Русская линия
Нескучный сад Василий Анисимов11.08.2008 

Раскол на Украине — угроза или миф?
Почему все вздохнули с облечением, когда закончилось празднование 1020-летия крещения Руси?

В конце июля на Украине особо торжественно отмечалось 1020-летие крещения Руси. Православные ждали этой даты с тревогой: незадолго до торжеств в прессе от лица председателя Отдела внешних церковных сношений Украинской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) была озвучена информация об активизации переговоров между украинскими раскольниками и Вселенским Патриархатом. По опасениям арх. Кирилла, во время праздника представители двух раскольничьих структур (т.н. УАПЦ и УПЦ КП) должны были перейти под омофор Константинополя, и так обрести легитимность. Действительно, во время торжественной встречи блаженнейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея I в Киеве президент Украины Виктор Ющенко заявил «Верю, что в Украине появится национальная поместная церковь и прошу, ваша святость, вашего благословения». Однако блаженнейший Варфоломей фактически отклонил эту просьбу. Отметив важность церковного единства, он сказал, что «забота об охране и восстановлении церковного единства — наш общий долг, который превосходит любые политические или церковные цели» и указал, что такое единство может быть достигнуто только каноническим путем. Одновременно на празднование «не вполне круглого» юбилея прибыл и был горячо принят украинскими верующими Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Состоялось торжественное богослужение двух Патриархов, а раскольники (пользующиеся покровительством властей) ни в каких торжествах в результате участия не принимали, еще раз подтвердив свой статус маргиналов в глазах Церкви.

Так что же — опасения были напрасны, или над нами пронеслась и благополучно миновала реальная угроза раскола? Об этом мы спросили руководителя пресс-службы УПЦ МП Василия Анисимова.

— Василий Семенович, кому принадлежала инициатива — праздновать 1020-летие Крещения Руси: светским властям, УПЦ или РПЦ?

- Инициатива празднования принадлежала нам, Украинской Православной Церкви. Точно так же, как и год назад, когда на праздник Крещения Руси собралось до 40 тыс. человек и было очень много молодежи. Учитывая его массовость, мы решили провести этот праздник во всех епархиях и 23 областных городах. Он состоялся даже во Львове и Калуше (второй по величине город в Ивано-Франковской области — а торжества в Ивано-Франковске запретили местные власти). Перед началом подготовки Блаженнейший Владимир обратился и к Святейшему Патриарху, к президенту Украины Виктору Ющенко, Святейший согласовал вопрос с Путиным и Путин с Ющенко решили «подставить плечо», чтобы праздник состоялся и в России и на Украине.

— В России существовали опасения, что Патриарх Варфоломей примет под свой омофор раскольников, назывались даже различные подробности якобы имеющегося сценария. Это была дезинформация, или действительно такая опасность существовала?

— Угроза, что Варфоломей благословит создание Поместной украинской церкви была вероятна. Но, слава Богу, этого не произошло. Более того, встречи и беседы Святейшего и Варфоломея I показали, что это патриархи хорошо все понимают и придерживаются одного мнения. С другой стороны, наш президент сам немного запутался. Я был на той встрече в Москве, когда Ющенко сам пригласил Его Святейшество (он даже называл Святейшего «Ваше Всесвятейшество») на торжества, то есть никакой речи о национальной церкви не было. А потом его отчего-то «перемкнуло». Думаю, тут не обошлось без влияния Филарета Денисенко, да и личные амбиции, наверное, какую-то роль сыграли, потом — скоро выборы. И получилось так, что весь праздник прошел в большом напряжении, когда многие ожидали какого-то скандала. Но Бог поругаем не бывает. Когда народ собрался на Владимирской горке и Святейший с блаженнейшим Варфоломеем I направились к народу, верующие встречали их с плакатами — «Наш Патриарх — Алексий II», и милиция попыталась плакаты отобрать. Народ заволновался и вдруг кто-то крикнул: «Наш Патриарх — Алексий!». И этот крик подхватила вся толпа. И сразу все стало ясно: и Варфоломею, и Ющенко и милиция успокоилась. И народ даже не сразу угомонился с началом Литургии. А СМИ стали вопить — эти верующие не могут отличить Литургию от футбольного матча! Ющенко же даже до конца Литургии не достоял, через 10 минут после начала ушел.

— Как сегодня соотносятся количество прихожан (приходов) УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ и как удалось избежать участия раскольников в празднике — ведь их поддерживает власть?

— У УПЦ МП до 12 тыс. приходов и 200 монастырей, 43 епархии, у филаретовцев до 3 тысяч (хотя Филарет и называет цифру в 4 тысячи), у автокефалистов около 500 приходов. Поскольку инициатива проведения праздника принадлежала нам, то с самого начала все было поставлено так, что мы не знаем никого кроме нашей канонической Церкви, поэтому проблемы с раскольниками не было. Причем они здесь? Ведь когда они что-то свое организуют, мы же к ним не лезем!

— Кто является основным двигателем идеи автокефальной поместной церкви?

— Об этом на протяжении своего президентства тараторят все трое: и Кравчук, и Кучма и Ющенко. Примечательно, что хотя сами еще только «по щиколотку» в Православии, а уже «бронзовеют», чувствуют себя «вторым изданием» святого князя Владимира: «Вот мы церковь создадим, без Нее мы жить не можем». Ющенко уже приезжал в Лавру два года назад и пытался убедить всех архиереев в создании Поместной церкви и тогда ему ясно сказали, что это невозможно. Ну не можешь жить без Церкви, так ходи в Нее, никто же не препятствует. В декабре на соборе УПЦ приняла специальное обращение о единстве, такое же определение было о единстве на архиерейском соборе РПЦ в этом году, поэтому все точки над «i» расставлены, Церковь сказала свое слово. А уже общественность и власть — это их проблемы, у нас Церковь отделена от государства, поэтому и никакой официальной реакции УПЦ на просьбу Ющенко благословить создание Поместной церкви, высказанную на встрече с патриархом Варфоломеем, не последовало.

— В России были сильны опасения, что каноническая Украинская Церковь тоже будет добиваться автокефалии. Они имеют под собой почву?

— У УПЦ сегодня даже больше прав, чем у любой автономной Церкви (есть церковный суд, синод и митрополит поставляют епископов, УПЦ полностью экономически независима от РПЦ МП), поэтому нынешний статус полностью устраивает Украинскую Православную Церковь. Об этом не так давно заявил Блаженнейший митрополит Владимир. Поэтому угроза раскола внутри самой УПЦ МП отсутствует. Проблема в другом — как вернуть в Ее лоно наших «филаретовцев» и «автокефалистов».

Интервью подготовил Алексей РЕУТСКИЙ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=7&article=1011


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru