Русская линия
Православие и современностьИеромонах Дорофей (Баранов)30.07.2008 

Мария! — Раввуни!

Помимо времени, когда мы становимся на молитву для того, чтобы попытаться обратиться к Господу, есть другое время — когда не мы говорим с Богом, а, напротив, Он говорит с нами. Когда? Когда мы читаем Его слово, живое, обращенное ко всем людям и вместе с тем к каждому из нас лично. А в том, что это беседа действительно таинственная, глубоко личная, сокровенная, уверяет самый опыт: ведь слово Божие нередко открывается нам совершенно неожиданным образом, так, словно мы читаем его впервые.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! (Ин. 20, 16).

Наверное, каждому человеку свойственно радоваться встрече. Мы не можем жить одни: Нехорошо быть человеку одному (Тов. 8, 6), — и это утверждение Господне так или иначе подтверждается в жизни каждого из нас. Кто-то ищет себе помощника и единомышленника по жизни и радуется, найдя того, кого искал; радуется каждой встрече с этим человеком так, как бы в этой встрече была сосредоточена для него вся сердцевина его жизни. Другие ищут себе наставника и совокупность единомышленных — то единение душ и мыслей, которое по слову пророка, и «добро» и «красно». И, наконец, самые «жадные» до истинного общения и со-беседования ищут встречи с одним Богом. Таких людей, безусловно, очень мало, но именно к ним тянется мир.

Каждая из этих встреч желанна и радостна для человека. Однако встреча с алчущими встречи с Богом дает нечто большее, чем просто радость общения, она помогает совершить одно из самых трудных дел в жизни — дело перенастройки и душевных, и духовных, а за ними и физических сил, их обращения к совершенно иному. Такие встречи направляют человека к тому, что находится вне его, помогают справиться к губительной замкнутостью на себя, учат забывать о себе и думать сначала хотя бы о тех, кто находится «вкупе», и — о Боге. Даже не религиозный, а просто внимательный человек не может не заметить, что когда человек отрывается от взгляда на себя и обращает его на другого, в нем происходит пускай небольшой, но важный переворот — он начинает быть самим собой, то есть встает перед Богом, встречается с Ним.

Мне повезло в жизни: Господь удостоил встречи — увидеть и приблизиться к тем, кто «красно» жил «вкупе»; довелось пережить опыт вхождения в Церковь на Московском Подворье мужского монастыря. Это фактически городской храм, но с монашеской братией и монастырским уставом — небольшая община единомышленных. Поэтому чувство радости от обретенной встречи сочеталось с необычным духовным переживанием, которое можно было бы назвать так: вот, меня посадили к себе на колени, и уже ни о чем не надо волноваться — все страшное позади.

Когда впервые (или впервые по-настоящему) довелось услышать этот евангельский отрывок, читаемый в положенное время за воскресным всенощным бдением, об обращении Марии при встрече со Христом, то было (и память это с благоговением хранит) чувство глубокой радости и благодарности (увы, с тех пор не повторявшееся с первой силой). Благодарности за то, что для тебя стала возможна та радость, которую испытала Мария, когда услышала знакомый голос. И благодарности за совершившуюся встречу с людьми, ищущими главной встречи — с Богом, и возможность следовать за ними.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5324&Itemid=5


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru