Нескучный сад | 30.07.2008 |
Екатерина Богданова, главврач больницы свт. Алексия:
Времени читать, к сожалению, нет. Последний раз я читала книгу о свт. Луке Войно-Ясенецком «Я полюбил страдания» и это было в декабре. Я унывала и расстраивалась из-за проблем на работе, настроение было паршивое, тогда я взяла книгу и начала читать. Меня поразило, как он, медик, хирург и святитель, стойко переживал все трудности, сам держался и мог людей подбодрить! А ведь он подвергался таким гонениям, что и не сравнить с нашими временами! Мне тогда, в трудную минуту, чтение этой книги очень помогло. А вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет об вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт. Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие.
Настя Иванова, сестра реанимации:
На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись. Творения древних святых непросто читать, понимать и запоминать, уж, а подражать святым отцам тем более трудно. Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали «Поучения Аввы Дорофея» — я очень эту книгу люблю. Там есть трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании. На несколько дней после чтения меня хватает, чтобы делать свою работу усерднее, а потом снова надо читать!
Ольга Седакова, поэт:
Я со студенческих лет читала святых отцов и вообще богословские труды. В новом контексте святоотеческая мысль порой звучит особенно ярко (например, в сочинениях современных греческих богословов Христоса Яннараса, митр. Иоанна Пергамского или Еп. Каллиста (Уэра)). Как ни странно, эти труды никогда мне не казались непонятными. Читаю я их в переводе — на русский или на новые европейские языки (так, «Защиту святой исихии» я впервые прочла во французском переводе о. Иоанна Мейендорфа, а Евагрия Понтийского и Исаака Ниневийского — в итальянском). Мне всегда хотелось что-то из них выписывать, и у меня собралось множество тетрадей с такими выписками. Иногда я перечитываю не оригиналы, а эти выписки.
Вообще, к трудам святых отцов мне приходится обращаться по разным поводам.
Во-первых, «по работе». Так, в последний год, занимаясь Данте, я читала бл. Августина в замечательном переводе Т.Ю.Бородай. Без этого (как и без Дионисия Ареопагита и других) всерьез говорить о «Божественной Комедии» невозможно. Для работы над церковнославянским словарем мне часто приходится обращаться к «Точному изложению православной веры» св. Иоанна Дамаскина.
Во-вторых, «для образования». Есть вещи, которые стыдно не знать.
И, наконец, «для души». Наподобие того, как обращаются к стихам или музыке. В этом случае я чаще беру не большие труды одного автора, а разные антологии, сборники. Например, «Истоки» — антология отцов Древней Церкви, составленной и комментированной Оливье Клеманом. А иногда выборки на церковнославянском, например, «Тихонравовский Дамаскин» (рукописные сборники религиозно-нравоучительных сочинений — житий, апокрифов, поучений, проповедей. В их состав включались переводы из сборника «Сокровище» («Thesauros») греческого проповедника 16 в. Дамаскина Студита — отсюда наименование). Одной фразы, одного абзаца хватает надолго… «Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание» Кирилл Александрийский. Строматы 5, 11.
В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской.
Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта «Вимм-Билль-Данн»:
Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста — это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт. Димитрий Ростовский — много есть замечательных авторов.
Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт. Иоанн Златоуст?
Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет:
Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца — я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского — читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне — на огороде, летом времени читать нет!
Федор Василюк, психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ:
Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал — Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации. Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию — когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем.
Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы. Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей.
Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз…
Екатерина Чистякова, учительница биологии в школе «Свет» при храме свт. Митрофана Воронежского:
Во время Великого поста я читала «Лествицу», а недавно еще читала «Оптинский цветник» — высказывания оптинских старцев в кратком изложении. Моя работа в школе требует очень много времени, поэтому на серьезную литературу его почти не остается. Когда ко мне попадают книги древних святых — я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения.
Некоторые батюшки рекомендуют читать утром и тогда это настраивает на день. Но даже если ничего не запоминается и если не можешь вспомнить «о чем прочитал», все равно в какой-то жизненной ситуации может «всплыть» в голове эпизод из жития святых и подсказать, как правильно поступить.
Андрей Гусаров, председатель совета директоров ООО «ФПК Сатори»
Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать — я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях. Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки — это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали.
Я начал читать Евангелие, но многого не понимал. Например, читая про игольное ушко, можно сделать неправильные выводы. Один мой знакомый, прочитав эту главу в Евангелии, бросил заниматься бизнесом и ушел в монастырь, но в результате этот его порыв плохо кончился, так как из монастыря он скоро ушел и как-то больше и не устроился в жизни. А если бы он читал, как толкуют эту притчу святые отцы, он бы знал, что для спасения не важно богатый ты или бедный, а твое отношение к богатству. Надо относиться к нему, как к таланту, умеешь — зарабатывай, но важно, на что ты тратишь потом эти деньги — во Слава Божию или на свои какие-то «хотелки».
Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы — надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=15&article=998