Фома | 04.08.2008 |
Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
ПРОТИВ ПОЛИТИКИ
Вот уже почти двадцать лет церковные расколы разделяют украинское общество, являясь источником постоянных конфликтов. Они чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе. Более того, с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше.
Возникновение раскола, как известно, было обусловлено целым рядом причин, среди которых политизация церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии, гордыня и нераскаянность предводителей раскола.
Вопрос о преодолении раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического автокефального статуса. Аналогичную позицию занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
Действительно, с большой долей вероятности можно предположить, что изменение канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако оно не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от существующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью. Ведь довольно многие уверены в том, что автокефалия разрушительна для церковного единства.
Такая точка зрения также спорна, ведь будучи доведенной до своего логического завершения, она означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. Но, с другой стороны, представление о том, что Украинскую Церковь спасет ее автокефализация — тоже нелепа, хотя бы потому, что будет принята отнюдь не всеми и опять же приведет к разделению.
В силу названных причин мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни.
Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии
Церковный арбитраж
Перечень церковных правонарушений, которые подлежат рассмотрению церковными судами, включает несколько категорий дел. Это дела против веры, ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве и церковной иерархии. И, конечно, церковный суд будет рассматривать правонарушения, связанные непосредственно с пастырским служением. Уголовные дела, гражданские споры и административные правонарушения не будут рассматриваться церковным судом, но решения гражданских судов будут учитываться.
Если государственный суд при рассмотрении дел о преступлениях и правонарушениях заботится о наказании виновных лиц, то суд церковный в первую очередь призван не карать, а помогать. Его цель — призвать человека к покаянию и исправлению, помочь ему осознать неправильность своего деяния. При возникающих спорах суд призван проводить процедуру примирения в целях урегулирования разногласий. Однако и здесь церковные суды имеют особенность. Касается это правонарушений, совершенных священнослужителями. Это относится к таким проступкам или действиям лица, имеющего иерархическую степень, которые, согласно каноническим правилам Церкви, влекут за собой соответствующие санкции в виде канонических прещений: запрет в священнослужении, лишение сана и так далее.
Православная эклезиология и канонические нормы Церкви определяют, что полнота судебной власти принадлежит собору епископов в рамках всей Церкви, а между соборами — Патриарху и Священному Синоду, и епископу в границах своей юрисдикции (епархии), а поэтому суды призваны оказать содействие в изучении вопроса, было ли совершено нарушение церковных и канонических норм или нет. После рассмотра дела в суде его решение подлежит утверждению епархиальным архиереем или, если дело рассматривалось в общецерковном суде, Святейшим патриархом и Священным Синодом. Результаты рассмотра дела в суде — это еще не приговор, а анализ и вывод, под какие канонические нормы подпадает совершенное правонарушение или невиновность обвиняемого. И здесь положением предусмотрено, что в воспитательных целях меры канонического прещения могут быть смягчены. Еще положением предусмотрено, что если подается заведомо ложное обвинение, то наказание применяется к тому, кто подал это обвинение.
Работа над положением проводилась в течение нескольких лет. Нужно было учитывать разные факторы. Еще в 2004 году Синодальная историко-правовая Комиссия подготовила «Временное положение о епархиальных судах», которое было принято Священным Синодом с тем, чтобы в течение двух лет епархиальные архиереи представили свои отзывы о применении «Временного положения».
Отзывы по упомянутым проектам поступили от восьмидесяти епархиальных архиереев. Содержащиеся в них рекомендации касались самых разных аспектов церковного судопроизводства. В частности, было предложено уточнить предназначение церковных судов; детализировать процедуру судопроизводства; предусмотреть возможность подачи апелляционных жалоб на судебные решения.
В результате этой работы подготовлен проект «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», принятый на прошедшем Архиерейском Соборе. Собор утвердил также текст присяги судьи церковного суда и свидетеля.
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви
Достоинство и свобода
Права человека имеют различные мировоззренческие источники. С одной стороны, они родились в культуре, которая в течение веков просвещалась христианством. С другой — отразили и впитали в себя идеи, появившиеся в среде, отошедшей от евангельских истин в эпоху Возрождения и в Новое время. Однако, несмотря на заметное ослабление религиозности, в общественной морали западных стран до сравнительно недавнего времени сохранялась приверженность христианской системе ценностей.
Сегодня положение совершенно иное. Нравственное согласие утрачено не только в обществе, но и во многих христианских общинах. Будучи заимствованными у христиан, права человека оказались обмирщены и лишены своего религиозного и духовного содержания. Возникающая во многих странах и обществах ситуация чревата, как мне кажется, весьма опасными последствиями, ибо противоречащие Евангелию подходы к морали закрепляются в законодательстве, а значит, могут быть навязаны верующим силой закона.
Именно поэтому на Архиерейском Соборе был принят документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Канонические структуры, священнослужители и миряне нашей Церкви могут руководствоваться этим документом в своих общественно-значимых выступлениях и действиях.
Надеюсь, представленный документ сможет стать важным вкладом в том числе и в диалог, который ведет наша Церковь с государственными властями разных стран, с общественными и международными организациями во имя построения мирных и справедливых отношений между людьми и народами.
Подготовлено на основе доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 года.
Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, патриарший экзарх всея Белоруси, Председатель Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Единство Церкви
Собор принял соответствующее Определение, в котором обозначены как современные угрозы церковному единству, так и пути к его укреплению.
Собор напоминает: «единство — одно из сущностных свойств Церкви». Важно понять глубокий смысл этого богословского утверждения. Церковь — не просто человеческое учреждение, и ее единство связано не с вопросами правильной организации. Источником единства Церкви является присутствие и действие в ней Господа Иисуса Христа, ее Главы. Церковь — источник спасения по той причине, что она есть место Богоприсутствия.
И потому величайшую ошибку совершают те, кто во имя своего понимания верности вероучительной истине противопоставляют себя церковной Полноте, епископату, честному пресвитерству и многочисленному народу Божию. Это пагубный путь, ибо раздор несовместим с благодатью Святого Духа. Благодать Божия удаляется от немирного сердца.
Но если единство Церкви есть дар Божий, можно ли сказать, что оно никак не зависит от нас, ее членов? Конечно, нельзя. Церковь — Богочеловеческий организм. Мы все, епископы, клирики и миряне, призваны постоянно созидать единство: врачевать раны человеческих разделений, преодолевать разномыслия, возгревать любовь — ибо только совершая духовное усилие, мы сможем воспринять и реализовать тот дар единства, который приходит свыше. Здесь необходимо соработничество небесного Главы Церкви и ее земных членов.
Архиерейский Собор призывает всех нас к этим усилиям. Созидание и укрепление единства касается всех уровней церковной жизни — от отдельной епархии и даже прихода до Вселенского Православия.
Единство Церкви Христовой не должны разрушать ни споры о канонических территориях Поместных Церквей, ни те разделения, которые были обусловлены перипетиями истории и грехом человеческого властолюбия, ни тем более государственные границы, старые и новые.
Недоумение нужно обсуждать, разномыслие — преодолевать в диалоге. И стремиться к тому, чтобы всегда побеждал соборный разум, помня о словах Апостола: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух» (Еф 4:1, 3−4).