Русская линия
Одна Родина Николай Головкин05.08.2008 

Свет Глинской пустыни

27−29 июля 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Фонд святого благоверного князя Александра Невского и Московская педагогическая академия провели в Троице-Сергиевой лавре очередной международный образовательный форум «Глинские чтения», приуроченный к 17-й годовщине со дня кончины выдающегося подвижника Русской Православной Церкви XX века, замечательного духовного пастыря, старца, богослова и педагога-нравоучителя, верного сына России и Украины — схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Тема Глинских чтений 2008 года — «Нравственность народа — источник могущества и богатства государства: Современная система образования и отечественная традиция». Первая половина названия темы форума — это слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, выдающегося церковного иерарха XIX века. В чтениях приняли участие педагоги из многих регионов России, Украины, Белоруссии, других стран.

В задачи этого ежегодного форума входит работа с педагогами общеобразовательных учебных заведений, начиная с детских садов и до преподавателей вузов. Предназначение педагога сродни миссии пастыря; по словам святителя Тихона Задонского, «разум без просвещения Божия слеп». Многие явления, наблюдаемые сегодня в среде молодежи, вызывают глубокую тревогу. Безудержная пропаганда греха и порока в средствах массовой информации медленно, но верно приносит свои пагубные плоды. В кризисном положении оказалась современная семья. Поэтому так важно привлечь внимание общественности к отечественным традициям образования и воспитания, семейным традициям, основанным на вековых ценностях Православия.

Нынешние Глинские чтения открылись 27 июля молебном преподобному Сергию Радонежскому в Покровском академическом храме, затем была работа секций: «Духовно-нравственное воспитание в семье и дошкольных учреждениях», «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе (1−4 классы)», «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе» (5−11 классы), «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования», «Нравственный потенциал русского языка. Язык как средство нравственного совершенствования», «Нравственный идеал. Значение житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений», «Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

Год назад на Глинских чтениях появилась секция «Пресса за нравственное общество», а в нынешнем году проходил самостоятельный, параллельный Глинским чтениям Конгресс «Пресса за нравственное общество», куда съехались журналисты из многих регионов России, стран СНГ.

28 июля состоялось Пленарное заседание, которое вёл Н.В. Маслов, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского. В начале заседания было зачитано Приветствие участникам чтений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Воспитание добрых начал в душе человека, приобщение к вере Христовой и нравственным принципам христианства в полной мере приносит ожидаемые плоды лишь в том случае, если оно начинается с ранних лет, — говорится в обращении Его Святейшества участникам нынешних Чтений. — В этом были убеждены старцы Глинской пустыни, наследие которых стало предметом вашего изучения и применения в педагогической практике… Отрадно, что сегодня осмысление трудов Глинских подвижников служит источником вдохновения и укрепления тех, кто вступил на благой, но тернистый путь духовного просвещения молодежи», — отметил Святейший Патриарх Алексий. В этот день были также вручены стипендии имени схиархимандрита Иоанна (Маслова).

В заключительный день чтений, 29 июля, после Божественной Литургии в Покровском храме МДА состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова), затем прошла поминальная трапеза. В память об отце Иоанне был показан кинофильм «Благодатный старец».

* * *

Форум, впервые состоявшийся 17 лет назад, назван по именованию Рождество-Богородицкой Глинской пустыни, основанной в Сумской области Украины на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В XIX столетии Глинская обитель как школа духовной жизни занимала одно из ведущих мест среди монастырей Русской Православной Церкви.

Глинская пустынь, сравнимая разве что с Оптиной по числу старцев, по тому какие подвиги они совершили здесь (доподлинно известно: по водам ходили!), по тому, как стремились сюда православные люди, претерпела в минувшем веке великие потрясения. Монастырь закрывали дважды: в 1922 и в 1961 годах. Глинские старцы разошлись, рассеялись по земле.

В августе — сентябре 1922 года решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта первый раз. Здесь было пять храмов и четыре домовые церкви, проживало около трехсот насельников, в год посещало около шестидесяти тысяч паломников. В 20-е годы XX века храмы и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение Глинской иконы неизвестно, согласно расписке 15 сентября 1922 года, ее «взяли» члены церковного совета жители села Шалыгино (ГА Сумской обл. Ф. Р 1662. Оп. 2. Д. 8. Л. 91).

В 1940−50-е в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества. При схиархимандрите Серафиме братским духовником был схиигумен Антоний (Ветер), затем архимандрит Антоний (Прохода), схиархимандрит Серафим (Романцов), благочинным иеросхимонах Иов (Полхов), затем схиархимандрит Андроник (Лукаш). С середины 1940-х в Глинской пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и другие. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 года были опытные подвижники: схииеромонах Оптиной пустыни Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского монастыря Симон (Хондошко), постриженник Святой Горы схимонах Варсонофий (Середа). По отзывам архиереев «средоточием духовной жизни Глинской пустыни были старцы: схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) (ГАСО, ф. р. 2196, оп. 1, д. 34).

В 1959 году в Глинскую пустынь приезжало несколько комиссий по проверке паспортного режима. Под давлением властей 13 июля 1961 года епископ Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии монастыря. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Глинской пустыни, инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впоследствии психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, библиотека была переданы на хранение в Анастасиевскую церковь города Глухова. Среди святынь до 1996 года в ней находилась копия чудотворной Глинской иконы.

Год 1994 — начало отсчета дней новой Глинской пустыни, воскресшей после трагедии прошлого. С 12 сентября 1996 года — ставропигиальная пустынь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Восстановлены и Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром, священноархимандритом монастыря освящены: надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); построенный Никольский храм (2001) с колокольней.

На месте Ближнего скита в 1990 году схиархимандрит Иоанн (Маслов) расчистил и восстановил сруб над источником у места явления чудотворной иконы. В 2002 году в скиту на месте явления освящена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

…Сегодня в нескольких километрах от пустыни — государственная граница Российской Федерации и Украины.

* * *

Отец Иоанн (Маслов) вошел в историю Глинской пустыни, в историю Русской Православной Церкви как один из самых замечательных подвижников новейшего времени.

Поначалу старший сын колхозного бригадира Сергея Феодотовича Маслова, погибшего на войне, и не думал быть монахом. Но пришло время, когда Иван Сергеевич Маслов почувствовал непреодолимое желание уйти в монастырь.
Глинская пустынь располагалась совсем недалеко от деревни Потаповка Сумской области, где он родился. А суждено было появиться на свет Ивану Сергеевичу Маслову в самый канун великого церковного праздника — Рождества Христова. С юных лет и до конца жизни отец Иоанн нес тяжкий крест мучительного недуга, но был тверд духом. Мать Ольга Савельевна (позже она сама приняла монашество) не хотела отпускать его в обитель — Иван был ее главной опорой. Но переубедить сына не смогла. Позже, отвечая на вопрос о причинах своего ухода в монастырь, отец Иоанн скажет: «Это Бог призывает. Не от человека зависит, влечет такая сила, что не удержишься, — она и влекла меня. Великая сила».

По отзывам верующих, знавших отца Иоанна, он нёс людям мир и покой, обладал редким даром духовно воскрешать людей, близко к сердцу принимал радости и беды каждого человека, приходившего к нему. Через всю свою жизнь отец Иоанн пронёс готовность пожертвовать собой ради паствы, нёс самоотверженный, преодолевающий все преграды подвиг христианской любви. Отец Иоанн не жалел сил для воспитания множества духовных чад. К неудовольствию атеистических властей они притекали к нему со всей огромной страны — СССР.

«Кто-то же должен сказать правду», — такие слова он любил повторять своим духовным чадам. «Будь свечой горящей!», — сказал он как-то своей духовной дочери и добавил: «А свеча сгорает дотла…». Духовная связь старца с его чадами не разрывается и после его смерти. Каждое воскресение на панихиду на его могилку на старом Сергиево-Посадском кладбище приходят и приезжают верующие не только из разных городов и весей России, но и из других стран.

…Больше четверти века он посвятил служению на пастырском и педагогическом поприще в Московских Духовных школах. А последние годы жизни нес послушание духовника Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии.

Московский священник Михаил Малеев вспоминает: «Слава Богу, что Господь дал нам такого наставника для того, чтобы семинаристам и всем, кто у него исповедался, был воочию явлен духовный образ Глинской пустыни». Священник Михаил — художник. Его любимая тема — старчество. На территории храма Покрова Божией Матери в Братцеве, где он служит, открылась целая галерея портретов подвижников благочестия XX столетия. На одном из портретов — схиархимандрит Иоанн. «Когда я встречал в Лавре отца Иоанна, — вспоминает отец Михаил, — меня поражал его молитвенный настрой. Он молился непрестанно. Когда спрашивали его совета, он не сразу отвечал, но прежде молитвенно обращался к Богу, а потом давал ответ. В своей картине я хотел отобразить то странное время: с одной стороны — гонения, с другой — начало расцвета Православия в конце XX века, потому батюшка изображён на фоне бурного неба».

Одна из картин отца Михаила — Крестный ход на Красной площади. Сквозь времена с молитвой движется Крестный ход, узнаются лица. Среди идущих есть и наши современники, и те, кто ушёл в вечность.

…Подвиг отца Иоанна заключался и в том, что, несмотря на телесную немощь, он взял на себя гигантский труд сбора, обработки и осмысления огромного количества архивных материалов по истории Глинской пустыни. Перед самой смертью, уже не вставая с постели, отец Иоанн закончил работу над двумя книгами о монастыре, в котором он прошел школу монашеского делания. Это капитальное исследование «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XIV—XX вв.еках» и «Глинский патерик», содержащий жизнеописания 140 старцев. Высокую оценку в богословской литературе получили магистерская диссертация отца Иоанна «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», а также фундаментальное приложение к ней — «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

Большое значение для подготовки будущих священнослужителей имеют лекции отца Иоанна по литургике и пастырскому богословию. По ним и сегодня занимаются студенты духовных школ.

Не перестаёшь удивляться, как, совершая богослужения, преподавая в московских духовных школах, окормляя многочисленную паству, отец Иоанн успевал обдумывать и писать научные труды. В своих работах об истории России отец Иоанн, в частности, развеял миф об отсталости допетровской Руси. В XVII веке бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания. Отец Иоанн цитирует воспоминания католика Альберта Кампезе о вере и правах московитян: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его».

Изданные только после его смерти, работы отца Иоанна нашли благодарных читателей. На их основе строится преподавание и в ряде светских учебных заведений России, Украины, Белоруссии. Они несут слово Божие обезбоженному миру. Министерство образования России рекомендовало их для широкого использования в образовательных учреждениях всех типов, и в течение ряда лет они применяются в педагогической практике.

Отец Иоанн учил, что «общественное служение — это высший христианский долг». Своим личным примером он показал образец подобного служения Церкви и миру. «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству», — писал отец Иоанн.

http://odnarodyna.ru/articles/14/227.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru