Русский дом | Александр Бобров | 16.08.2008 |
Самая ранняя его «Русская песня» датируется 7 сентября 1812 года. После окончания Лицея Дельвиг служил в различных министерствах и в Публичной библиотеке, но казённая служба всегда была для него не главным делом. Пушкин с одобрением отмечал свойственную Дельвигу, в лучших его стихах, «вечную новизну и нечаянность простоты». Гениальное определение: именно это и нужно для песни — нечаянность простоты! Дельвиг внёс нечто новое в русскую поэзию. О его идиллиях, в которых тонко воссоздана атмосфера жизни и искусства древнего мира, Пушкин писал: «Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, — и необыкновенное чувство изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы». Он смело вводил в поэзию народнопесенные образы, размеры и настойчиво внедрял в неё такую строгую стихотворную форму, как сонет.
В 20-е годы Дельвиг был верным соратником Пушкина. Человек приветливый и остроумный, внимательный и тонкий критик, незаменимый друг, он пользовался искренним уважением в писательской среде и был зачинателем многих важных литературных предприятий. С 1824 года Дельвиг ежегодно издавал альманах «Северные цветы», где печатали свои произведения лучшие поэты того времени.
Он устраивал литературно-музыкальные вечера в своём доме, в которых принимали участие Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, композиторы Глинка и Яковлев. С композиторами Дельвиг плодотворно сотрудничал. Двоюродный брат поэта вспоминал: «Песни… и романсы певались непременно каждый вечер. В этом участвовал и сам Дельвиг». Да, композиторы перекладывали стихи барона, который называл их, не задумываясь: «Русская песня».
В 1830 году Дельвиг стал редактором «Литературной газеты», которая боролась с казёнщиной, с пошлостью зарождавшейся коммерческой литературы, с безродностью в искусстве. При всём своём отчуждении от политики Дельвигу всё же не удалось избежать столкновений с правительством. Враги «Литературной газеты» без устали подавали на её редактора доносы в цензуру и полицию. Когда в газете был напечатан перевод стихотворения, посвящённого революции 1830 года во Франции, «Литературную газету» запретили (вскоре выпуск её возобновился, но уже под другой редакцией). Эти события сильно подействовали на Дельвига и даже, как полагали некоторые современники, были причиной его безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года. Как скорбели о нём друзья и особенно Пушкин!
В одном литературном словаре написано про Антона Антоновича Дельвига всего несколько строк. Последняя фраза звучит как приговор: «Творчество Дельвига изучено мало и практически — забыто». Но творец, который вошёл в золотой фонд русской поэзии, в сознание народное хотя бы одним стихотворением или одной песней — не может быть забыт! А Дельвиг написал песни, которые и ныне поют: «Не осенний частый дождичек» и «Соловей», и основал «Литературную газету».