Коммерсант | Михаил Зыгарь | 28.07.2008 |
«Им надо иметь очаг напряжения»
Утро празднования 1020-летия Крещения Руси в Киеве началось с грозы. Залитая дождем Софийская площадь, центр основных торжеств, была перекрыта, и верующих на нее пускали только по спискам и через рамки металлоискателей. На краю площади стоял пожилой европейский турист в розовом комбинезоне и вздыхал:— Зачем же они так перегородили? Прямо как в России…
VIP-гости должны были сидеть в партере на мягких стульях, но в ожидании начала мероприятия они укрывались от дождя под вязами у самых стен Софийского собора. С краю под зонтиком стоял глава оргкомитета праздника первый президент Украины Леонид Кравчук.
— Леонид Макарович, вы слышали, что МИД РФ обвинил вас в неуважении к православной церкви? — начал я.
— Слышал. Но не понимаю, о чем они? Чем мы их обидели?
— А зачем портреты Алексия II снимали?
— Так их же вчера снимали, потому что вчера приезжал Варфоломей. К его приезду были его портреты. А сегодня прилетает Алексий, поэтому его портреты уже обратно повесили, — нашелся экс-президент.
— А еще РПЦ очень недовольна вашей идеей создать украинскую поместную церковь, независимую от московского патриархата.
— Ну, а как нам быть иначе? Смотрите, проводим мы, например, мероприятие памяти жертв голодомора. А православная церковь в нем не участвует? Почему? Она не чтит память жертв голодомора? Да нет, чтит. Почему тогда? А потому что она получила директиву из Москвы! Я очень уважаю митрополита Владимира. Он очень грамотный, всегда корректный. Но он не может быть себе хозяином, потому что должен делать то, что ему велят из Москвы. Разве это правильно? Будь вы президентом Украины, вы бы стали с таким мириться?
Леонид Кравчук был так возмущен, что даже стал размахивать зонтом.
— Вы считаете, что Москва использует церковь как инструмент политического влияния на Украину?
— А вы помните, как сказал Путин: православие — это щит России. Мощно, да? Я не думаю, что это плохо. Это правильно. Но мы должны это помнить.
— И как же вы хотите поменять ситуацию?
— Насколько я знаю, Филарет (глава Украинской православной церкви Киевского патриархата.- «Ъ») и Мефодий (глава Украинской автокефальной православной церкви.- «Ъ») должны написать обращения к Варфоломею с просьбой принять их под свою юрисдикцию. В качестве митрополии. И будет две церкви — одна под Москвой, другая под Константинополем. А потом константинопольский патриарх сделает киевскую митрополию автокефальной церковью. Ну, это по крайней мере один из сценариев.
Дождь все усиливался.
— Но это ведь приведет не к объединению, а углублению раскола.
— Мы стремимся к объединению церквей. А вы слышали, какие условия объединения ставит Московский патриархат? Покаяться. Приползти на коленях. Самораспуститься. Кто же начинает диалог с такими требованиями? Я думаю, что российские власти не хотят объединения церквей на Украине — потому что им надо иметь очаг напряжения!
На этих словах колокола Софийского собора зазвонили — к площади подъехали президент Ющенко и патриарх Варфоломей.
Виктор Ющенко сразу стал зачитывать свою речь. Она была длинной и сугубо историчной: к примеру, он рассказал, что в 988 году князь Владимир крестил Украину-Русь, а в 1648 году константинопольский патриарх Паисий объявил Богдана Хмельницкого единым русским правителем. Лишь в конце речи он дошел до самого главного — того, ради чего и было организовано все празднование 1020-летия Крещения Руси.
— Я верю в то, что как Божий дар, как историческая правда и справедливость на Украине появится национальная поместная церковь. Я верю и прошу, ваше всесвятейшество, вашего благословения, — заявил президент.
Патриарх ничего не ответил. В том смысле, что он произнес всего несколько приветственных предложений на греческом, а остальную его речь прочитал переводчик. И речь была весьма уклончивой — о том, что передача Киевской митрополии Московскому патриархату в XVII веке была продиктована политическими причинами, и о том, что «забота об охране и возобновлении церковного единства являются нашей общей обязанностью, и это перевешивает любые политические или церковные цели». Впрочем, быстрого и конкретного ответа от патриарха никто и не ждал: если верить Леониду Кравчуку, он еще должен сказать свое слово после того, как к нему обратятся Филарет и Мефодий.
«Они только пиарятся за наш счет»
Дождь закончился почти сразу после того, как завершилась церемония на Софийской площади. Уже ближе к вечеру, когда почти все основные официальные мероприятия закончились, в том числе и возложение венков к мемориалу голодомора, в Киев прилетел патриарх Алексий II. Так же, как и Варфоломей накануне, он первым делом поехал в Лавру. Правда, в отличие от Варфоломея его встречал не Виктор Ющенко, а Виктор Янукович.Когда патриарх заходил в Лавру, охрана закрыла главные ворота, едва только он прошел. Поэтому пройти внутрь через главный вход сумели только те, кто шел перед Алексием II. Накануне, когда в Лавру приезжали Варфоломей и Виктор Ющенко, главные ворота вообще открыли только для них, а все прихожане и журналисты заходили через боковые. Однако прилетевшие с Алексием II журналисты возмутились, решив, что это провокация украинских властей. Вместе с ними возмущались и активисты союза «Православное братство», которые в пятницу так и не сумели развернуть свои плакаты перед патриархом Варфоломеем, зато теперь встречали ими Алексия II. «Автокефалия — дорога в ад», «Алексий II — наш патриарх», «Мы хотим остаться в лоне РПЦ» — гласили их плакаты.
Однако главное событие субботы происходило все же не у Лавры, а на Крещатике. Примерно одновременно с прилетом Алексия II там начался рок-концерт по случаю 1020-летия Крещения Руси, организованный диаконом Андреем Кураевым и двумя депутатами от Партии регионов. Концерт, как известно, хотели провести на Майдане, однако потом, чтобы не мешать президентскому приему в Софийском соборе, перенесли на 500 м в сторону — к киевской мэрии. Сцену развернули поперек Крещатика, так что на самом Майдане оказались самые задние ряды зрителей.
Вопреки ожиданиям никто из участников не говорил ни слова ни о президенте Ющенко, ни о попытках отменить концерт, ни о «неуважительном отношении к РПЦ». Ведущий лишь довольно туманно пожаловался на «политиков, которые в мутных водах сепаратизма ловят свои дивиденды». Вокруг сцены, правда, гордо прогуливались молодые люди в майках «Молодая гвардия „Единой России“» с флагами России, Украины и Белоруссии.
Диакон Андрей Кураев сидел под сценой с ноутбуком. Я подошел к нему, чтобы спросить, каков политический смысл акции и что организаторы концерта хотят сказать этим мероприятием властям Украины. Музыка грохотала так, что для того, чтобы услышать друг друга, нам пришлось зайти в соседний обувной магазин.
— Что вы думаете об идее Ющенко создать национальную поместную церковь?
— А можно об этом думать? Ющенко хочет иметь поместную церковь. А церковь, может быть, хочет видеть его в политическом гробу, — размышлял Андрей Кураев, присев на диван рядом с молодыми людьми, примеряющими кроссовки.
— А его план может быть реализован?
— Ожидать можно всего что угодно. Ведь это земля Мазепы, поэтому здесь сильны эти вирусы.
— Ваш концерт — это такой противовес официальным празднествам Ющенко?
— Да нет, мы начали наш тур по Украине почти год назад, задолго до того, как украинские власти решили что-то делать. И вообще вы зря думаете, что этот концерт — затея российских властей. Наоборот российские элиты не проявили к нам никакого интереса. Мы не получили ни рубля ни из одного околокремлевского фонда.
— Как же, вон у вас там «Молодая гвардия» ходит?
— А что нам с них? На хрена они нам нужны? Они приехали попиариться за наш счет, а никакой помощи мы от них не получили.
— А от украинской элиты? От Партии регионов, например?
— От партии как таковой — нет. Нам помогли два киевских бизнесмена — Горбаль и Омельяненко, они и правда члены Партии регионов. Но партия в целом никакого интереса к нам не проявляла. Мы вообще надеялись после Украины проехать с туром по России. Но не получается.
И Андрей Кураев заторопился на сцену — говорить о том, что надо верить в Бога, а то придется поверить в дьявола, который заставит всех ходить строем и голосовать так, как скажут.
Потом на большом экране публике показали видеоприветствия патриарха Алексия и митрополита Киевского Владимира. А когда стемнело, появился недавний участник «Марша несогласных» Юрий Шевчук.
— Тех политиков, которые пытаются нас поссорить, лет через 30 уже не будет. А мы останемся. И будем жить вместе. Российско-украинская дружба навеки!- объявил он со сцены. И Крещатик хлопал так, будто бы это был не просто рок-концерт, а новый майданная революция, только уже против новых врагов. А Юрий Шевчук уже пел: «Я ввязался в бой».
В перерыве между песнями ДДТ на сцену буквально выбежали глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Кирилл и митрополит Днепропетровский Ириней.
— Привет, Киев!- задорно закричал 120-тысячному рок-майдану митрополит Кирилл. И зрители встретили его, как рок-звезду.
— Еще Лаврентий Черниговский говорил, что Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!- начал митрополит, — и Святая Русь — это не империя! Святая Русь — это не какой-то союз, бывший или будущий. Святая Русь — это идеал красоты, добра и правды!
Стотысячный Майдан рукоплескал. На сцену вернулся Юрий Шевчук, спел свои главные хиты — сначала про «там вдали, там за Днепром она, она, любовь», а потом и про «родину-уродину». Припев самой последней песни он вдруг запел на украинском: «Це же все, що залишиться пiсля мене, це же все, що вiзьму я з собой». И многие почему-то заплакали. В этот момент Юрий Шевчук, наверное, разом замолил какие-нибудь грехи российского МИДа, Госдумы и даже «Газпрома». Последний раз в этом месте в Киеве пели и плакали в декабре 2004-го — во время «оранжевой революции».