Новая политика | Эдуард Попов | 30.07.2008 |
Без преувеличения эти дни стали праздником церковного и духовного единства православных народов России, Украины и Белоруссии. О том, какой размах приняли торжества, читатели могли судить сами по репортажам из Киева. Многие тысячи людей со всех областей Украины приехали на праздник. По данным киевской милиции, 15 тысяч человек собрались только на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры — больше эта площадь не могла вместить. Праздник стал по-настоящему всенародным.
Радость торжества православного единства, к сожалению, была омрачена политикой. Действия президента Украины Виктора Ющенко хоть и были предсказуемы, все же внесли диссонанс в празднование духовного юбилея. И, к огорчению всех православных, вносят разлад в отношения двух Церквей — Русской Православной и Константинопольского Патриархата.
Изначально празднование Крещения Руси задумывалось Ющенко и его окружением (а также стоящими за их спиной кукловодами) как политическое действо. Праздничные торжества, приуроченные ко дню духовного рождения Руси, понадобились как повод для нанесения удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Политики, пришедшие к власти на Украине, прекрасно осознают, что эта власть далеко не безгранична. Пределы русофобской и антироссийской политики — в осознании общерусского и православного единства великороссов и малороссов. Поэтому для окончательного отрыва — сначала духовного, затем политического — Украины от России наносятся удары по русскому языку и Православной Церкви.
Нынешний президент Украины (как, впрочем, и его предшественники) воспринимает религию как придаток политики, а Церковь — как один из инструментов государственной власти.
Напомним, что на торжества в Киев наряду с Патриархом Алексием II прибыл Константинопольский Патриарх Варфоломей I. 1020 лет назад именно из Царьграда прибыли священники для крещения язычников-русичей. Поэтому Константинопольский Патриарх не мог не присутствовать на общерусском и общеправославном празднике. Но, к огорчению православного народа на Украине, визит Константинопольского патриарха был сопряжен с угрозой церковному единству в этой стране. Ющенко особо и не скрывал, что рассчитывает на помощь Варфоломея I в решении «больного» для всех «национально свидомых» (но далеко не всегда православных — даже с формальной точки зрения) вопроса о «национальной» Церкви.
В украинских националистических СМИ Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата представляют врагом украинского государства. Уже неоднократно отмечалась абсурдность этого обвинения. Во-первых, Церковь, вопреки секулярному мышлению «национально свидомых», — не бюрократическое учреждение, а духовный организм. А, следовательно, она не подвержена политическим веяниям, хотя, конечно, политика не может не оказывать влияние на положение поместных Церквей.
Во-вторых, УПЦ МП предоставлена широкая автономия в делах церковного управления. Это и есть искомая национальная Церковь, о «создании» которой бредят вчерашние атеисты и партийные вожаки из числа украинских националистов.
Обратим внимание на то, что значительный процент вожаков украинского национализма не имеет даже формального отношения к православию. Центр украинского национализма, как известно, находится в Галичине, большинство населения которой исповедует греко-католицизм (униатство). Среди нынешних апологетов «независимой» православной Церкви немало униатов и других неправославных, включая и вовсе экзотические для Украины верования.
При этом президента Виктора Ющенко и его единомышленников нисколько не волнует то, что греко-католики церковно подчиняются Риму: вступать в конфликт с Папой Римским слишком чревато. Как и с неопротестантскими сектами, которые ведут агрессивную прозелитскую деятельность на Украине, используя давно отработанные ими методы сетевого маркетинга (отметим, что некоторые харизматические секты активно поддержали избирательную кампанию кандидата в президенты Ющенко). Центры этих сект расположены, как правило, в Америке: с ней сориться и вовсе нет резона.
Итак, с помощью Константинопольского Патриарха президент Ющенко и украинские националисты добиваются «создания» (бюрократический термин, свидетельствующий о невоцерковленности этих «ревнителей» веры) «независимой» Церкви. На деле же — разрушения канонического православия и легитимации раскольничьих организаций.
Среди последних — Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). УАПЦ была образована в Канаде в годы советской власти эмигрантами из числа украинского священства — выходцами из Галиции. Объявив себя «автокефалами», они тем самым преступили каноническое право. Эта Церковь фактически является ответвлением униатской Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Первым главой УПЦ КП был Владимир Романюк, бывший националист-диссидент. Его преемником в 1995 году стал Филарет (Михаил Денисенко), бывший митрополит Киевский. До этого Филарет был лишен монашеского сана и предан анафеме Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Ни для кого на Украине не секрет, что создание УПЦ КП было инспирировано высшей государственной властью. Прежде всего, президентом Леонидом Кравчуком, который сегодня является лидером оппозиционной СДПУ (о). Но и сменивший Кравчука на посту главы украинского государства Леонид Кучма также поддерживал деятельность самосвятских Церквей.
