Русская линия
Седмицa.Ru Анатолий Холодюк11.08.2008 

Память великомученика и целителя Пантелеимона
9 августа Православная Церковь отмечает день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

«…Стояла на том месте старая маслина»
Из истории Афона

Чудотворная икона святого великомученника и целителя Пантелеимона из Свято-Пантелеимонова монастяря на Афоне
Чудотворная икона святого великомученника и целителя Пантелеимона из Свято-Пантелеимонова монастяря на Афоне
…Воскресная трапеза в Свято-Пантелеимоновом монастыре подходит к концу. Вот игумену Иеремии поднесли блюдо с коливом и он, начертав на нем знак креста, часть кладет себе. Прислуживающий послушник Петр из Грузии предлагает нескольким почетным гостям за игуменским столом коливо и далее с помощниками спешно обносит всех монахов, послушников, монастырских рабочих и паломников. Трапеза воспринимается в русском монастыре как логическое продолжение только что законченной ночной службы. А сама величественная трапезная крестообразной формы с ее высокой шестигранной колокольней считается самой большой на Афоне и напоминает всем афонским гостям еще один большой храм на территории обители. Со стен, колонн и потолка глядят на тебя многочисленные лики преподобных отцов, афонских святых и многих Божьих угодников. Вот — сцены событий из земной жизни и страданий великомученика Пантелеимона. Сурово выглядит большая настенная роспись в желто-черных красках с сюжетом из Апокалипсиса, недавно выполненная монастырским иконописцем Варсонофием… Наконец, в старенькой руке игумена прозвенел колокольчик, что означает окончание трапезы. Прозвучали благодарственные молитвы и священноархимандрит Иеремия вместе с духовником отцом Макарием поспешили к выходу, стали слева в дверях и благословляют кланяющуюся им братию и многочисленных паломников. Рядом с монастырским начальством стоят дежурный повар, он же врач — отец Силуан, и два трапезаря, все они, сложив руки на груди, просят прощения у всех покидающих трапезную. Никто из присутствующих не расходится по братским или гостиничным келлиям, а направляются на краткую литию в восьмикупольный соборный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона, расположенный на соборной площади. Посередине храма иеромонах Максим уже поставил восьмигранную инкрустированную перламутром тумбочку, а на ней воцарилась главная святыня и сокровище монастыря — ковчег со святыми мощами честной главы святого великомученика и целителя Пантелеимона. Находится она в этой обители с 1347 года и является великим даром сербского правителя Стефана Душана Сильного. В каждое воскресенье около святого ковчега поется молебен великомученнику Пантелеимону. История монастыря свидетельствует, что многие из афонских насельников и паломников, а также многочисленные верующие в Москве (1996 и 2000 гг.), Санкт-Петербурге и Киеве (2000 г.), когда цельнобоносные мощи приносились с Афона в эти города, получили долгожданные исцеления от разных душевных и телесных болезней.

Всегда приветливо — радостный с гостями иеромонах Исидор успел выполнить мою просьбу перед отъездом из монастыря. Он тихо произнес краткую молитву и приложил к честной главе великого святого приобретенные мною в монастырской лавке несколько коротких четок, оливковую веточку с плодами, иконки, среди которых — одна необычная, ибо нарисована на плашке старого дерева:
-…Это фрагмент ствола Пантелеимоновой маслины, — вспомнил я слова отца Никиты, по благословению отца Макария вручившего мне в 2002 году на прощание в качестве подарка эту необычную икону.

После поклонения святым дарам каждый из братии и паломников подходит к необыкновенно красивой чудотворной иконе святого великомученика Пантелеимона, источающей больным из разных стран мира, даже независимо от их религиозного исповедывания, неоскудевающую благодать исцелений. Святой целитель Пантелеимон изображен в виде прекрасного юноши с ковчегом-ящичком снадобий и ложечкой в руке. Образ, помещенный в резной киот, украшен богатой ризой с драгоценными каменьями, которая гармонирует с резным золоченым иконостасом, где иногда радужными брильянтами играют пробиваемые через цветные оконные стекла горячие лучи греческого солнца. Чудотворная икона с аккуратно прикрепленными и нанизанными на ней различными золотыми и серебряными подвесками, цепочками, крестиками, кольцами и даже наручными электронными часами струит благоуханные дары исцелений всем умиленно вздыхающим около нее болящим и здоровым людям. Отец Никита, к сожалению, назвал мне не иконописца, а только имя дарителя позолоченной ризы — «купца Егора Шучева со товарищами из Вологды». Чудотворный образ целителя Пантелеимона изливает живительную отраду в сердце каждого христианина, и каждый паломник — еще пока здоровый или уже болящий — из глубины души и глубины своего греховного падения как может, изливает перед ним свои молитвенные чувства и славословия:
- И я, грешный Анатолий, благодарю тебя, целитель и великомученик Пантелеимон, за то, что с каждым приездом в твой монастырь, ты помогаешь мне осознать тленность и никчемность всякого мирского положения и удовольствий жизни на Западе, а еще — и скоротечность земной жизни. Прости, что я давно и с зажмуренными глазами покинул на родине свой храм и помчался за границу, ошибочно думая, что «за бугром» отворяются райские двери. Благодарю, что за дни паломничества ты дал мне почувствовать духовный взлет молитвы, что теперь после покаяния и исповеди у меня в душе мир, и, кажется, все тело пронизано благодатью причащения. Прости все мои грехи и укрепляй меня далее духовно и телесно. Благослови в следующем году 9 августа еще раз приехать к тебе на поклонение в храмовый праздник…

После молитв у иконы и целования креста все присутствующие в храме получают благословение игумена Иеремии и бесшумно выходят на соборную площадь. Отец Никита, прислуживающий в храме пономарем, шепнул на выходе, что вручит еще для нашей русской часовни-памятника на территории концлагеря Дахау несколько больших восковых афонских свечей собственного изготовления и флакончик с маслом из лампады, горевшей перед чудотворной иконой целителя Пантелеимона, поэтому попросил некоторое время подождать его у монастырской канцелярии, «а лучше — возле нового ростка маслины».

- А я не знаю, отец Никита, где этот росток.

- Во внутреннем дворике. Там, где стояла старая Пантелеимонова маслина. Неожиданно засохла, вот и пришлось спилить, — последовал ответ.

Ожидая в условленном месте монаха, заканчивающего в храме свое послушание, в очередной раз открываю книгу с житием…Святой великомученик Пантелеимон, в рождении Пантолеон, прославлен как безвозмездный врач. Родом он из Никомидии, где в год (III-й век) появления его на свет в семье православной христианки Еввулы и язычника, в городе происходили жестокие гонения на Христову Церковь. После обучения врачебному искусству у местного лекаря по имени Ефросин юноша Пантолеон просвещался в истинной вере у тайно проживавшего в Никомидии священника Ермолая. Однажды Пантолеон увидел мертвого отрока, укушенного змеей, и, желая убедиться в истинности христианской веры, стал молиться, чтобы Господь оживил мертвого мальчика. Вознесенная Пантолеоном молитва была услышана Богом, и после оживления отрока он тайно принял Крещение с именем Пантелеимон. Призыванием в своих молитвах Иисуса Христа целитель Пантелеимон стал безвозмездно исцелять многие болезни и стал известным в своем городе и за его пределами. Ревнивые и завистливые никодимийские врачи донесли жестокому правителю Максимиану, по приказу которого были сожжены и замучены в заключении тысячи христиан, что Пантелеимон исцеляет христианских узников в темницах. Озлобленный и нечестивый Максимиан после отказа Пантелеимона отречься от Христа и исцеления им на его глазах расслабленного Именем Иисуса Христа, предал святого жесточайшим мучениям. Его тело рвали и жгли, колесовали, ввергали в расплавленное олово и в морскую пучину с камнем на шее. Святой Пантелеимон, укрепляемый Господом, мужественно претерпевал ужасные истязания и обличал мучителя. «Велик Бог христианский! Да отпущен будет невиновный и праведный юноша!», — возопил народ, увидевший, как лютые звери, к которым бросили святого, стали ластиться к нему, чтобы коснуться его руки. По приказу пришедшего в ярость императора были зарублены все, кто публично славил Иисуса Христа, а великомученик был приговорен к усечению главы. Его повели через город Никомидию и привязали к одному старому масличному дереву. Здесь свыше был слышан глас Божий, переименовавший его из Пантолеона («по всему лев»), в Пантелеимона («всемилостивый») — имя, соответствующее жизни и подвигу святого и дарующему ему и по смерти миловать и исцелять всех притекающих к нему за помощью во всех бедах и скорбях.

Далее в житии святого славного великомученика Пантелеимона, написанном свидетелями его жизни и страданий — Лаврентием, Васой и Провианом, читаем: «…Когда воины, проведши мученика от города расстоянием более одного поприща, привели на место, где благоизволил Господь рабу Своему скончаться; тогда и здесь Бог явил во святом Своем чудо, не меньшее прежних. Стояла на том месте старая маслина. К этой маслине привязали страстотерпца…». Под маслиной «отсекли мечом мученику голову», но «…у святого вместо крови истекло млеко; а маслина, к которой он был привязан, вся покрытою стала плодами от корня до верха. Видя то, многие из народа, бывшего при сем на месте, уверовали во Христа. Когда это дошло до слуха тиранствующего царя, он повелел древо то срубить, рассечь на части и сжечь в огне вместе с телом мученика, которое еще прежде уже было приказано предать огню. Приказание было исполнено…». (См.: Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеимона. В 2-х частях. — М., 1903, с. 33 — 35).

… В это время ко мне подошли отец Никита с пакетом свечей и флаконом масла и иеромонах Иоаким — тихий, скромный, милосердный, добрый, с ласкою и любовью относящийся ко всем паломникам. Отец Иоаким — автор-составитель первого тома большой книги «Великая стража», из-за которой у него осложнились отношения со священноначалием монастыря, а труд его стал заметен даже в нашей Баварской Национальной библиотеке, где много русских читателей. Монахи подвели меня ближе к каменному невысокому ограждению круглой формы, скрывающему в траве хрупкое маленькое деревце бело-зеленой маслины. Это и есть то самое место на территории монастыря, где до недавнего времени росла знаменитая на Афоне Пантелеимонова маслина. Отец Иоаким, выполнявший какое-то время в монастыре послушание библиотекаря, поведал старое предание: приблизительно в 1860 году, а может, и раньше (подробная память об этом событии, зафиксированная в каком-либо письменном документе до сих пор не обнаружена. — Примечание А.Х.), здесь, во внутреннем дворе, справа от входа в главный храм, где в алтаре находятся мощи целителя и великомученика Пантелеимона, монахи по благословению первого русского игумена обители архимандрита Макария (в миру — Михаил Иванович Сушкин) посадили в землю косточку маслины якобы от того самого ростка дерева, что выросло на месте мученической кончины страстотерпца в 305 году в Никомидии. Из косточки со временем выросла красивая маслина с теплым извивающимся стволом, за которой благоговейно ухаживали монахи-садовники. Возможно, когда-то за этой Пантелеимоновой маслиной присматривал и сам преподобный Силуан Афонский, живший в обители. Старые монахи-афониты из своего опыта знали, что это совсем неприхотливое дерево, ибо, как и они сами, «скромная» маслина от жизни немного требует: в обильной влаге не нуждается, хорошо и медленно растет в сухой и каменистой почве, достигая при этом глубокой старости.

Монахи окропляли маслину святой водой, прикрепили обручем к ее стволу фонарик, где ночью теплилась лампадка, возжигали на обрамляющих дерево камнях свечи, читали акафисты и молитвы. Необыкновенно красива маслина была в дни цветения, когда по весне она торжественно покрывалась пучками желто-белых цветов, от которых звездными ночами исходило особое свечение, а солнечным днем привлекала отовсюду блестки стрекозьих крыл и гудящих шмелей. Когда замечали, что некоторые ее ветви неожиданно засыхали, их спиливали, а оголившиеся древесные кольца покрывали краской. И тогда, по совету греческих монахов, к дереву прививали веточки от дикой маслины, тогда оно приносило хорошие плоды. Поздней осенью монахи обирали с масличных ветвей сотню-другую целебных плодов. Садоводы не разрешали послушникам трусить дерево, как это обычно принято на Афоне, тем более сбивать с него оливки палкой: «Смотри, а то каждая палка имеет два конца…».Свежие плоды потом мариновали на кухне и только в особых случаях, обычно на торжественных трапезах, подавали их к столу именитым гостям в качестве угощенья. Отдельные листики и сухие плоды этого масличного дерева вместе с ладаном, маслом, четками и даже цветными морскими камешками продавали паломникам в монастырской лавке. Маслина пережила в монастыре несколько пожаров и осталась невредимой. Когда в 1959 и 1968 годах на территории обители вспыхивали сильные пожары, то громадные волны пламени поглощали здесь высокие кипарисы и толстые лозы винограда. Огонь тогда повредил библиотеку, полностью сгорела восточная стена монастыря с келлиями, часовнями и братской больницей. Гасить пожар монастырским насельникам было неимоверно трудно и сложно, во-первых, их было мало, а во-вторых, большинство монахов были немощны — самому «молодому» из них было 54 года, другие были старше его на 20 — 30 лет. Очевидцы оставили свои воспоминания об этих страшных событиях: от огня плавился даже строительный кирпич Царских покоев. Однако в этом гигантском пожаре чудом уцелела Пантелеимонова маслина, несмотря на то, что рядом с деревом бушевал огонь. Он не тронул маслину, ни одна его ветка и ни один листок не были повреждены.

Кстати, несколько раз по заступничеству своего святого покровителя обитель была спасена от бушевавших рядом с ней пожаров. Однажды случился пожар в лесу, примыкающем к монастырским строениям: «пламя, более и более усиливаясь, с яростью пожирало все ему встречающееся и грозило уже истреблением самой обители; употреблены были все человеческие усилия к ослаблению всепожирающей его силы, — все напрасно. Но лишь только обратились с молитвой ко святому страстотерпцу, как всепоглощающее пламя тотчас же утихло» (Цитирую по кн.: Вышний покров над Афоном…- М., 1902, с. 146). Противодействием всем пожарам служили усердные молитвы монастырской братии к всемилостивому великомученику Пантелеимону и — прошения монахов не оставались тщетными. Так, 7 августа 1887 года вспыхнул пожар, нанесший серьезный ущерб Покровскому храму и придельному к нему Александро-Невскому, а также нескольким параклисам и келлиям. В Покровском храме остался невредимым перенесенный сюда при освящении храма 10 января 1853 года чудотворный древний образ целителя и великомученика Пантелеимона (с житием), составляющий, по утверждению монахов, «красоту Покровской церкви и залог божественной защиты и предстательства великомученика пред Богом». До сих пор неизвестно, когда, где и кем написана эта икона, находившаяся сначала в Нагорном Русике. В середине 19-го века икона заметно обновлена и вокруг фигуры целителя Пантелеимона, изображенного в рост (реставратор и автор графического подобия иконы — Д. Рыжов (?). — Примечание А.Х.), расположены 14 клейм, последовательно рассказывающих на греческом языке о главных событиях земной жизни святого: «Царь повелевает Ефросину обучать святого врачебному искусству», «Святой обучается врачебному искусству у Ефросина», «Святой оглашается Ермолаем», «Святой воскрешает мертвого, убив змею, и утверждается в вере во Христа», «Святой получает крещение от Ермолая», «Святой врачует очи слепого», «Милосердие святого к бедным», «Святой предстает царю и исцеляет расслабленного», «Святой привязан к дереву и опаляется горящими свечами», «Святой ввергается в коноб (жбан.- Примечание А.Х.)», «Святой повергается в море», «Святого бросают зверям», «Сокрушение колеса», «Усечение святого». Собрание чудесных знамений и исцелений от этой чудотворной иконы, относящиеся к Свято-Пантелеимонову монастырю и православному отечеству в России, подробно изложены в книге «Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеимона» (М.1903г.).

…Сучковатые ветви, цементного цвета кора, растущие попарно узкие листья серовато-зеленого цвета с наружной стороны и почти белые с внутренней. Это и есть вечнозеленая маслина или олива — одно из любимых монахами главных плодовых деревьев на Афоне. Некоторые паломники принимают старое дерево маслины за иву.

