Православие на Дальнем Востоке | Иеромонах Агафангел (Белых) | 09.08.2008 |
Для тех, кто не знает, хочу напомнить хронику событий. 4 июля в Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, назначенный решением Священного Синода временным управляющим Анадырской и Чукотской епархии вместо запрещенного в священнослужении епископа Анадырского и Чукотского Диомида (журнал N 56 от 28 июня 2008 года). Передача административных и финансово-хозяйственных дел Анадырской и Чукотской епархии было осложнено открытым противодействием сотрудников епархиального управления. Договоренности о передаче дел были достигнуты в присутствии представителей Управления внутренних дел и Счетной Палаты Чукотского автономного округа и оформлены соответствующими актами 8 июля 2008 года. Тем не менее, к сожалению, эти договоренности сторонниками бывшего чукотского архиерея были неоднократно нарушены. Выемка документов, которые, как оказывается, хранились в Преображенском храме, была произведена лишь 15 июля. При этом последовал ряд провокационных действий со стороны приверженцев запрещенного епископа. Также весьма затрудняло работу отсутствие уставных документов. В дополнение к создавшейся сложной ситуации все это крайне предвзято освещалось на специально созданных новостных сайтах и форумах.
Ныне епархиальная жизнь потихоньку налаживается. В настоящее время в храмах Анадыря проводится уборка, ремонт систем энергетики и теплоснабжения. Продолжается инвентаризация имущества Преображенского храма, фактически превращенного в склад продовольственных и бытовых товаров. Этот храм мы готовим к грядущему престольному празднику. Сейчас на воскресных богослужениях присутствует по 30−40 человек (что вполне нормально для небольшого городка в сезон летних отпусков), регулярно приходят те, кто хочет креститься. По благословению владыки Марка мы ввели в Троицком храме обязательные огласительные беседы перед Крещением. Это уже приносит свои плоды — отрадно видеть, как люди приходят на Крещение подготовленными, осознанно произносящими Символ Веры.
Хочу поделиться с вами еще одним наблюдением. Дело в том, что здесь, на Чукотке, платить за требы не принято — записки на проскомидию, на молебны, сорокоусты подаются без внесения фиксированного размера пожертвования (и чаще всего — вообще без оного), не вносится пожертвование и за совершение Таинства Крещения. Даже освящение имущества — жилья, автомобилей, также не сопровождается каким-либо вознаграждением. Мы не стали менять этот порядок, поэтому, к слову, утверждения о том, что на требы в храмах Анадыря установлены «хабаровские цены» — откровенная ложь.
— На раскольничьих сайтах распространяется информация о «сожжении икон в Анадыре». Что это за история?
— К сожалению, наша работа по восстановлению нормальной епархиальной жизни на Чукотке омрачается регулярными провокациями. В частности, скандал, связанный с «сожжением икон», был вызван крайне предвзятыми действиями московской журналистки, Г. Н. Симоновой, — директора запрещенной в апреле сего года Священным Синодом к распространению в храмах Русской Православной Церкви газеты «Дух христианина».
В ходе уборки Преображенского храма студенты Хабаровской духовной семинарии, руководствуясь соответствующим указом владыки Марка, сжигали бумажные иконы пришедшие в негодность и алтарный мусор. В «Настольной книге священнослужителя» С. Булгакова именно такой способ утилизации освящённых предметов, ставших непригодными к использованию, рекомендуется как традиционный и канонический.
В это время Г. Симонова, несмотря на позднее время (около 22:30), ворвалась с видеокамерой в притвор храма. По ее настоятельному требованию одна из сопровождающих ее монахинь вызвала милицию, представитель которой подвергся интенсивной обработке со стороны приверженцев владыки Диомида. В полночь же была предпринята демонстративная перед видеокамерой попытка войти в Преображенский храм с криками: «Почему храм закрыт. Почему нас не пускают»? То, как все это происходило, можно увидеть на специально созданном блоге true_anadyr на Liveinternet.ru, где выложены видеоролики, снятые, кстати, самой Галиной Николаевной.
ГОВД г. Анадыря было проведено расследование этого случая. Иконы прошли экспертизу музейных работников, которые признали их серийной продукцией изготовленной полиграфическим способом и не имеющей материальной и культурной ценности. В возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления.
Однако, Г. Н. Симонова приложила все усилия, чтобы из тривиального случая сожжения мусора и ветхих икон, обычного для любого храма или монастыря, выстроить интернет-скандал, трактующий происшедшее как акт неслыханного вандализма — уничтожения «писаных на дереве икон в дорогих окладах». Это целенаправленная ложь.
— Похоже на информационную войну.
— Это и есть война, по крайней мере, так считают наши оппоненты. Мы сами-то только оборону держим, а они ведут активные боевые действия. Вот, например, вчера (6.08.2008) г-жой Симоновой был устроен очередной скандал, связанный с описью содержимого контейнеров, хранящихся на территории Преображенского храма.
Создается впечатление, что камнем преткновения для «зилотов» становится вовсе не позиция владыки Диомида по догматическим и каноническим вопросам, а имущество Чукотской епархии. Хотя те люди, которые называют себя духовными чадами бывшего управляющего Анадырской и Чукотской епархии, скорее всего, просто искренне заблуждающиеся люди, которыми манипулируют те, кому выгодно подогревание раскольнических тенденций в Русской Православной Церкви. Кстати, по совпадению, муж г-жи Симоновой (А. К. Симонов) известный правозащитник, который уже второй десяток лет успешно трудится, осваивая гранты фонда Сороса и прочих заокеанских спонсоров в России.
Вообще, необходимо отметить политику освещения анадырских событий на некоторых аналитических порталах и специально созданных для этого сайтах. Авторы сообщений не гнушаются откровенной ложью, размещая самые фантастические измышления. Например, постоянно распространяются слухи о том, что прибывшие священники (собственно священников-то всего двое было в Анадыре в течение июля — игумен Петр (Путиев) и я, так как о. Юлиан Гоголюк трудился в посёлке Угольные Копи) после богослужения «курят с бутылками пива в руках на крыльце кафедрального собора, громко ругаясь при этом матом». Любому нормальному человеку очевидна дикость подобных фантазий, однако, это не мешает редакторам этих сайтов ничтоже сумняшеся публиковать подобную хулу на носителей священного сана. Мы, как умеем, стараемся в противовес этой клевете знакомить сетевую аудиторию только с подлинными документами по теме, которые располагаются по адресу true_anadyr на Liveinternet.ru.
— Каково Ваше личное отношение к происходящему сейчас на Чукотке?
— Можно попытаться понять владыку Диомида, если представить, что должен чувствовать человек, ревностно радеющий о чистоте веры, который не выезжал довольно длительное время за пределы Чукотки, и при этом постоянно получал тщательно дозированную окружением информацию из интернета о якобы всемирной поддержке своих обращений и телеграммы типа «Весь Волгоград с Вами!» с десятком-другим подписей.
Это же относится и к его приверженцам, о которых я уже сказал, как об искренних, верующих людях. К сожалению, недостаточный багаж знаний в области канонического права и догматики, позволяет им делать ложные умозаключения и действовать, руководствуясь ими.
Думается, что истинные рычаги событий, происходящих в Анадыре, находятся далеко за пределами Чукотки, и управляют ими люди, для которых вопросы веры не являются первостепенными. Вероятно, правильную оценку всем событиям даст время, но, сколько людских судеб будет поломано до этого «диомидовским расколом» нам не известно.
Одной из проблем является и то, что для нас большинство сторонников взглядов владыки Диомида — это наши собратья по вере и Церкви, с которыми пока еще возможен и братский диалог и молитва. Мы же для них, прежде всего, враги Православия, находящиеся вне Церкви, и подобный взгляд сильно осложняет общение.
— Что планируется в Чукотской епархии в ближайшее время?
— Мы будем находиться здесь до тех пор, покуда не прибудет назначенный Священным Синодом, который планируется 2-го сентября, новый чукотский архиерей. Ему будет необходимо передать дела епархии в пригодном для конструктивной работы состоянии, поэтому, сегодня основная часть работы проводится именно в этом направлении.
Также, в ближайшее время по благословению владыки Марка, я отправляюсь в миссионерскую поездку по дальним приходам Чукотской епархии. С собой я везу дар Святейшего Патриарха Московского и всея Алексия II Дальнему Востоку — ковчег с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицами мощей святых апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и святой равноапостольной Марии Магдалины. Первыми пунктами, которые планируется посетить, станут поселок Эгвекинот в заливе Креста и поселок Провидения в одноименной бухте.
Верю, что в этой самой дальней епархии на канонической территории Русской Православной Церкви, наконец, начнётся грамотная миссионерская работа, чуждая эсхатологического алармизма и политиканства. Это крайне важно именно сейчас, поскольку Россия начинается с Чукотки.
С иеромонахом Агафангелом (Белых) беседовал заместитель главного редактора портала «Православие на Дальнем Востоке» Василий Жуков.
Анадырь, 7.08.2008 г.
http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=819&theme=123