Фонд стратегической культуры | Игорь Добаев | 05.08.2008 |
* * *
Ислам на Северном Кавказе, как и в других регионах мира, не представляет собой монолита, но разобщен в рамках существующих направлений, толков и идейных течений.Здесь доминирует суннитская версия ислама, относительно небольшое количество шиитов (по данным Комитета по делам религий Республики Дагестан — около 45 тыс. человек) проживает лишь в южной части этой северокавказской республики.
Что касается толков (мазхабов, или правовых школ в исламе), то с этой точки зрения северокавказский ислам условно можно разделить на две части: на Северо-Западном и Центральном Кавказе (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Северная Осетия-Алания) доминирует ханифитский мазхаб, считающийся самым мягким и гибким в исламе. На Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия) преобладает шафиитский толк, более жесткий, чем ханифитский.
Самое значимое расслоение фиксируется на поле идейных течений в исламе (традиционализм, фундаментализм, модернизм), прежде всего, по линии традиционализм — фундаментализм. Каждое из этих течений борется за усиление своего влияния на верующих. Модернистские тенденции в регионе пока крайне слабы и противоречивы и существенной роли в общем раскладе сил не играют.
Традиционный ислам представлен, прежде всего, институализированным мусульманским духовенством — административно-управленческим аппаратом духовных управлений мусульман (ДУМ), а также подведомственными им структурами (мечети, исламские образовательные учреждения и др.). Эти исламские институты принято считать «официальным исламом», или «мечетным исламом».
На Северо-Восточном Кавказе имеются также еще и другая институализированная группа традиционалистов — сторонники «немечетного ислама», представленные многочисленными вирдовыми, или мюридскими, братствами трех суфийских тарикатов (накшбандийа, кадирийа, шазилийа) во главе со своими руководителями — шейхами и устазами.
Традиционный ислам — сложное, многоуровневое и противоречивое явление. Он также далеко не един. В духовных управлениях мусульман нередки конфликты интересов между отдельными служителями культа. В некоторых республиках, в частности в Дагестане, существует целый ряд этнически ориентированных ДУМов. Имеются противоречия между духовными управлениями мусульман различных северокавказских республик. В рамках созданного в 1998 г. КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа) между некоторыми муфтиями идет борьба за высший пост в данной структуре. Постепенно осуществляется ротация кадров «официального ислама». Имамами мечетей, другими представителями мусульманского культа становятся люди, получившие образование за рубежом, а потому нередко являющиеся носителями ценностей, далеких от традиционных. На Северо-Восточном Кавказе отмечается напряженность в отношениях между различными суфийскими структурами, их шейхами и мюридами. В Дагестане ДУМ вообще контролируется самым влиятельным в республике шейхом накшбандийского и шазилийского тарикатов — аварцем Саидом-апанди Чиркейским.
И таких противоречий в традиционном исламе много. Все это не может не отражаться на настроениях и взглядах простых верующих, большинство из которых также можно отнести к традиционалистам. Северокавказский традиционный ислам, в основном, не затронут процессами модернизации, происходящими в других «мусульманских» регионах России, прежде всего, в Поволжье.
Федеральные и республиканские власти почему-то считают традиционный северокавказский ислам «толерантным», заслуживающим признания и поддержки. Такой взгляд ошибочен: традиционный ислам политизирован, порой радикален и даже агрессивен практически во всех республиках Северного Кавказа. Это чревато разрастанием трений и конфликтов и в среде самих традиционалистов, и между традиционалистами и представителями других течений в исламе. Такая опасность особенно велика для Северо-Восточного Кавказа, где в традиционализме беспрецедентно важную роль играют суфийские структуры, зачастую контролирующие «официальный ислам». Больше всего это заметно в самой исламизированной республике Северного Кавказа — Дагестане, где налицо серьезная политизация традиционалистов.
Традиционный ислам в Республике Дагестан институционально представлен т.н. «официальным исламом» (ДУМ Дагестана и подчиненные ему учреждения), а также многочисленными мюридскими братствами, относящимися к трем присутствующим в республике суфийским орденам-тарикатам — накшбандийа, кадирийа и шазилийа. В постсоветский период в процессе борьбы с радикальным исламом («ваххабизмом») традиционный ислам в Дагестане настолько политизировался, что в перспективе это может привести к тотальной исламизации республики.
Мусульманские объединения Дагестана, обладая широкой сетью организаций, опираясь на традиционные нравственные ориентиры ислама, на авторитет духовных лидеров (алимов, шейхов) предпринимают активные шаги для усиления своего влияния на происходящие процессы в дагестанском обществе. При этом укрепление позиций ДУМД в вопросах регулирования межконфессиональных отношений порождает централизацию религиозной власти, а с другой стороны, усиливает центробежные тенденции, углубляет внутриконфессиональные разногласия и противоречия в мусульманской общине республики. Деятельность религиозных общин, особенно мюридских братств, свидетельствует о возрастании их роли в общественной жизни Дагестана; при этом светские власти так и не выработали эффективные рычаги влияния на их деятельность.
Проведенные социологические исследования показывают, что религиозность дагестанцев различна в зависимости от места рождения (в Северном, Центральном или Южном Дагестане) и этнической принадлежности верующих. Менее всего религиозны жители юга Дагестана. Среди студентов, выходцев из сельской местности, религиозность на 18−20% больше, чем среди студентов, родившихся и выросших в городе. Среди студентов таких национальностей, как аварцы, даргинцы и кумыки, религиозность на 22−25% больше, чем среди студентов лезгин, лакцев, табасаранцев, рутулов и цахуров. На этом фоне исламское движение в республике продолжает шириться и развиваться.
По имеющимся данным, в Дагестане на 1 марта 2008 г. действовало 2240 исламских организаций (из них 2220 суннитских: 1122 джума-мечетей, 699 квартальных мечетей, 178 молитвенных домов, 16 вузов, 15 филиалов, 116 медресе, 94 мактаба и 20 — шиитских объединений: 7 центральных мечетей, 6 квартальных мечетей и 7 молитвенных домов). Преобладающая часть населения Дагестана — мусульмане суннитского толка.
Наиболее значимой республиканской исламской организацией на территории РД является Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД), которое с 1998 года возглавляет председатель ДУМД, муфтий Абдулаев Ахмад Магомедович. Служителей исламских религиозных объединений (имамов, будунов, муэдзинов и др.) — более 2500.
Исламские организации располагают собственными и подконтрольными СМИ. ДУМД имеет свой официальный печатный орган — газету «Ассалам», которая выходит на восьми языках (русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, чеченском и табасаранском). По своей концепции и содержанию к этому изданию близко примыкают еженедельник «Исламский вестник», газета «Нур-ул ислам», журнал «Ислам». Электронные версии газет «Ассалам» и «Нур-ул ислам» помещаются в сети Интернет. В Дербенте выходит ежемесячная газета «Ислам в Юждаге». Исламские организации Дагестана также активно используют возможности республиканского телевидения и радио: передачи «Мир вашему дому» на русском языке на ГТРК «Дагестан», «Час размышлений» на «ТНТ-Махачкала», «Путь к истине» на ТВ «Центр-Махачкала» и на «ТВ-Чиркей». Некоторые передачи дублируются на каналах кабельного телевидения. Пропаганда ислама ведется и на радио «Прибой», «Сафинат» и др. В республике многотысячными тиражами издается религиозная литература, в том числе и на национальных языках. Кроме того, в Дагестан завозится большое количество мусульманской литературы на русском, арабском и других языках, изданной как в России, так и за рубежом. По имеющимся данным, в обороте на территории РД находится более 700 наименований исламской литературы.
Другим влиятельным отрядом традиционализма, влияющего на религиозно-политическую ситуацию в республике, является суфизм — мусульманский мистицизм.
Сегодня в Дагестане действуют 19 шейхов накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов. По национальному составу к накшбандийскому тарикату в основном принадлежат аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы. Кадирийскому тарикату привержены чеченцы, андийцы. Шазилийский тарикат влиятелен среди аварцев и в меньшей степени — среди кумыков и даргинцев.
Общее число активных суфиев в Дагестане, по различным данным, составляет до 55 тыс. человек. Более 75 процентов суфиев проживают в Северном и Западном Дагестане.
За последние годы оформились организационные структуры суфийских общин, выделились их признанные лидеры.
(Окончание следует)
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1520