Русская линия
Русский дом Ирина Воронцова14.08.2008 

Непреложное упование

«Пост — это период духовного напряжения, время радости, возвращения домой, время, когда мы можем ожить, стряхивая с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», — писал митрополит Сурожский Антоний. Подобно блудному сыну, заплутавшему в перипетиях своей судьбы, который, «пришед в себя», вспомнил о родном доме, мы «приходим в себя» на пороге поста. Обнявший вернувшегося сына отец произнёс: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15.24).

Вступая в Успенский пост, мы оживаем памятью о том, что во Христе нет смерти

14 августа начинается Успенский пост. Это значит, что кончается лето, вот-вот и упадут первые жёлтые листья, а по стёклам зашуршит прохладный дождь. Кончается церковный год. Первый большой праздник церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы, последний — Её Успение. В течение жизни Богоматери произошли все важнейшие события нашего спасения, недаром в богослужении поётся: «из Тоя исправление и нетление процвете». Подобно тому, как Церковь воспевает Её началом и средоточием нашего спасения, этот пост включает воспоминание центральных событий: в Происхождении Честного Креста Господня — распятие Христа, в Преображении — итог крестного подвига Спасителя. И начинается пост за две недели до праздника Успения — преставления Пресвятой Богородицы.

В начале поста Церковь посчитала нелишним напомнить о подвиге семи святых мучеников братьев Маккавеев, отказавшихся в 166 году до Рождества Христова вкушать по требованию сирийского царя Антиоха запрещённую законом пищу. Мать Маккавеев, Соломония, рассказывая о Боге, сказала младшему из сыновей, боясь, что он по малости лет испугается смерти: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю… и познай, что все сотворил Бог из ничего… Не страшись… и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». (Макк. 7. 28−29). Подвиг братьев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана, одержал победу, очистил Иерусалимский храм от идолов.

От нас не требуется такой жертвы. Между тем, Успенский пост — очень строгий, как Великий пост. Там — Великая четыредесятница, похожая на пробуждение от зимы к весне, от греха — к жизни. Здесь — цветущее плодами лето, ласка солнца и голубизна неба, заставляющая любоваться этим дивным миром, сотворённым и вызванным к жизни любовью Божией из ничего. А как радостно начинается этот пост — медовым Спасом! 14 августа праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в народе называют «медовый Спас». Ещё нельзя вкушать плоды нового урожая, но в храмы для освящения несут первые итоги лета — янтарный мёд.

Церковное название этого праздника восходит к IX веку. По причине заболеваний, бывавших в августе в Константинополе, существовал обычай: часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских Императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие. Две недели эту святыню носили по городу, служили молебны «для освящения мест и отвращения заболеваний». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 14 августа 988 года. В этот праздник в храмах выносят для поклонения Крест и совершается малое освящение воды. Поэтому он ещё называется в народе «Спас на воде» или «Мокрый Спас».

Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время битв св. благоверного Князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами. В 1164 году в походе против них перед войском несли икону Владимирской Божией Матери и Крест Христов. Болгары были разбиты и обращены в бегство.

19 августа вновь большой праздник — Преображение Господне! Храмы заполняет душистый запах яблок нового урожая. Первые плоды — Богу, в благодарение и для освящения. Летние храмы полны света, белые покровы на аналоях, белые одежды священников, радостно звучат песнопения. Праздник Преображение Господа нашего Иисуса Христа в народной традиции именуется «яблочный Спас». По монастырскому уставу Успенским постом в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, вторник, четверг — горячая пища без масла, в субботу и воскресенье — пища с растительным маслом, а в день Преображения разрешается есть рыбу.

Прошёл праздник, душа в ожидании Успения: с какими итогами придём к нему? По церковному преданию, Богородица знала о времени своего перехода в иной мир и готовилась к нему постом и усиленной молитвой. Предание гласит, что Архангел Гавриил во время Её молитвы сообщил Ей о конце Её земной жизни. Когда Богоматерь лежала на смертном одре, окружённая любившими её апостолами и учениками, в необычном свете сошёл с неба Господь Иисус Христос, и Она без телесного страдания предала в Его руки Свою чистую душу. Вспоминая это, Церковь воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

С 450 года известны упоминания о Богородичном посте. Тогда же, зная о сказании II века о телесном переселении Богоматери по сочинениям еп. Сардийского Мелитона, св. Патриарх Иерусалимский Ювеналий подтвердил перед Императором Маркианом достоверность предания и послал его супруге Пульхерии погребальные пелены Богородицы, взятые из Её гроба. Святые одежды Богоматери были разделены на части, они творили и творят чудеса. Её многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое Тело Её, взятое на Небо, свидетельствует нам о будущем. Потому-то и радостен христианам строгий Успенский пост, возвращающий нас к памяти о Воскресении.

http://www.rusdom.org/node/310


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru