Русский дом | Олег Байда | 11.08.2008 |
О чём говорит нам рассказ об избрании Матфия в число 12-ти Апостолов? Почему для Апостолов так важно было после отпадения Иуды сохранить число учеников, избранных Самим Господом? Современный читатель проходит мимо точного понимания этого вопроса.
Для пророческого служения обществу в Библии характерно особое внимание к символическим действиям. Не только слова, но и некоторые особые деяния пророка несли важную информацию. Господь Иисус Христос был больше, чем пророк, и в Его служении соединились служения Царя, Священника и Пророка. Вход Господень в Иерусалим и проклятие смоковницы, изгнание торгующих из Храма и чудо умножения хлебов — все эти действия были исполнены особого смысла, понятного людям, воспитанным на Священном Писании. Избрание Иисусом Христом 12-ти апостолов (по числу колен Израиля), а потом и 70-ти (по числу всех языческих народов, известных на то время) должно было говорить Его современникам о том, что сейчас происходит: пришёл Царь, власть Которого распространяется на весь еврейский народ и на всю Вселенную! Как двенадцать патриархов возглавляли Церковь Ветхозаветную, так двенадцать Апостолов Нового Завета призваны судить весь мир («судить» на евр. языке означало «править», а не председательствовать на заседании суда).
Во время Исхода из Египта, перед вторжением в Ханаан, евреи бросали жребий, чтобы распределить уделы Земли Обетованной между 12-ю коленами Израиля. Перед тем как отправиться на проповедь Евангелия, апостолы, по Преданию, также бросали жребий, распределяя весь мир для проповеди Благой Вести.
Современные либеральные «богословы», воюющие против Церкви Христовой и отрицающие намерения Иисуса Христа основывать на земле Церковь как некоторую «организацию», несмотря на всю свою «эрудицию», проявляют полнейшее непонимание библейских реалий. Конечно, это связано с изначальными «установками», с их ответом на вопрос «А вы за кого почитаете Меня?» (Мк. 8, 29). Иисус Христос не был прекраснодушным «учителем нравственности», которого не заботило коренное преображение общества на всех его уровнях.
Он действительно не призывал и даже предостерегал Своих учеников от бесплодной политической борьбы. Но тот «огонь, который Он принёс на землю» должен охватить всю землю! В течение такого короткого Своего служения (три с половиной года) Он делал всё, чтобы это свершилось. И Он поставил на служение учеников, призванных докончить то, что Он начал, призванных разделить Его Жребий!
Каждая профессия в мире должна быть понимаема как служение Богу. Но служение в Церкви является результатом особого Божиего избрания и призвания. Стать членом «клира» значит"отделить" себя (по евр. «святой» — «отделённый»), посвятить себя полностью на особое служение Богу и людям. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Разделяя служениеХриста, христиане разделяют и Его судьбу. Избранный в число 70-ти, а потом и 12-ти Апостолов, св. Матфий мученически закончил свою жизнь. Согласно славянскому Житию, он был побит камнями, а в греческом варианте Жития — распят на кресте.
По жребию св. Матфию досталась для проповеди Иудея. Но из Жития мы узнаём, что проповедовалон и в «Эфиопии». Под этой страной следует понимать Эфиопию Понтийскую, или Колхиду, на Кавказе. Апостол основал христианские общины в тех местах, где в IV веке примет жребий своего служения свт. Иоанн Златоуст — верный ученик Господа. Архиепископ Константинопольский примет мученическую кончину в те времена, когда империя станет считать себя христианской, ибо он будет верно понимать призыв Господа полностью посвятить свою жизнь служению Богу и людям, потому что целью его жизни станет истинное преображение всего общества по заповедям Иисуса Христа!
18 ноября 1917 года из ковчега со жребиями старец Алексий вынул записку с именем Патриарха Тихона. Первый после 200-летнего перерыва Патриарх Московский и всея Руси возглавил Церковь, чтобы, исполнив смиренно своё призвание, принять мученический венец.
Враги Церкви Христовой сегодня используют особый термин: «клерикализм». Так они называют любые попытки Церкви повлиять на современное общество. Не стоит удивляться. «Ученик не выше учителя» (Мф. 10, 24). Наоборот, будем проверять себя, насколько мы достойны носить имя Христианина, «принять жребий служения сего» (Деян. 1, 25).