Древесина хорошо подается резьбе и полировке, поэтому монахи используют дерево при отделке храмов и в других нуждах. Плоды созревают обычно к ноябрю, их обирают, отрясая шестами ветки. Издавна монахи афонских монастырей какую-то часть маслин заготавливают и маринуют для своих нужд. Например, на деревянных столах в трапезной Свято-Пантелеимонова монастыря всегда стоят маленькие металлические мисочки с маринованными маслинами, приготовленными монахами по особому рецепту. Для паломников эти вкусные черно-фиолетовые и зеленые плоды являются дорогим деликатесом. Некоторые чудаки едят их даже вместе с косточками, наивно убеждая соседей за столом, что эти оливки… «легко рассасываются в желудке» (!), на что один медик отреагировал при мне так: покрутил пальцем у виска. Основную массу собранного урожая оливок монахи продают хозяевам маслобоек или сами пускают под пресс, получая оливковое масло (елей). Его используют для приготовления пищи, как горючее в лампах и смягчающее средство для кожи.

Вспомним, как в древнем Израиле оливковым маслом помазывали царей и священников. «Помазанный» — значит выделенный, призванный для исполнения какого-либо особого служения. В Библии много раз можно встретить упоминание о маслине. У пророков она считалась символом красоты, обилия и силы. Лист маслины в клюве голубя принес радостную весть плавающему в ковчеге Ною, поэтому оливковая ветвь издавна считается эмблемой мира и обновления жизни. Вечнозеленое масличное дерево живет веками и поэтому является символом благочестия и Божьего благословения. Псалмопевец Давид говорит о ней, как о символе блаженства и благословения: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божьем» (51:10). Как правило, вокруг ствола старых масличных деревьев от их корней красиво вырастают молодые побеги, что в Псалтыри символизирует детей вокруг трапезы благословенного мужа: «…сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (127: 3).

…Эх, знали бы житие великомученика Пантелеимона и необычную историю появления на территории монастыря Пантелеимоновой маслины иные бестолковые рабочие, восстанавливавшие и реставрировавшие отдельные строения монастыря, не выливали бы тогда тайком от монахов воду с известью под корень чудо-дерева! Об Афоне принято всегда писать лишь в романтически-возвышенном стиле, утаивая и не раскрывая его земных проблем, но они же есть! Это же факт, что на Афоне в кризисные 90-е годы прошлого века слонялись в поисках любой работы неквалифицированные мужики-рабочие из стран СНГ, а также русские или «понтийские» греки, согласные бесплатно жить и питаться в монастыре, к тому же получать за свой труд 12 долларов в день. Живут такие безбородые рабочие на земляном этаже бок о бок с монастырской гостиницей, имеют свой особый распорядок дня, некоторые из них носят в карманах мобильные телефоны, а в комнатах держат радиоприемники и один телевизор на всех. Многие рабочие сознательно, а другие только под давлением монахов Зосимы и Философа появляются в храмах на литургии. Чего скрывать, среди рабочих, конечно, встречаются неверующие и ищущие, курящие и злоупотребляющие алкоголем, который в выходной день можно легко приобрести у греков на пристани в Дафнии. Как правило, покупают по высокой цене не очень качественное вино дешевых сортов, греческое пиво без пены или что-нибудь покрепче, а в придачу — рыбные консервы. Редко, но случаются в монастыре и такие возмутительные действия: в дни поста некоторые проголодавшиеся рабочие готовят у себя яичницу с колбасой. Тогда запахи «мясной глазуньи» распространяются на верхние этажи гостиничного комплекса и достигают келлии, что превращает в вопросительные знаки лица тех, кто подвизается здесь по два — три года как послушник, и тех, кто приехал на Святую Гору Афон с особым расположением духа и увеличительными стеклами фантазии.

Братия опечалилась, узнав первопричину гибели любимого дерева. Монах Харалампий, известный в обители как иеродиакон, летописец и садовод, сообщил в письме автору этих строк, что уже в ноябре 1996 года, когда в самом разгаре велись ремонтные работы в обители, были зафиксированы первые случаи хулиганства со стороны нерадивых рабочих, «выливавших под маслину смывку». Из-за этого «маслина, к сожалению, начала медленно сохнуть, а летом 1998 года я спилил под корень мертвое дерево. Пенек маслины выкорчевали только в 2000-м «. Другой монах, пожелавший остаться неизвестным, вспоминает в своем письме: «После того, как маслина явно засохла, я получил от духовника отца Макария такое послушание — утром и вечером обильно поливать сухой пенек уже спиленной маслины: вдруг спрятанные в земле корни еще живы и должны когда-нибудь дать росток?! Однако корневая система была уже, очевидно, мертва, ибо ни сам пень, ни его корни не давали признаков жизни».

Само тело-ствол и его угловатые ветви-руки маслины монахи решили использовать для изготовления иконных досок. Отец Никита, оказывается не только старательный пономарь, но искусный каллиграф, фотограф и иконописец. Он аккуратно распиливает ствол в поперечнике, шлифует его и затем черной и красной тушью на красивой деревянной пластине рисует графическое изображение чудотворной афонской иконы Божией Матери «Сладкое лобзание»: Младенец Иисус Христос приклонился к девственной Своей Матери, Которая запечатлела Свое нежное материнское лобзание. Улыбка божественной любви покоится на устах Богомладенца, обнимающего левой рукой Богоматерь, Которая со светлым взором и такою же улыбкой любви поддерживает правую руку Своего Сына. На обратной стороне иконы делается красивая надпись: «Сия часть древа есть маслина, росшая в Св. Пантелеимоновом монастыре, — росток от древа, под которым был усечен мечем великомученик и целитель Пантелеимон».

Такая икона служит редким подарком, она же — и благословение Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, которых, надо признаться, не достоин автор этих строк, поэтому икона принесена в дар одной обители.

- Когда отдаешь или даришь, ты — богатеешь, — успокоил меня за чаем в тени виноградной лозы на монастырском огороде иеромонах Николай, детально изучая на своем дыряво-латаном переднике приобретенную мною для мюнхенского прихода Свято-Воскресенской общины большую икону святителя Пантелеимона, которую по доброте сердца выдал мне из запасников канцелярии духовник отец Макарий. Икону московского письма в красивом футляре и с паспортом-документом должны были вручить в качестве подарка российскому президенту, когда он в декабре 2001 года предпринял свою первую попытку посетить Афон.

- Хорошая икона: наш Пантелеимон с предстоящими — ангелом-хранителем и равноапостольным великим князем Владимиром… А то, что ты говоришь, «в ней преобладает много зеленого цвета», то это — не беда. Наш Святой — на фоне афонских гор, а же они у нас какие? — посмотри на них: тоже зеленые. И воздух зеленый… Цвет жизни! Только скажу тебе… взяли с тебя за нее в два раза дороже. С другой стороны, это же не простая, а — «п-у-у-у-тинская!» (улыбнулся монах) икона. Ничего, заработаешь и расплатишься. Главное, чтобы вы молились в своем приходе. А «путинская» или «распутинская» — не важно… Главное — молитва. Вот у нас среди грядок и на тракторе иконы нет, а мы, слава Богу, огородничаем, молимся и рыбку иногда ловим… Да, мы тебе тоже приготовили подарок за твою красную рыбу — вот три лимона и ветка лавра. Могу еще петрушки дать?! Все с нашего огорода, — заключил отец Николай, подсовывая мне грязными руками кусок черной подсолнечной халвы и подливая травяного чая в металлическую кружку.

Он же рассказал, как осиротела братия без Пантелеимоновой маслины. Ее отсутствие заметно сказалось на привычном для глаза облике монастырского двора и на душевном самочувствии — как будто «отнесли на горку» (похоронили. — Примечание А. Х.) всеми любимого брата. Однако не долго горевали монахи. На месте погибшего дерева по благословению игумена вскоре посадили новый масличный росток и тут же защитили его: окольцевали каменным забором. (Непонятно, зачем? Ведь вокруг старого ствола когда-нибудь обязательно вырастут молодые отпрыски из корня -«дети вокруг трапезы»!?).

…Представляю, какое это было ликование в обители, когда увидели новую маслину! — как во время торжественной ночной службы, когда отец Никита в Пантелеимоновом храме особым шестом «заводит» по афонскому обычаю хорос и четыре паникадила со свечами, и все они, раскачиваясь под куполом, описывают над головой небольшие круги, как будто вся вселенная с ее светилами приходит в радостное движение-головокружение…

Отец Никита — еще молодой монах, но всегда думает о смертном часе, а потому, глядя на землю, сказал о себе однажды, что «чувствует радость оттого, что живет и оттого, что умрет». По моей просьбе он прислал недавно выполненное им фото «Маслина-2006» и приписал красивым каллиграфическим почерком несколько фраз: «…У нас все Слава Богу: живем потихоньку и потихоньку умираем. Пару недель назад отошел ко господу о. Гавриил — Царство ему Небесное. Поболел и помер, хорошо отошел, причастившись, по-христиански. Как, дай Бог, каждому помереть, конечно же, в свое время. Всем нам там быть. Ну, а у нас, живых, изменений нет…».

Храню письмо и другого, но жизнелюбивого монаха, где приводится рассказ о новой маслине: «…Старцы одобрили идею отца Давида, этнического грека, занимавшегося у нас садоводством на монастырских землях, — посадить на месте старого дерева корешок маслины с привитой к нему когда-то веточкой знаменитой Пантелеимоновой маслины». В письме монаха Харалампия рассказывается несколько другая версия: «Отец Давид посадил новую маслину, привезенную из скита святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Якобы эта маленькая маслина росла три года у одного келлиота на Святой Анне. Он сказал, что косточка доставлена на Афон из Никомидии, что в Турции…».

Можно предположить, что и в наше время, спустя 16 столетий после мученической кончины целителя Пантелеимона где-то на побережье Мраморного моря сохранилось место — пусть и символическое! — где, по преданию, росло старое масличное дерево, под которым была усечена глава святого великомученика Пантелеимона, где слышен был свыше глас, переименовавший его из Пантолеона в Пантелеимона. На территории древнего города Никомидия, основанного в 264-м году как столица Вифинии и ставшего в IV-м веке резиденцией римских императоров Диоклетиана и Константина Великого, сегодня находится турецкий портовый город Измит (с 1337 г.) — административный центр иля Коджаэли, где проживает согласно справочникам более трехсот тысяч человек. Сохранилась интересная копия старинной карты-гравюры (вторая половина 19-го века — ?), выполненной неизвестным художником А. Метцгером, где изображена часть города Измита с юго-западной стороны. На гравюре просматривается здание храма, носившего имя святого и восстановленного в 1861 году на месте погребения великомученика Пантелеимона, где, согласно представленным комментариям автора гравюры, «в древности был знаменитый монастырь». Указано и место бывшего огромного храма, где в 278-м году в праздник Рождества Христова по велению царя-мучителя Максимиана были сожжены 20 тысяч мучеников из числа христиан. Просматриваются на горизонте обрамляющие Никомидийский залив так называемые «Авксентьевы горы», замечательные тем, что там жили многие подвижники христианской веры во времена Византийской империи. Нанесена на карте прорезающая город «дорога сухим путем в Константинополь» и самое главное — указано географическое положение той памятной точки в Никомидии, где когда-то росла старая маслина. Известно, что А. Метцгер, усердно проделавший когда-то огромную поисковую работу в Измите и скрупулезно запечатлевший на гравюре важнейшие объекты города, связанные с именем целителя Пантелеимона, подарил ее первый экземпляр Свято-Пантелеимонову монастырю, издательский совет которого растиражировал ее в московской типографии И. Ефимова. Условно выдвинем и такую гипотезу: после паломничества в Турцию и проведения там изыскательской работы именно А. Метцгер передал в дар русским монахам вместе с ценной гравюрой и несколько оливковых плодов из Никомидии, из одной косточки которых выросла на Афоне та самая знаменитая Пантелеимонова маслина?!…

(Петров Пост 2006 года. Святая Гора Афон — Мюнхен)

«Русский инок»

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=54 535&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика