Татьянин день | Александр Болмасов | 04.08.2008 |
Феномен совпадений
История знает множество примеров того, как одна и та же идея одновременно (или почти одновременно) появлялась в разных точках нашей планеты совершенно незнакомым друг с другом людям. Формы воплощения, разумеется, отличались между собой характерным местным колоритом, но суть при этом оставалась одной и той же — будь то изобретение колеса или обряд бракосочетания. Состязания в силе, ловкости- не исключение. История знает много свидетельств о прототипах современных Олимпийских игр.Наиболее древний из известных рельефов на тему спортивных соревнований изображает победу мифического бога-царя Джосера (2778−2723 года до н. э.) в культовом для Древнего Египта периода Древнего царства состязании по бегу. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447−1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов. А о развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения кулачного боя и состязаний на колесницах.
Во время господства в Китае первой династии Шан (1562−1027 гг. до н.э.) успехи воинской подготовки выявляли состязания на колесницах, в стрельбе из лука, охоте, метании копья и рукопашные схватки без оружия. Первое же официально зарегистрированное соревнование по борьбе в Японии состоялось в 23 году до н.э. Соревнования в борьбе на поясах имели широкое распространение и у древних евреев. Весьма популярным было у них и поднятие тяжестей. Примечательно, что занятия спортом (в частности, бегом) Тора разрешает даже в субботу, когда верующий еврей вообще не имеет права работать, а схватки единоборцев устраивались даже во время религиозных собраний и торжеств. Конные скачки были популярны на территории современной Турции еще 3500 лет тому назад, а в России первые конные турниры состоялись в 1766 в Санкт-Петербурге.
Самым же популярным и наиболее развитым видом спорта на Руси, безусловно, был кулачный бой. Это обусловлено историческими условиями развития русского народа — постоянной необходимостью защищать свою землю от врагов. И первые сведения о кулачных боях на Руси найдены в Густинской летописи 990 г. и в летописях Нестора, датированных 1069 г. Самой распространенной формой единоборства была «стенка на стенку». Подобные кулачные забавы устраивались на Руси еще с глубокой древности. В них принимало участие все мужское население, подготавливая себя к суровым реалям рукопашных схваток в сражениях.
Что же касается народов, населявших Пелопоннес, то здесь спортивные состязания приобрели наиболее разнообразные формы — самыми известными из них были, разумеется, Олимпийские игры в честь Зевса. Однако, помимо них свои спортивные чемпионаты, называвшиеся панегирии и являвшиеся одной из разновидностей поклонения божествам, проводились и в других городах. Так, в Дельфах проводились Пифийские игры в честь Аполлона, Истмийские в честь бога Посейдона — на Коринфском перешейке и были еще Немейские игры в честь Зевса. А в Северном Причерноморье жители Ольвии в VI—V вв.еке до н.э. посвящали спортивные состязания легендарному троянскому герою Ахиллесу (а сами игры назывались Ахиллеи или Ахиллеады).
Каждая из этих спортивных традиций со временем претерпела свое историческое развитие, — некоторые дали начало нынешним видам спорта, другие остались лишь в преданиях и легендах, иные сохранили о себе воспоминания в виде знаменательных дат и обрядов. И только одна из них переросла уровень местной традиции одного народа, одного континента и превратилась в мероприятие всепланетного масштаба, воплотив общую идею международных состязаний. Это была традиция, зародившаяся на Пелопоннесе, в роще вдоль реки Алфей — священном округе Зевса в Олимпии.
Более 11 веков в Олимпии проводились соревнования в силе и ловкости. Подобные же состязательные мероприятия проводились и в других частях Эллады, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими. Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове и к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей. Всего же на протяжении тысячи лет на Пелопоннесе прошло около трехсот спортивных турниров.
Олимпийский прецедент
Согласно древнейшему сказанию, своим появлением Игры обязаны сыну Зевса, Геркулесу (17 в. до н. э.), который вместе с четырьмя своими братьями (Идейским Дактилам) направлялся с Критской Иды в Олимпию, где был воздвигнут храм титана Кроноса. Там, у подножия холма с могилой титана Геракл в честь победы своего отца над дедом утроил соревнование в беге со своими братьями. И победил их всех, и был награждён за победу венком из дикой оливы. А потом учредил проведение регулярных состязаний в беге, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Импровизированная же беговая дорожка послужила основой будущего Олимпийского стадиона. С тех пор на протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене проходили игры в честь Зевса Олимпийского, названные позднее Олимпийскими Играми.Тема конкурентных отношений и поединка как формы выявления лучших качеств личности была грекам чрезвычайно близка. Поэтому не удивительно, что они всячески стремились проявить и воспеть свое состязательное начало (агон) — знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве. Победа для греков притягательна в первую очередь не положенными на кон материальными благами, а славой, почетом и повышением социального статуса. Утверждение состязательного начала как принципа, выявляющего носителей лучших человеческих качеств, способствовало поддержанию жестких правил общественной иерархии Эллады, формированию элиты и со временем привело к формированию представления о победе в состязании как высшей ценности, достойной прославления победителя и приносящей ему почет и уважение. Именно приверженность агональным ценностям дала начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли).
Следует отметить, что древние греки придавали Играм столь высокий статус, что даже ввели специальное летоисчисление, измеряя интервал в четыре года между ними олимпиадами. И все потому, что Игры являлись для греков воплощением идеала человека, стремящегося к гармоничному развитию своего тела так же, как ума и души.
Олимпийские правила
Греки устраивали Олимпийских праздник в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Он продолжался пять дней, из которых одна часть была посвящена спортивным состязаниям, другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями Зевсу и богам, процессиями и общественными пирами в честь победителей.Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе и гонках на колесницах:
Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г. до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).
В 720 г. до н.э. была введена длинная дистанция — круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).
С 708 г. до н.э. — пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба.
С 688 г. до н.э. — кулачный бой.
С680 г. до н.э. — состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в. до н.э. добавился панкратий — борьба, в которой были разрешены любые приемы.
В 632 г. до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии — гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.
Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх (впрочем, в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).
Следует отметить, что греков не интересовали собственно спортивные рекорды. Олимпийские игры лишь выявляли победителя в отдельных видах соревнований — на первом месте была исключительно обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
Победителям игр оказывались почести, каких удостаивались боги, — главной наградой за победу служила оливковая ветвь (или венок из дикой оливы). Победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на прижизненную установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. В его честь слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Одетый в пурпур, олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Поскольку помимо славы для себя лично, он прославлял еще и свое государство, то власти предоставляли победителю за это разные льготы и привилегии. Афины давали им денежные премии и право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.
Известно также, что в какой-то момент проведение Игр прекратилось и в 884 до н. э. (а по другим сведениям — в 828 до н. э.) царь Элиды Ифит и законодатель легендарной Спарты Ликург возобновили Олимпийские игры, установив на время их празднования священное перемирие по всей Греции. Именно священное — ибо древние греки верили, что боги не только покровительствуют Играм, но и фактически в них участвуют. По этой же причине на время проведения Игр даже узники отпускались на поруки и вводился запрет на аресты.
Учитывая страсть народа к зрелищам в Риме и устойчивость традиций агона в Греции, римские императоры с великой осторожностью относились к традиции общественных игр. Однако, в 1-м году 293-й Олимпиады (в начале ноября 392 г.) римский император Феодосий I издал знаменитый впоследствии закон, фактически упразднявший всякий языческий культ (Кодекс Феодосия XVI, 10, 12). Закон касался всех без исключения, запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к оскорблению величества) и почитание ларов, гениев и пенатов; осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа и передачу их в фиск; устанавливал штраф за потворство нарушениям, поощрял информаторов и угрожал должностным лицам, не применяющим этот закон. Дополнительным актом Феодосия можно считать запрещение в 393 г. Олимпийских игр, насчитывавших к этому времени уже более чем тысячелетнюю историю и ассоциировавшихся с языческой древностью. Дело в том, что император был христианином и решительно искоренял язычество, вкупе с антихристианскими играми, прославлявшими языческих богов. И на долгие полторы тысячи лет Игры канули в Лету.
Игры по-римски
В жизни Древнего Рима спортивные игры и представления, воспевающие силу и ловкость, играли важную роль. Они сочетали в себе функции религиозных церемоний и народных праздников. И самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. становятся популярными Плебейские игры, а в конце III — начале II в. до н. э. появляются Аполлоновы игры и игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Общая продолжительность всех дней ординарных игр достигла 76 дней в году. Непременной частью игр наряду с торжественными шествиями и театральными постановками являлись состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.С 105 г. до н. э. к ним добавились гладиаторские бои, которые римляне позаимствовали у этрусков, практиковавших их еще с VI в. до н. э. как одну из ритуальных форм общения с душами умерших. «Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества.
Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. При этом помимо праздничной и досуговой функции они становятся и своеобразным социальным лифтом как для рабов, военнопленных и римлян из низших слоев, так и для организаторов игр. Первые в случае завоевания симпатии публики имели шанс получить свободу и даже сделать состояние. Вторые же устраивая игры имели возможность подняться по карьерной лестнице или добиться определенных политических целей — дать представление гладиаторского боя значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность.
Самый большой и красивый стадион античного Рима — Колизей (Colosseum — от латинского слова «великан») — был заложен в 72 году н.э. императором из династии Флавиев Веспасианом и изначально назывался амфитеатром Флавиев.
Количество жертв гладиаторских игр подсчитать невозможно. Только в период правления императора Трояна (во 2 веке н.э.) погибло около 40 000 гладиаторов. Кстати, именно в период его правления на арене Колизея появились христиане. Здесь их, не подготовленных к боям, и не вооруженных, на протяжении двухсот лет травили дикими хищниками. По словам святителя Григория Двоеслова, папы Римского «эта земля пропитана кровью мучеников за веру». Одними из первых был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Свою мученическую кончину на арене приняла и святая мученица Татиана, святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис, священномученик Елевферий и множество других страстотерпцев Христовых.
Из жития святой мученицы Татианы: «На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его».
При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились. Однако, гладиаторские бои перестали проводиться лишь в начале V века, с приходом к власти императора Гонория. В 1312 году перешедший во владение церкви. С середины XIV в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления — мистерии, запрещенные в середине XVI в. А в 1744 году в память христианских мучеников, погибавших здесь за свою веру на глазах у неистовствующих римских толп Колизей был освящен. И в 1750 г. Папа Бенедикт IV провозгласил его святым местом, так как на его арене приняли смерть множество мучеников-христиан.
Продолжение рассказа об истории Олимпийского движения читайте 6 августа.
http://www.taday.ru/text/127 559.html