Русская линия
Татьянин деньПреподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис) 26.07.2008 

Огонь любви, безумие и пьянство

Из бесед со Старцем Паисием. Небесное пьянство — хорошее, но человек всё время должен быть там, возле бездонной бочки с небесным вином. Желаю вам найти заветный райский священный кран, пить и постоянно упьяняться райским, вином.

Огонь любви Божией

— Геронда[1], почему у меня к Богу нет такой же любви как к человеку, ведь если я кого-то люблю, то хочу быть с ним всё время вместе?

— Это приходит постепенно в результате борьбы, а ина е люди бы загорелись и горели бы любовью Божией. Вокруг был бы холод, а они думали бы, что горят, и бежали бы в горы. Один солдат во время войны оставил свою часть и убежал в горы. В его сердце зажглась такая любовь, что он не мог её сдержать, хотел уйти и молиться. Забыл обо всём. Нашёл одну пещеру, вошёл в неё и стал молиться! Когда другие солдаты пошли на задание, они нашли его и кричали; «Дезертир». Потом его вызвал на допрос командующий частью. «Как это называется?» — спрашивает. «Я горю, господин командующий, горю любовью ко Христу. Знаете, что значит „горю“ ?» «А я что по твоему не горю ?» — спрашивает командующий. «Я горю, господин командующий, понимаете или нет ?» — повторял он и словно говорил: «Если горишь, то беги!» Бог помог ему, и он избежал трибунала. Тут в мирное время, если солдат убежит из части, ему грозит трибунал, а что говорить о войне[2]!

— Геронда, когда человек находится в таком состоянии, то он чувствует тепло во всём теле ?

— Да, но больше всего в области груди. Когда возгорится духовная любовь, то полыхает огнём вся грудь. Вся грудная клетка превращается в пламя. Горит человек сильным сладостным огнём любви Божией, парит, любит истинной, материнской любовью.

Этот внутренний огонь, который зажигает Сам Христос Своей любовью, согревает тело сильнее вещественного огня. Он имеет силу сжигать любой мусор, любой злой помысел, который подбрасывает тангалашка, как и любую похоть и любое неподобное зрелище. Тогда душа ощущает божественное наслаждение, которое несрав­нимо ни с каким другим наслаждением!

Как жаль, что этот огонь ещё не вошел в вас! Если он вспыхнет и разгорится в вашем сердце, то вас не будут прельщать никакие суетные вещи. Желаю, чтобы Бог попалил Своей любовью ваши сердца!

Божественный эрос

— Божественный эрос — это любовь к Богу?

— Божественный эрос — это нечто высшее, чем любовь Божия, — это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом.

Божественный эрос размягчает твердые кости, которые делаются настолько мягкими, что человек не может устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, потому что вокруг тепло, очень тепло… Когда человек находится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния…

— А человек, охваченный Божественным эросом, чувствует боль ?

— Если боль очень сильная, то она стихает и делается терпимой, если слабая — исчезает. Видишь, люди, когда влюблены, находятся в таком восхищении, что и про сон забывают. Один монах мне говорил: 'Теронда, мой брат влюбился в цыганку, даже спать перестал. Только и слышно «Параскевушка моя, Параскевушка моя». Заколдовали его, что ли? Не знаю! Я столько лет монах и не люблю Божию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, например, совсем не чувствую в сердце никакого веселья".

К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова «Божественный эрос». Не понимают, что такое «Божественный эрос», и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: «Это должно быть что-то высшее». Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! «Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать ?» Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга. «Если на нас, — говорят они, — так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!»

Святое безумие

— Геронда, как можно сойти с ума от любви Божией ?

— Общаться с… сумасшедшими, чтобы они заразили тебя своим духовным безумием! Надеюсь увидеть тебя… сумасшедшей по Богу! Аминь.

И у меня есть небольшой опыт духовного безумия, происходящею от Божественного эроса. Тогда человек приходит в состояние священной рассеянности и не хочет думать ни о чём, кроме Бога, кроме святого, духовного и небесного. Находясь в состоянии божественной любви, он горит сладостно изнутри, изливает себя внешне в безумии, в границах священного благочестия, как ангел, прославляя день и ночь своего Бога и Создателя.

— Это называется исступление?

— Да, тогда человек находится вне себя, в хорошем смысле. Это и есть… «Ужаснися бояйся небо…"[3]!

Священное безумие поставляет человека вне земного притяжения, возносит его к престолу Божию, и человек начинает ощущать себя, как собачка при ногах своего хозяина, которая радостно и почтительно лижет ему ноги.

Божественное опьянение

— Геронда, я боюсь, что не спасусь.

— Не бойся, будем вместе подниматься наверх. Только скажи настоятельнице, пусть даст нам две большие пластиковые бутылки в дорогу. Смотри, пластиковые, а не стеклянные, чтобы не разбились по пути!.. Мы наполним их водой и будем пить из них на пути к Небу, когда будем уставать! Оставим в них воды только на три пальца, и попросим Христа, чтобы Он её благословил, превратил в вино. Выпьем его и духовно опьянеем рядом со Христом.

— Геронда, а что это за вода такая ?

— Это любовь ко Христу и к братьям.

— А опьянение?

— Опьянение от Святого Духа. Опьянённые Святым Духом все время радуются нежной любви Бога, своего Отца.

Если человек духовно опьянеет от небесного вина, то его жизнь здесь на земле становится мученической, однако, в хорошем смысле. Он становится негодным для мира, его не волнует ничто земное, и он всё вменяет в уметы, сор. Видишь, люди, когда много выпьют, пья­неют, и потом их ничего не волнует. «Дед Фанасий, твоя хижина горит», — кричали люди одному деду, у которого загорелась хижина. «Ну её, пусть горит», — отвечал он, по­тому что напился и был пьян !..

Другое, небесное пьянство — хорошее, но человек всё время должен быть там, возле бездонной бочки с небесным вином. Желаю вам найти заветный райский священный кран, пить и постоянно упьяняться райским, вином. Аминь!



[1]Геронда — уважительное греческое обращение к пожилому человеку.

[2] Старец Паисий, который сам во всём всегда был законопослушен, приводит этот пример недисциплинированного солдата, чтобы помочь нам понять, что если огонь Божественной любви разгорится в человеке, тогда «и ум человека охватывается любовью к Богу» и он начинает делать вещи, которые с трудом поддаются пониманию и объяснению. — Прим. сост.

[3] Слова ирмоса 8-й песни канона Великой Субботы. Переведённое на цер-ковно-славянский язык словом «ужаснися» греческое слово дословно означает «приди в исступление». — Прим. пер

http://www.taday.ru/text/126 369.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru