Русская линия
Татьянин день Марина Селиверстова15.08.2008 

Ветхий жемчуг — Юрьев Польский

Его основал Юрий Долгорукий в 1152 году. Князя пленила красота мест. Второе дополнительное название «Польский» никакого отношения к Польше не имеет, оно обозначает «полевой», «город, ставший на поле».

Один из тех немногих городов, где разрешено подниматься на колокольню, а иногда и позвонить в колокола — Юрьев-Польский.

Вверх, вверх, по высоким зеленым ступеням, по узкой винтовой лестнице взмываешь на колокольню. Сначала с опаской притрагиваешься к веревочке, потом все смелее и смелее: «дзин», «дан», «дон» — на все лады стучат язычки. Колокольный звон, разливающийся по всему Ополью, залитый солнцем город, а до самого горизонта поля, поля… благодать!

Один из тех немногих городов, где разрешено подниматься на колокольню, а иногда и позвонить в колокола — Юрьев-Польский. Его основал Юрий Долгорукий в 1152 году. Князя пленила красота мест. Второе дополнительное название «Польский» никакого отношения к Польше не имеет, оно обозначает «полевой», «город, ставший на поле».

Что знает обычно любитель истории о Юрьев-Польском? Что город построен в центре Владимирского ополья, что его называют самой малой жемчужиной «Золотого кольца». Что тут есть храм, равного которому нигде не сыскать. Но стоит ли ехать в такую даль ради одного храма? Должно быть, многие решают, что нет, поэтому тут нелюдно. А зря.

В этом светлом маленьком городе до сих пор сохранились крепостные валы, насыпанные ещё при «царе Горохе» — в XII веке! Высотой до семи метров, зеленые холмы тянутся почти по всему периметру города, раньше на них были деревянные укрепления, которые со временем канули в лету. Местами возле стен блестит на солнце озерцо — следы былого рва, наполненного водой. В центре города в кольце древнего вала сохранился Михайло-Архангельский монастырь. От этого и кажется будто монастырь — это и есть кремль.

Пройдя через низкую арку ворот, я оказываюсь на монастырском дворе.

На солнечной стороне, на лавочке греются смотрители музея: у них полно свободного времени:

— Отсутствие народа — это вполне нормальное явление, туристы появляются тут только летом, и то изредка, и то — иностранцы! Обидно это, будто не люба русским людям родная земля!

— А может это оттого, что к вам добираться сложно? Ни электричек, ни автобусов постоянных, — предположила я.

— А, — отмахнулась женщина, — отговорки все это! Хотели бы на настоящую старину поглядеть — так приезжали бы! Мы всем рады!

Внутри монастырь не богат памятниками, но они впечатляют. Действующий собор Архангела Михаила. Красавица-колокольня, 1683 года постройки. Деревянная Георгиевская церковь из села Загорье, построенная одним топором без пилы и единого гвоздя. Знаменская трапезная церковь, у которой ныне необычная функция — тут расположена экспозиция, посвященная Багратиону. Его полководца тесно связано с краем.

Справа от входа — архимандритский корпус, в котором выставлено «Ополье» — быт, нравы, обычаи наших далеких предков. «Лестница истории» ведет на второй этаж и одновременно знакомит с основными историческими этапами Юрьевского края. Ополье славилось не только земледельцами, но и ткачами. Тут можно увидеть масляную набойку на холсты, чудо-узоры, ситцевые платки купца Масленникова, старинные набивные ткани.

На выходе из монастырской арки, я столкнулась с угрюмым мужчиной, он пристально посмотрел в глаза и спросил:

— В храм пойдешь?

Я кивнула, сразу сообразив, в какой Храм. Конечно, как не пойти! В тот самый Храм. Такой только один. Георгиевский.

— А у вас ключи от Храма?

— Я смотритель, — сказал он и опять угрюмо замолчал. От его слов повеяло средневековым холодком. Мужчина быстро зашагал направо к красному кирпичному собору в лесах, заколоченному, разрушенному. «Не может этого быть!» — я не верила, что это и есть знаменитая святыня. Но мой провожатый быстро обогнул руины из красного кирпича, и за ними возник настоящий Георгиевский храм.

Ещё с древности жемчуг был символом избранничества и красоты. Этот камень ассоциировался со слезой ангела. Вот почему этот храм прозвали жемчужиной Юрьева-Польского! Эта последнее на Владимирской земле каменное строение домонгольского периода — 1234 год.

Увы, собор не дошел до нас в своем первоначальном виде, он рухнул в XV веке. Его в 1471 году воссоздал зодчий Ермолин, которого именуют не иначе как первым реставратором на Руси. Он попытался восстановить облик собора, однако архитектурная мозаика запутала реставратора. Высота постройки в целом была уменьшена, а части древних рельефов, оказавшихся лишними, хранятся теперь внутри храма. Раньше собор был трехъярусным, теперь осталось только два яруса.

Все фасады покрыты рельефным резным ковром по белому камню — это главная особенность, делающая храм неповторимым. Летописец не может скрыть восторга — «чудна, резана камнем» («чудна» — значит, такой больше не было). Нужно обязательно обойти георгиевское чудо по кругу. На его стенах вырезаны библейские сцены: и Авраам, и пророк Иона, спящий под тыквенным деревом, Даниил во рву со львами… Здесь и Преображение и Вознесение Господа Иисуса Христа, и Покров Богородицы, и целая галерея христианских мучеников.

На стенах от подошвы до главы храм населяет целый мир животных и фантастических существ: более сорока изображений львов, кентавры, драконы, грифоны, сирины и китоврасы! Нигде больше в России не встретишь такую «каменную книгу», которую можно разглядывать часами. Все, что увлекало, волновало ум и душу любознательного человека Средневековья, нашло свое отражение на стенах храма в небольшом городке Юрьеве.

Похоже, что Юрьевскому чуду удивлялись даже безжалостные степные гости. Известно, что в течение тринадцатого века город был разорен и выжжен ими, по крайней мере, дважды. Но покрытые резьбой стены храма непрошеные гости не тронули.

— Почему же вы не фотографируете? Если есть фотоаппарат, нельзя упускать такую возможность, — сам предложил смотритель, и, протягивая свечу, наконец, разговорился, — Поставьте свечу, это Святославов крест (он указал на каменное распятие XI века). Он чудотворный, мироточивый. К нему паломники съезжаются со всей страны, люди исцеляются от многих болезней. Его князь Святослав высек из камня в 1224 году в честь своего чудесного избавления от потопления на реке Волге.

В храме очень холодно, изо рта идет пар, коченеют руки. Это при том, что на улице 20 градусов выше нуля. Внутри же — темно, сыро, и, кажется, до сих пор витает дух великого князя…

На центральной площади в городе сохранился гостиный двор, состоящий из нескольких зданий, крыша у него деревянная, навесная и слегка покосившаяся, так, что кажется, она сейчас рухнет. На площади очень много такси — это с тем, что в Юрьеве живут меньше 20 тысяч жителей, да и сам городок можно проехать насквозь за 7 минут. Наверно, сказываются пробелы с междугородним сообщением. Недалеко от центра — большое красивое здание, выкрашенное в три разных цвета с табличкой: «Детский Дом». Такой огромный детский дом в таком маленьком городке…

Юрьев-Польский знаменит и как кинематографический город. В СССР он прославился благодаря тому, что на его улицах снимался культовый фильм советского кинематографа «Золотой теленок». Сейчас в память об этом в одноименном кафе развешены фотографии события.

Крепостные древние валы давно превратились в место отдыха, даже стоят урны. С семиметровых оборонительных земляных стен, созданных в XII веке для защиты от врагов, летят пивные банки и бутылки, переворачиваясь по дороге, скатываются по зеленой траве, притормаживая у озерца.

Но в большее изумление меня повергла девочка лет четырех с банкой пива в одной руке и зеленой игрушечной улиткой — в другой. Она, кривляясь, подбежала ко мне и с гордостью заявила:

— А я пиво пью!

Я с облегчением вздохнула — безалкогольное. Но все же…

Мы познакомились. У Алинки сегодня праздник — мама приехала, из «далекой-предалекой Москвы».

— А я с бабушкой живу, вдвоем. Мама только на праздники у нас, потому что она работает.

— А почему она в Москве работает?

Алинка изумленно открыла и без того большие глаза-пуговки и, поражаясь моей несмышлености, выдохнула:

— Как почему? Потому что!

И мне показалось, что этот ребенок, как никто другой, понимает проблемы провинциальных городов, отсутствие хорошей работы и достойной оплаты, и уже давно примирился к вечным разлукам с самым любимым человеком и по-детски непосредственно радуется, что «мама аж на два дня приехала!»

http://www.taday.ru/text/128 542.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru