Русский дом | Виталий Корж | 08.08.2008 |
Но в последние годы всё чаще звучат голоса доморощенных критиков, ставящих под сомнение величие русской культуры. То и дело слышны призывы отказаться от её наследия, полностью сосредоточившись на поиске новых форм творчества. Мол, классики давно устарели, потеряли своего зрителя, слушателя. Им на смену должны прийти современные художники — свободные от «оков» традиций.
На волне развития культурного нигилизма растёт новое поколение творческой молодёжи. Не признающие никаких авторитетов юные «искатели» творят что хотят, пренебрегая разумом. В их работах — пошлость и скандал.
Наиболее ощутимо в этом смысле страдает живопись. Картинные галереи столицы ломятся от изобилия произведений весьма сомнительного содержания, выставочные залы заставлены громоздкими и бессмысленными инсталляциями. Традиции классической русской живописи осмеяны, затоптаны, забыты. Сегодня в моде эксперименты и провокации.
Голос творческой интеллигенции, пытающейся остановить культурную вакханалию, остаётся не услышанным. Российские чиновники поддерживают новомодных «художников». В то время как молодые таланты, выросшие на произведениях Шишкина и Левитана, оказываются за бортом.
Выставка-конкурс «Отражение», прошедшая в Москве, — своего рода протест против сложившейся в живописи ситуации. Проект, организованный совместными усилиями Российского Фонда культуры, Российской Академии художеств и Творческого объединения «Кредо», ставит перед собой цель защитить отечественную художественную классику, возвратиться к творческим истокам, возродить традиции русского пейзажа.
По словам президента РФК Никиты Михалкова, завязшее в трясине бесконечной суеты общество уже не замечает вокруг себя прекрасного. Мы перестали наслаждаться красотой малой родины, «беспорывностью русского пейзажа», «вечным покоем» природы срединной России. «Отражение» призывает людей замедлить свой бег и насладиться великолепием утреннего леса, тихой реки, золотого поля.
Организаторы конкурса провели строгий отбор участников. Среди них молодые и маститые художники-пейзажисты, пишущие в рамках классических традиций жанра. Одно из условий конкурса: к участию в нём не допускаются авторы из Москвы и Санкт- Петербурга, т.к. только периферия страны не заражена ещё, к счастью, вирусом творческой пошлости.
«В провинции ещё можно найти много того, что называется жемчужными зёрнами нашей культуры, изобразительного искусства», — подчёркивает один из руководителей проекта художник-реставратор, академик РАЕН Савва Ямщиков.
Деятели российского искусства «…ездят по городам, по сёлам, по маленьким посёлкам, — рассказывает вице-президент Российского фонда культуры Лариса Назарова. — И смотрят: может, новый Ефим Чесняков найдётся, которого никто до сих пор не знает, или молодой художник, которого необходимо поддержать».
Ведётся активная работа в Ивановской области, администрация которой выступила соорганизатором проекта. Заканчивается подготовка конкурса в Костроме, Ярославле, Вологде и других городах России. До конца этого года будет определён список победителей, которых ждёт большая выставка в Москве, внимание общественности, премии и стипендии РФК.