выезжает он из монастыря — старый и малый перед машиной толпятся, будто утрачивают что-то ценное. Батюшка даже пытался тихонько ускользнуть, только редко это удаётся. Веет от батюшки теплом непередаваемым, жизнью. Можно не разговаривать, просто постоять рядом, и мысли упорядочиваются, появляется желание сделать что-то спасительное для души.Одна сестра рассказала, как пришла к батюшке в монастырь, поговорила и в сердечной радости ощутила, на кого он духом похож. „Папа!“ Так и осталась здесь, ведь рядом родной человек.
Обычно дети копируют родителей. Вот и мы подражаем своему духовнику. А он ходит неслышно, говорит тихо, спорит редко, так что теперь и у сестёр на языке готовая батюшкина фраза на сопротивление: „Я сказала, а ты как хочешь“. А хотеть — боязно, потому как помним его предупреждение: „Своя волюшка доведет до горюшка“. Вот и вырабатывай послушание с первого слова. Это не просто. Ещё ап. Павел писал, что Бог всех людей заключил в непо слушание. Жизни не хватит, чтобы только послушание в себе выра ботать! А сколько других недостатков! Но, слава Богу, есть исповедь и священник, который и правду в лицо скажет, и епитимью наложит. И идёт человек дальше нести свой крест с надеждой».
Бывает, ругаю я батюшку
Мать И.: «Что о батюшке скажешь? „Лицом к лицу лица не увидать…“ Бывает, после эфира выговариваю ему: „Тут ошибка, там неверно…“ А он, как ребёнок: „Прости, мать, больше не буду. Ну, прости, старика“. „Будьте как дети“ — мне этого не дано, а он — истинное дитя. Но в храме — он иной: всё насквозь видит, и строгий. Монастырь наш — батюшкино чадо. А мы подчас батюшку не ценим — во многих монастырях с исповедью проблемы, духовники меняются, всё на плечах настоятельницы, а мы живём, не замечая его трудов, будто всё само делается. Как человек, который дышит легко и вспоминает о воздухе, лишь лишившись его.Батюшка спрашивает: „Когда вы, наконец, исправитесь? Перестанете обижаться, раздражаться, тщеславиться, научитесь благодарить Бога?“ Ох, скорей бы, сами устали от своих немощей…»
НА 70-ЛЕТИЕ
Стремительною чередою
Бегут мгновенья и года.
Но молод наш отец душою,
И бодр, и весел он всегда.
Не обличением суровым,
Но строгой мудростью отца,
Улыбкой доброй, Божьим словом
Он лечит души и сердца.
Наш батюшка, заметим кстати,
Объемлет много разных сфер:
Он пастырь добрый и писатель,
Редактор и миссионер.
Он души грешные стремится
Спасти от гибели и тьмы
Повсюду: в школе и в больнице,
И даже в камере тюрьмы.
И верой крепкой, и делами
Известен наш архимандрит.
Его молитвой и трудами
Программа «Радонеж» звучит.
И мы в молитве Бога просим
(И это вовсе не секрет),
Чтобы служил отец Амвросий
На радость всем ещё сто лет!