На Украине представителям УПЦ КП и УАПЦ удалось приобрести определенную часть сторонников путём националистической демагогии, посулов, угроз, а также силовых антиправовых акций, проведенных совместно с УНА-УНСО и ОУН-УПА (захват в 1992—1996 гг. ряда зданий, храмов Московского Патриархата, разгром западно-украинских епархий РПЦ, избиение православных священников и прихожан и др.).
Главная цель самосвятских Церквей и поддерживающих их организаций (помимо УНА-УНСО и ОУН-УПА к ним следует также отнести Конгресс украинских националистов и др.) — создание единой украинской поместной Церкви, которая объединила бы УАПЦ и УПЦ КП и униатскую УКГЦ в единый «патриархат». Вполне возможно, что следующим шагом после этого слияния станет подчинение объединенных самосвятов церковной юрисдикции Ватикана.
Ранее предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Владимир заявлял: «Мы не против того, чтобы была единая Православная Церковь. Но нужно, чтобы это была Церковь законная каноническая, которая будет признана всеми Православными Церквами. Сегодня есть такое желание, но нет механизма этого. Политики предлагают что-то вроде общего собора: всех собрать, шапки белые с руководителей снять, да и объединить всех. Это поверхностное решение вопроса. Так могут рассуждать люди, которые не знают ни канонов Церкви, ни ее природы, ни ее возможностей».
Но именно это условие является неприемлемым для нынешней украинской власти. Трубя на весь мир о злодеяниях коммунистического режима, официальный Киев проводит во многом сходную церковную политику, которая несет на себе генетическую печать тоталитаризма.
К сожалению, у церковных раскольников и поддерживающих их политиков и чиновников есть определенные основания надеяться на благоприятное для них решение вопроса. В свое время между Московским и Константинопольским Патриархатами начался так и не разрешенный конфликт в Эстонии, где вмешательство Константинопольского Патриарха вызвало раскол Церкви. Варфоломей I поставил на часть приходов своего митрополита без разрешения на это Патриарха Алексия II, в каноническом управлении которого находится территория Эстонии.
Президент Украины уверен в благословении Константинопольского Патриарха на «создание национальной поместной церкви». Об этом он заявил в ходе торжеств по случаю 1020-летия крещения Руси на Софийской площади. Вопреки заверениям Ющенко о том, что украинское государство не вмешивается в дела Церквей и равно относится к каждой из них, некоторые важные обстоятельства празднований в Киеве говорят об обратном. Все было направлено на восхваление Константинопольского Патриарха и на нивелирование значимости патриарха Алексия II. С улиц и площадей Киева убирались плакаты с изображением предстоятеля Русской Православной Церкви, в то время как госслужащих и бюджетников обязали присутствовать на мероприятиях с участием Варфоломея I — за это им полагалось по три сухих пайка и отгул.
И все же события в Киеве пошли не по плану Ющенко. Он так и не услышал благословления Константинопольского Патриарха. А православный народ Украины наглядно дал понять, кого он считает своим предстоятелем и как он относится к расколу. Когда Алексий II посетил Киево-Печерскую лавру и совершил молебен, у входа его встретили сотни верующих с его портретами в руках и плакатами: «Одно крещение, одна вера, единая церковь», «Россия, Украина, Беларусь — это вместе святая Русь», «Мы хотим остаться в лоне РПЦ», «Автокефалия — дорога в ад». А 28 июля на праздничном концерте на Майдане многотысячная толпа размахивала российскими триколорами и флагами Украины и Белоруссии.
Впрочем, успокаиваться еще слишком рано. Ющенко потерпел тактическое поражение и надеется отыграться чуть позже, добившись согласия Константинопольского Патриарха. Будут продолжены нападки и давление на единственную каноничную Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Украина вновь, как и в XVII веке, становится авангардом русского православного мира и так же остро нуждается в помощи.
Сегодня на Украине решается вопрос о будущем всего православного восточнославянского мира. Поэтому Россия обязана оказать эту помощь. Мы есть и будем братскими странами, пусть даже политики в Киеве пытаются сделать Украину врагом России.
Эдуард ПОПОВ, доцент Южного Федерального Университета, кандидат исторических наук