Российская газета | Елена Яковлева | 28.07.2008 |
Но это в Москве казалось, что ситуация с запретом размещать плакаты с портретом Святейшего Патриарха Алексия выглядит драматически. В Киеве это все приобрело комический эффект. По стилистике и эстетике рекламная кампания неумолимо напоминала стремление квартирного вора Милославского из известной комедии Гайдая презентовать управдома в качестве грозного царя. 183 фотографии Константинопольского патриарха Варфоломея я насчитала по дороге из аэропорта Борисполь в Киев. И это не беря в расчет оборотной стороны билбордов. При большой скорости можно было смотреть мультфильм из одного кадра. Квадратно-гнездовым способом, каждые 50 метров на каждом столбе — вряд ли патриарх Константинопольский был настроен на тотальное соперничество с девушками, рекламирующими сигареты «Винстон». Как ни странно, это засилье плакатов выдавало неуверенность в легитимности замыслов украинских властей.
Несколько раз объявлявший о своем намерении создать на Украине единую поместную церковь президент Виктор Ющенко не скрывал своих расчетов: празднование 1020-летия Крещения Руси и приезд Константинопольского патриарха Варфоломея должны придать этому процессу импульс. До ушей журналистов дошла «утечка», что на февральской встрече с Патриархом, где обсуждались идеи и смысл праздника, на слова Святейшего о том, что наши братские народы цивилизационно произошли из одной крещенской купели, он ответил весьма светской метафорой, мол, мало ли кто с кем учился в одной школе, не всю же жизнь вспоминать одноклассников…
И президент Украины сделал все, чтобы церкви, как бывших одноклассников, пересадить за разные парты. То, что подобные объединение и разъединение попирают каноны и природу Православной церкви, видимо, скорее радовало, чем смущало украинского президента. Но не все были готовы путать таинства церкви с мистическими пассажами а-ля Гарри Поттер. С самого начала представители православных церквей сомневались в том, что торжества по празднованию встречи 1020-летия Крещения Руси станут прологом к созданию поместной церкви по сценарию Виктора Ющенко.
У стен Киево-Печерской лавры Патриарха Алексия ожидало множество людей. Многие при этом держали неожиданные плакаты, не к нему обращенные. «Варфоломей, мы думали, что вы православный, а вы раскольник!» Неподалеку бежал наэлектризованный молодой человек лет 35 и нервно говорил своему другу по мобильнику: «Иду вот посмотреть на московских попов, приехавших на свои похороны», но близко к верующим не подошел. Тут же рядом его столь же украинского вида ровесник уверенно выпевал: «Церковь русская, красуйся и ликуй…».
— Когда Святейший Патриарх Алексий II приезжал к нам в 1992 году, украинские националисты встречали его криками «Геть отсюда, московские попы!» Сегодня, слава богу, такого нет, — рассказывает отец Всеволод, настоятель Свято-Ольгинского храма в городе Киеве. Сегодня все наоборот. Вся дорога от Крещатика к Владимирской горке была заполнена людьми, аплодирующими и скандирующими: «Алексий — наш Патриарх». Все попытки ущемить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в протокольно-реверансных отношениях светской власти разбивались об это настойчивое скандирование. Среди тех, кто пришел на Владимирскую горку на Литургию, встречалась и малонапоминающая православный люд по виду публика в шортах и с флагами.
Одна из киевлянок в субботу вечером в Лавре попросила у журналистов фотографию Патриарха: «А я сегодня днем была возле памятника княгини Ольги, на встрече патриарха Варфоломея. Я не могла не пойти туда. Нас на работе заставляли подписать бумаги, что мы обязательно пойдем на встречу. Я работаю медсестрой в поликлинике и знаю, что не из одной нашей амбулатории народ под подпись собирали на приветствие патриарха Варфоломея, — признается женщина лет сорока. — Я немного постояла и сбежала, и вот сюда пришла. Мой Патриарх-то здесь».
Тем, кто сопротивляется открыто, приходится трудно. Врача-реаниматолога Валентина Лукьянина, по ее словам, несколько раз увольняли с работы за верность украинской церкви Московского Патриархата.
Антонина и Людмила, прихожанки деревенского храма Великомученицы Параскевы из села Листовицы, вместе со священником отцом Илией («Очень хороший батюшка, и храм у нас райский уголок») тоже приехали на встречу Патриарха Алексия.
— Это же вера наших дедов-прадедов, даже страшно подумать об измене, — говорят бывшие доярки. — Вы знаете, мы в селе ходим по домам и объясняем: не отпевайте своих родных в раскольнической церкви, не венчайтесь. Их венчание и отпевание ничего не значит, они самосвяты, над ними нет апостольского благословения.
Но то, что понятно простым верующим, закрыто от президента, регулярно собирающего в Софийском соборе странные общие моления — с главами двух раскольнических ветвей от православия, католиков, иудеев, мусульман и парой сектантов в завершение. Надо обладать крайним религиозным безвкусием или мнить себя государственным жрецом, чтобы не понимать бессмысленность, каноническую недопустимость таких толерантных молений.
— Фарс все это, — говорит киевская прихожанка Мария о религиозных опусах президента. И попытках дополнительного политического возвеличивания Константинопольского патриарха за счет показного протокольного небрежения светской власти к Патриарху Московскому и всея Руси.
Многих смущает титул «Вселенский Патриарх». Алексий, дескать, всего лишь Московский, — поясняет она. — Так ведь этот титул всего лишь дань истории.
Действительно, титул «Вселенский Патриарх» остался у Константинопольского патриарха со времен Византийской империи, границы той «вселенной», которая сегодня уже не существует, совпадали с границами той империи. Патриарх Варфоломей, по комментариям современных церковных историков, живет сегодня в Турции под гнетом идеологических призывов турецких националистов выселить его из страны. Паства в мире рассеяна и достаточно немногочисленна — около трех миллионов человек. Украинская православная церковь, принятая под юрисдикцию Константинопольского патриархата, — чрезвычайно лакомый кусок, но решение вопросов церковной истории в стиле политического комикса, видимо, отшатнули патриарха Варфоломея. Патриарх Алексий II поблагодарил патриарха Варфоломея за приверженность каноническим устоям. Во время знаменитого собрания на Софийской площади он без пафоса отозвался на призыв президента Ющенко и напомнил ему, что он чувствует себя в гостях, прежде всего у Московского Патриарха, поскольку это его каноническая территория. Не имевшая запланированного успеха встреча на Софийской площади была к тому же сильно заглушаема роскошным рок-концертом, устроенным Международным фондом «День единства православных народов». На нем пели Юрий Шевчук, знаменитые «Братья Карамазовы», группа «С.К.А.Й.». Диакон Андрей Кураев, в первом часу ночи покидавший концерт, смеялся: долго теснимый с Майдана, он прошел в таком месте, где акустика еще больше мешала мероприятию президента Ющенко. И был принят на ура. Интервью у отца Андрея было взять очень трудно, то и дело к нему подходили молодые люди и говорили о любви и верности единой русской церкви.
прямая речь
Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве 27 июля 2008 года:
-…Мы хорошо знаем и помним, что у истоков Православия на Руси стояла святая Константинопольская церковь, пастыри которой крестили киевлян в днепровской купели. Мы с благодарностью вспоминаем патриарха Константинопольского Дионисия, который от лица Церкви-матери благословил в далеком уже от нас ХVII веке воссоединение некогда единой, но затем по истечении исторических обстоятельств разделенной русской церкви.
Нужно дорожить этой историей, ибо, подвергнув сомнению именно то, что всеми считалось бесспорным на протяжении столетий, мы подвергаем опасности наше общее будущее…
…Единство русского Православия не может препятствовать полноценной жизни суверенных государств, являющихся преемниками Киевской Руси. Наша церковь с уважением относится к их суверенитету и заинтересована в укреплении и процветании их народов. Она открыта самому тесному взаимодействию на основе Евангельских ценностей с властями тех стран, в которых пребывает ее паства.
Юрий Шевчук, рок-музыкант:
— Мне трудно говорить о том, каким был наш концерт, хвастаться — это негоже, нехорошо. И пока шел концерт, я не думал об успехе. Но сейчас могу сказать, что праздник состоялся на все сто процентов. И дух витал над площадью, и народ был добрый, мирный, счастливый, понимающий. Замечательные слова сказал митрополит Кирилл, очень хорошо говорил с людьми отец Андрей Кураев. Были слова, была музыка, был дух любви и братства. Президент Ющенко заказал три поезда народа с Западной Украины в поддержку себя, но все эти люди пришли к нам на концерт. Спасибо, что оплатил расходы наших поклонников. Добро победило, народное чувство братства и любви очень глубоко в нас заложено и понятно всем. Россия, Украина и Белоруссия — это все действительно Святая Русь. Не надо ссор, жить надо по-доброму, широко, свободно и мощно. Мы на концерте пытались до этой идеи дотянуться.