Православный Санкт-Петербург | Нина Петрова | 01.08.2008 |
Потрясённые предрассветным купанием, мы наконец прибыли в Дивеево. Ранняя литургия в Троицком соборе собрала молящихся со всех концов России-матушки. К раке преподобного — огромная очередь. Вообще присутствие батюшки Серафима в соборе, да и в любом уголке Дивеева, очень ощутимо. Монашеский хор поёт чисто и слаженно. Молимся усердно, сознавая, где находимся, — здесь четвёртый удел Богородицы. После службы с благоговением прикладываемся к мощам прп.Серафима. Сколько людей преклоняет колени пред его честными мощами, столько приносится просьб и молитв о помощи. Но есть и общая для всех молитва — о многострадальной России. Ещё сто лет назад св.прав.Иоанн Кронштадтский вопиял: «Если не будет покаяния у русских людей — конец мира близок!» И какую же великую миссию отверг наш народ — покаянием и благочестивой жизнью в православной вере на долгие века удерживать мир от окончательного падения и от праведного гнева Божия. Но милостивый Господь ждёт нашего покаяния.
Св. Серафим предсказывал, что колокол Ивана Великого из Москвы придёт в Дивеево и так загудит, что его услышит вся Россия. А сам он воскреснет, подобно отрокам Эфесским, чтобы открыть проповедь всемирного покаяния, и укажет нам царя. Воскреснув, батюшка Серафим пройдёт крестным ходом из Сарова в Дивеево с царствующими особами и великим множеством простых людей и там окончательно возляжет между четырьмя вновь открытыми мощами праведников. Это — великая Дивеевская тайна.
Помолившись у св. мощей Преподобного, идём поклониться мощам основательницы и первой игумении монастыря м. Александры (Мельгуновой), послушницы о. Серафима св.Марфы и св. Елены (Мантуровой), за послушание батюшке отдавшей в жертву свою жизнь ради строительства храма Божия. Поклонились блаженным старицам Пелагее, Марии и Параскеве, строителю дивеевских храмов М.В. Мантурову и горячему патриоту России, питателю дивеевских сирот, служке Божией Матери и св. Серафима Николаю Мотовилову.
А вот и канавка Пресвятой Богородицы. Пречистая обошла своими стопочками довольно большую территорию. Батюшка Серафим благословил сестёр ископать по Её следу канавку глубиной и высотой по 1,6 м и насыпать с внутренней стороны вал высотой 1,6 м.
Длина канавки — 800 м. Есть пророчество, что, когда придёт антихрист, канавка поднимется до небес и он не сможет её переступить. Также в древнем пророчестве сказано, что форму многоугольника, заключённого в границах канавки, нужно перенести в подобии на территорию нашей бывшей страны, получится: первый угол — Дивеево, второй — Соловки, третий — Санкт-Петербург, четвёртый — Киев, пятый — Новый Афон, шестой — Екатеринбург.
Канавку по слову о. Серафима должны были копать только дивеевские монахини, причём только девицы. Так что боголюбивые трудники не могли даже помочь им в столь тяжёлом труде. Надо отдать должное сёстрам обители и игумении м. Сергии — это внушительное сооружение они успели сделать к 10-летию прославления прп.Серафима. В советское время канавка почти полностью была засыпана, и на её месте построили сооружения. По согласованию с местными властями монастырь должен был возвести равноценные строения в другом месте… Утраченную линию канавки восстанавливали по кустам крыжовника, которые о. Серафим благословил сестёр высадить по берегу канавки: они местами сохранились с тех времён! Св. Серафим заповедал сёстрам ежедневно обходить канавку, прочитывая 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся…» Поэтому каждый вечер по канавке проходит монашеский крестный ход с молитвой. К нему присоединяются все желающие.
В гостиницу вернулись уставшие. Назавтра решили попытаться причаститься Святых Христовых Таин. Помолились прп.Серафиму. попросили не лишать нас этой благодати и, в ожидании чуда, стали читать покаянные каноны. Утром встали в полпятого, чтоб успеть на раннюю литургию. В храме уже полно народа. К единственному исповедующему священнику длинная очередь. Мы встали у свободного аналоя. Тут из алтаря вышел молодой батюшка с крестом и Евангелием и направился прямо к нам. Мы оказались в числе первых исповедников. Слышит прп. Серафим наши молитвы!
Радостно было видеть так много исповедующихся, жаждущих покаяния. И не важно, где они очистят свои души — в Дивееве или в своих городских и сельских храмах, главное — русский народ пробуждается от духовного сна. Помните, как описал пророк Исаия перекличку стражи на Иерусалимской стене? — «Сторож! сколько ночи? Сторож! сколько ночи?"… - «Приближается утро, но ещё ночь» (Ис.21:11,12). Теперь и мы видим: рассвет наступает. Воскресение России началось, и его никому не остановить.
Вернувшись в гостиницу, мы с радостным удивлением заметили, что наши соседки по номеру тоже осенены благодатью, хотя на службе не были и встали поздно. Оказалось, утром они отправились на кухню и предложили свою помощь. Им доверили чистить картошку. От этого у них теперь большая радость на душе. Никого не обижает батюшка Серафим: и Марфа, и Мария угодили Богу.
Сегодня мы посещаем святые источники — Казанской иконы Божией Матери и целителя Пантелеимона, м. Александры и Иверской иконы Божией Матери. На всех источниках построены часовенки. Мы набираем святую воду в приготовленные сосуды и молимся об исцелении болезней. Одни паломники купаются в каждом источнике, другие только умывают лицо. А надо сказать, что мне никогда не приходилось купаться в источниках и я только изумлялась, как люди могут окунаться в ледяную воду, да ещё в конце октября.
Узнав о моём малодушии, сёстры решили окунуть меня в последнем — Иверском источнике, он считается самым тёплым. Для этого они избрали действенный способ — встали около меня и запели: «Богородице, Дево, радуйся!» Потрясённая безвыходностью своего положения, переодеваюсь и осторожно трогаю воду ногой. Холодная, аж обжигает! «Благословенна Ты в женах…» — поют сёстры. Вхожу в источник. Захватывает дух. «И благословен плод чрева Твоего…» Я трижды накладываю на себя крестное знамение и погружаюсь. «Три раза с головой!» — слышу сверху. Исполняю… На берегу, принимая поздравления сестёр, чувствую, что тепло, как в сауне, хотя стою на октябрьском ветру в мокрой рубашке.
Наступил миг прощания с Дивеевом. Каждый увозит свою часть благодати, кто сколько мог вместить. Но здесь благодать не убывает. Так зажигаются свечи от одной горящей без ущерба для неё.