Новые Известия | Михаил Поздняев | 29.07.2008 |
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) обратился в прокуратуру Чукотки с просьбой возбудить уголовное дело в отношении бывшего управляющего Анадырско-Чукотской епархией епископа Диомида (Дзюбана). По словам Марка, Диомид растратил весьма солидную сумму (только по одному храму в Анадыре не менее 8−10 млн. в год) и выкрал все документы.
Случай беспримерный: дела, связанные с какими-либо правонарушениями, рассматривает Церковный суд. Создается прецедент, когда Церковь использует государство в качестве карательного инструмента. И вряд ли это личная инициатива архиепископа. Диомид — автор нескольких очень резких писем в адрес руководства РПЦ. В последнем из них он предал анафеме патриарха, главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), который возглавлял особую комиссию по рассмотрению «случая Диомида». С подачи последнего Архиерейский собор запретил епископа в служении.
Теперь могут последовать новые репрессии — уже светского характера. В своих интервью Диомид говорил, что не исключает не только фабрикации уголовного дела против него, но и объявления его психически больным. «Марк этим и занимается, — пояснил Диомид Порталу-Credo.Ru. — Они хотят в полученных документах накопать финансовый компромат на меня. Мне передали, что там какие-то фантастические суммы на меня пытаются „повесить“ — чуть ли не триллион рублей. Вот если я попрошу прощения у Святейшего, так эти дела сразу и прекратят».
Обвинения Диомида во всех тяжких просочились и в Интернет.
В частности, сотрудник Миссионерского отдела РПЦ иеромонах Агафангел (Белых) утверждает: «За 8 лет управления епархией епископом Диомидом не были созданы нормальные условия для духовной жизни верующих. Доказательством тому служат пустые храмы и мизерное количество подписей под обращениями в защиту бывшего управляющего». А священник Камчатской епархии Михаил Неверов поведал о своих встречах с епископом, когда тот еще служил на Камчатке: «В личном общении отец Диомид был крайне тяжелым человеком… Во время службы он мог выйти и, не стесняясь молящихся, наорать на клирос, обозвать их козлами и баранами. Прекословящему ему пономарю он однажды надел на голову кастрюлю с горячим супом. Только не подумайте, что это был я и вот сейчас ему за это мщу…» Припомнил отец Михаил епископу и драку с родным братом, когда оба жили в Троице-Сергиевой лавре: «Скажу честно, в Московской духовной академии за рукоприкладство исключают сразу. Здесь же тишина. Как будто ничего не произошло. Что это, заступничество Святейшего? Как известно, Диомид некоторое время был у него келейником. Или, может, лаврское начальство, учитывая особое положение Диомида, решило не давать ходу случившемуся? Не знаю. Но когда теперь говорят, что собор вдруг неожиданно быстро принял крутые меры, я руками развожу… Сеял смуты, раздоры и откровенные расколы 15 лет — и только теперь решили навести порядок».
Порядок на Чукотке наводится основательно. Так, при изъятии из кельи Диомида церковного имущества, духовенство, которое прибыло в Анадырь с владыкой Марком, прихватили заодно принадлежащие епископу книги и облачения. Проводя уборку помещений и территории храма, где служил Диомид, в костер вместе с мусором бросили иконы, утварь и даже, страшно сказать, портрет патриарха. Наконец, были запрещены в служении четверо клириков — активных сторонников Диомида, а мирян, общающихся с ними, отлучили от причастия.
Чего ждать дальше? Судебного приговора? Или бегства мятежника с Чукотки с последующим преданием его анафеме? Сам Диомид ранее говорил о своем возможном переезде в Москву, чтобы построить там храм или даже монастырь, тем самым основав собственную полулегальную церковь. На прошлой неделе, отвечая на вопрос журналиста, не изменились ли его далеко идущие планы, он ответил с воодушевлением:
— Не изменились. Что-то делается. Зовут! Зовут! Собираюсь ехать в Москву — ближе к осени.