Русская линия
ФомаИгумен Филипп (Рябых)30.07.2008 

По законам здоровой жизни

Я точно знаю, что православное христианство открывает человечеству Истину и дает путь ее познания и переживания. И следовательно, сообщает людям общечеловеческие ценности. Мне хотелось бы, чтобы все человечество разделяло со мной эту уверенность.

Священник Георгий РЯБЫХ, и. о. секретаря по взаимодействиям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата комментирует интервью «МОРАЛЬ ОБЩЕГО ЗНАМЕНАТЕЛЯ»:

Разумеется, общие моральные ценности для всего человечества существуют. Если бы это было не так — пришлось бы отвергнуть тот очевидный факт, что все люди имеют одинаковую природу. А ведь для религиозного сознания «человеческая природа» — это не только биологическое, но и духовное устроение человека, сотворенное Богом. Нравственные нормы — это не что иное, как законы здоровой жизни для человеческого духа. Значит, для всех людей они могут быть только общими.

С точки зрения христианства, общечеловеческая мораль — это и есть христианская мораль. Ведь общечеловеческие ценности не есть нечто абстрактное. Они должны быть как-то сформулированы. При этом в современном мире существуют и другие, помимо христианской, религиозные и мировоззренческие системы, которые тоже заявляют о своей универсальности. Естественно, между ними существует своего рода состязание. На мой взгляд, человечество не должно этого бояться, нужно лишь выработать для этого состязания определенные правила.

Я точно знаю, что православное христианство открывает человечеству Истину и дает путь ее познания и переживания. И следовательно, сообщает людям общечеловеческие ценности. Мне хотелось бы, чтобы все человечество разделяло со мной эту уверенность. Также я знаю, что Бог желает этого во много раз сильней, чем я, потому что тогда человечество обретет истинное знание о Нем и мире. Но Он ведет человека к свободному принятию Истины, не насилуя его волю. До исполнения времен мы живем в таких условиях, в которых Бог не переступает границ человеческой свободы, и нам, христианам, необходимо это помнить. Господь повелел апостолам проповедовать во всем мире, но нигде не сказал, что их цель заключается в обязательном обращении всех в христианство. Проповедь означает, что возможно как принятие благовестия, так и добровольный отказ от него (Мф 10:14). И мы знаем, по словам Спасителя, что не принявшие благовестия будут строго судимы в Последний день (Мф 10:15).

Тогда что же делать христианам? Отказаться от миссии? Не думаю, иначе мы неправильно исполним Божье повеление. Нам нужно последовательно свидетельствовать о христианстве, не ожидая, что все люди обязательно уверуют и станут православными. В окружающем мире, который не принимает полноты благовестия, долг Православной Церкви может состоять в том, чтобы находить и поддерживать те нравственные положения, которые сохраняются людьми в других религиозных и культурных традициях и не вступают в противоречие с христианским учением. Таким образом, мы просто не закрывали бы возможный вход в Церковь для людей, пока не готовых в нее войти. Именно под влиянием этой идеи сегодня Русская Православная Церковь ведет межрелигиозный и межкультурный диалог, стремясь установить и совместно защищать базовые нравственные ценности, признаваемые подавляющим большинством жителей планеты. Это — насущная потребность, так как есть весьма влиятельные силы, стремящиеся разрушить даже этот нравственный фундамент современного мира.

http://www.foma.ru/articles/1732/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика