Русская линия
РПМонитор Артур Багиров01.08.2008 

Геополитическое давление
«Восточное партнерство» и «черноморский еврорегион» как инструменты вытеснения РФ с постсоветского пространства

Похоже, политика США и ЕС в Черноморском бассейне становится более согласованной и изобретательной в плане если не вытеснения, то, во всяком случае, ограничения интересов России в регионе. На фоне обострения российско-грузинских отношений и периодической эскалации споров с Киевом по поводу азовско-черноморского (Керченского) пролива и пребывания в Крыму Черноморского ВМФ России, в Черноморском регионе предпринята еще одна региональная акция, направленная на изоляцию РФ. Евросоюз одобрил совместную инициативу Польши и Швеции по созданию организации «ЕС — Восточное партнерство» с участием Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении и даже Белоруссии. Но без участия России.

По замыслу инициаторов, «Восточное партнерство» нацелено на формирование зоны свободной торговли между ЕС и упомянутыми странами и, в перспективе, на ассоциацию тех же постсоветских стран с ЕС.

По некоторым данным, идею подобного партнерства еще в начале 1990-х выдвинула Германия. Однако в тот период такое направление политики ЕС ограничивалось в основном восточноевропейскими и прибалтийскими странами. Примерно в конце 1990-х аналогичная идея была воплощена в жизнь в рамках действующей и по сей день программы «Друзья-соседи», в которую со временем включили почти все страны западного региона экс-СССР и Закавказья.

Эта программа, в отличие от «Восточного Партнерства», не предусматривала создания полномасштабной зоны свободной торговли, но предполагала постепенное сокращение (хотя и не полную ликвидацию) ограничений на торговлю ЕС с упомянутыми странами и либерализацию визового режима.

Новая же «постсоветская» инициатива ЕС — «Восточное Партнерство» должна обеспечить окончательное включение этих государств в сферу влияния ЕС (в том числе и в формате ассоциированного членства, которое имеет большинство стран — бывших колоний и протекторатов нынешних еврогосударств). Вдобавок, новая программа — это фактическое воплощение теперь уже в бывшем СССР упомянутой инициативы Германии начала 1990-х.

Не исключено, что выступление Польши в качестве инициатора такой программы призвано закамуфлировать ведущую роль Германии в этом проекте. В свою очередь, «соавторство» Швеции может быть нацелено на то, чтобы не выпячивалась роль Польши в политике ЕС на западе бывшего СССР. Так или иначе, но польско-шведская программа уже вызвала интерес и положительную реакцию даже в Белоруссии (см., например, здесь).

Тем временем, Румыния с Украиной вновь выступили за создание так называемого «Еврорегиона Черное море». В его рамках предусматривается ускоренное сближение причерноморских стран — не членов ЕС с Евросоюзом и, в частности, формирование «надгосударственного» таможенно-экономического режима для территорий, участвующих в таком еврорегионе.

По данным агентства «Ромпрес» (Бухарест), впервые идею Черноморского еврорегиона выдвинула Румыния на конференции причерноморских стран в Констанце весной 2006-го. Тогдашнюю Декларацию о целесообразности создания еврорегиона «Черное море» одобрили все участники этого форума, кроме России: представитель РФ заявил, что Москва выступает против данной инициативы, и в связи с этим не поставил свою подпись под документом.

Теперь эту идею, причем уже одобренную Евросоюзом, совместно выдвигают Киев с Бухарестом. Это расценивается аналитиками как новое подтверждение нарастающего взаимодействия Украины с ЕС и США, направленного, в том числе, на ограничение российского военно-политического и экономического присутствия.

Можно предположить, что еврорегион «Черное море» окажется серьезным фактором давления на Россию в абхазском вопросе, с помощью которого РФ будут навязываться заведомого невыгодные для нее условия мирного урегулирования, а также станет инструментом давления на российские позиции в Крыму.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10 382


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика