Радонеж | Алексей Харитонов | 28.07.2008 |
Наш язык и культура, наша архитектура и музыка, наша литература и наша государственность, все, что мы можем назвать словом «наше», все, что есть мы, коренится в этом событии; и если нам праздновать «день России», то праздновать его не в день принятия «Декларации о государственном суверенитете» пятнадцать лет назад, а именно в этот день — день, когда на востоке Европы родился новый христианский народ.
В самом деле, день Святого Равноапостольного Князя Владимира, в который мы воспоминаем Крещение Руси, возвращает нас к самым истокам нашего бытия как народа, как страны, как цивилизации. Читая «Повесть временных лет» незадолго до Крещения мы находим различные славянские и неславянские племена, лишенные общего языка, общей веры, общей культуры, общего самосознания, и объединенные только тем, что они «дают дань Руси» — господствующей сословно-племенной группе:
«И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.»
Народ, объединенный общей верой, языком, и отчетливым самосознанием — мы русские, православные люди — мы обнаруживаем только на выходе из крещальной купели. О дивном преображении, совершившемся в то время, свидетельствует митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати»:
«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом… Ибо вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского…. И уже не идолопоклонниками зовёмся, но христианами, не без упования ещё живущими (Еф. 2,12; 1 Фес. 4,13), но уповающими на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем; уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем в Жертву Богу и Отцу. И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся.»
Как отметил Святейший Патриарх московский и вся Руси Алексий, «сегодня у нас великий праздник — 1020 лет назад под этим самым киевским небом крестилась Русь. Произошло то, что на века предопределило наш нравственный облик, сделало нас такими, какие мы есть. И потому событие Крещения Руси касается каждого из нас. Ведь Русь — это не просто слово из учебника истории. Русь — это мы, народы Украины, России, Беларуси. Русь и теперь жива. И жива она благодаря выбору святого князя Владимира. Проявив великую мудрость, он выбрал истинную веру во Христа и стал крестителем Руси. В этом выборе — наша сила, наша слава, наша общая судьба. В нем — истоки нашей духовности, просвещения, культуры. Будем же достойны священной Днепровской купели. Сохраним для потомков переданное нам драгоценное сокровище святой православной веры. И будем всегда вместе»
Не все с этим согласны. Нынешний президент Украины Виктор Ющенко видит Церковь как инструмент — инструмент выстраивания новой украинской идентичности, построенной на резком противопоставлении России. Его постоянные попытки «объединить» украинских православных — как канонических, так и раскольников — это, на самом деле, попытки отъединить их от русской Церкви. Его действия в отношении Церкви — часть общих усилий, направленных на то, чтобы внушить украинцам, что русские им народ не только не братский, но чужой и враждебный, вековой обидчик и враг. Церковь Московского Патриархата — постоянное напоминание о духовной общности наших народов, о том, что верующий украинец у себя дома в соборах Кремля, а русский человек — в Киевской Лавре, что сам вопрос о том, русские или украинские святые подвизались в киевских печерах, нелеп, потому что у святых нет разделения, и корни русской святости лежат в Киеве. Русским или украинцем был митрополит Илларион, написавший «Слово о Законе и Благодати»? Русский или украинский писатель Николай Гоголь столетия спустя написал «Размышления о Божественной Литургии?» Да и сам Святой Равноапостольный Князь Владимир, русский или украинец? Сами себя они называли русскими людьми, и землю свою русской, и народ свой русским — делает ли это их чужими Украине? Напротив, это воинствующие националисты делаются чужими Украине и чужими ее святым. Исторически, духовно, культурно, Россия, Украина и Белоруссия принадлежит к единому пространству, которое (тут из летописей и житий слов не выкинешь) называлось Русью, а жители его называли себя русскими людьми.
Сам язык — язык древнерусской литературы — восстает против попыток противопоставить «русских» и «украинцев». Были ли Киевские святые «украинцами по Ющенко» то есть ни в коем случае не русскими? Нет, они были именно русскими и именно так себя называли. Всякий благочестивый читатель, который откроет их жития, это немедленно обнаружит — как и всякий вообще читатель, который обратиться к историческим документам. Ющенко со товарищи приходится двигаться настолько против рожна, что им не позавидуешь.
Могут меняться политические границы, приходить и уходить мирские властители, но одно остается неизменным — выбор князя Владимира, которым три наших народы приведены ко Христу. Поэтому все мы, православные христиане, радуемся в этот день, и радости нашей никто не отнимет у нас.