Русская линия
Слово Александр Репников26.07.2008 

Русский консерватизм: историографический аспект проблемы. Часть 2

Часть 1

К сожалению, количество далеко не всегда является признаком научного качества работ. Некоторые исследователи, в поисках «новизны темы» иногда просто пытаются огульно отбросить все прошлые труды своих предшественников, обвинив их в предвзятости и конъюнктуре. Например, в одной из диссертации утверждается, что до сего дня (2002 года) преобладающей является оценка Леонтьева, как «представителя реакционнейших кругов русской политической мысли» (54). Если учесть, что самые свежие монографии о Леонтьеве, используемые авторам относятся к началу 1990-х годов, а единственной сноски в автореферате удостоился О. Э. Мандельштам (55), то понятна попытка исследователя «ломиться в открытую дверь», в очередной раз доказывая, что наследие Леонтьева достойно изучения, а сам он отнюдь не реакционер. В диссертационном исследовании А. В. Хорошевой посвященном Данилевскому (56), автор в источниковедческой часть привлекает ранее неиспользованные архивные источники, что может только приветствоваться, но в историографической части, полностью игнорирует диссертации, ранее защищенные историками: А. Н. Птицыным (1999 г.), А. К. Камкиным (2004 г.), А. В. Ефремовым (2006 г.), М. А. Емельяновым-Лукьянчиковым (2006 г.), хотя их содержание касается темы исследования. Ряд ошибок и неточностей содержит кандидатская диссертация Ю.В. Петриченко (57). Автор слабо владеет материалом (в работе есть серьезные библиографические пробелы, недопустимые для диссертации, защищаемой по специальности 07.00.09 — историография, источниковедение и методы исторического анализа), не умеет правильно оформлять библиографию, и, наконец, делает странные, с точки зрения правил русского языка, утверждения.

Что касается публикаций и републикаций работ русских консерваторов, то в силу недостатка места кратко обозначу некоторые проблемы в этой области. Небрежный стиль характеризует републикацию воспоминаний князя Н. Д. Жевахова осуществленную в 2006 году Платоновым (58). О том, откуда именно осуществлена перепечатка воспоминаний нигде не указывается. При сравнении издания 2006 года с выпущенным ранее изданием 1993 года (59), подготовленным А. Н. Стрижевым можно заметить, что в издание 2006 года без каких-либо оговорок не были включены все главы из первого тома, вплоть до главы «Облавы» (60). Издание Платонова начинается с главы «Облавы» (61) и далее включает текст до главы «Освобождение» (62), включая саму главу. Потом идут главы из 2-го тома «После ареста» (63) вплоть до главы «Происхождение власти», включая последнюю. Далее не включены все главы, кроме главы «Дурман» и главы «Уроки революции», озаглавленной Платоновым как «послесловие». Отмечу, что в 2007 году в Петербурге издательством «Царское Дело» была осуществлена републикация воспоминаний Жевахова в полном объеме, сделанная по первоисточнику с приложением статьи А. Д. Степанова (64).

В сегодняшней России популярны работы Л. А. Тихомирова. В результате появились переиздания, которые дублируют вышедшие ранее книги без ведома их составителей. Приведу наиболее вопиющие факты. В 1999 году С. М. Сергеевым: впервые была опубликована повесть Тихомирова «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)» (65). Работа была переиздана в сопровождении статьи С. В. Чеснокова с комментариями Сергеева без ведома исследователей и ссылок на первую публикацию, о чем автору этих строк сообщил Сергеев (66). Вступительная статья Чеснокова «Лев Тихомиров. По обе стороны баррикад» была взята издателями с интернет-сайта, адрес которого приводится. Текст повести Тихомирова и комментарии Сергеева были взяты из книги «Христианство и политика» без ссылок на первоисточник. В «пиратском» издании указано, что это «издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня».

В 2004 году издательство «Библиотека Сербского Креста» (67), а в 2006 году известное издательство «Айрис-пресс» (68) выпустили «Монархическую государственность» Тихомирова. По какому тексту осуществлена публикация 2004 года — не указывалось. В издании 2006 года от издательства сообщалось, что «книга печатается по репринтному изданию Российского имперского союза-ордена (Санкт-Петербург, 1992)». Это не соответствует действительности, поскольку в книге 1992 года, на которую ссылается «Айрис-пресс» (69) отсутствуют редакционные примечания к тексту Тихомирова, включенные непосредственно в тихомировский текст издания 2006 года. Эти примечания не принадлежат Тихомирову, и поначалу можно предположить, что они сделаны издательством. Однако, при сравнении текстов оказывается, что они совпадают с примечаниями С. М. Сергеева и З. Г. Антипенко к изданию «Монархической государственности» 1998 года (70). В беседе с автором этой статьи С. М. Сергеев выразил удивление тем, что написанные им тексты используются без его согласия. Таким образом, можно констатировать, что в изданиях «Монархической государственности» 2004 и 2006 гг. воспроизводятся (без ссылок на первоисточник) примечания и указатель имен (сост. А. В. Ефремов) из издания 1998 года. К сожалению, в первоначальном аннотированном указателе имен, составленным А. В. Ефремовым, встречаются многочисленные ошибки в датах и написании имен, которые без исправлений перекочевали и в издания 2004 и 2006 гг. (71)

В 1997 году Смолин осуществил публикацию книги Л. А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», которая вышла 5-тысчным тиражом в серии «Пути русского имперского сознания» как «Приложение к журналу „Москва“» (72). Оригинал рукописи хранится в ГА РФ, однако гриф архива или ссылка на него в издании Смолина отсутствуют. На этот факт в 2000 году обратил внимание исследователь С. В. Чесноков (73). Впоследствии данная книга Тихомирова книга неоднократно переиздавалась Смолиным. В 2007 году вышло 5-е издание (74). Во вступительной статье Смолин подчеркивает, что «настоящее издание впервые печатается с большими дополнениями и выписками, которые Л. А. Тихомиров делал для написания самого текста „Религиозно-философских основ истории“» (75). О том, что «книга выходит с приложением, значительно дополняющим предыдущие издания» мы узнаем еще дважды — из сообщения, помещенного рядом с титульным листом, и из аннотации (76). Сообщается и о том, что издание осуществлено «по благословлению архиепископа Самарского и Сызыранского Сергия» (77). Отсутствует только (уже в который раз) ссылка на ГА РФ и указание на то, откуда взяты и где хранятся сама работа «Религиозно-философские основы истории» и впервые публикуемые тихомировские записи.

Можно сделать вывод, что как апологетика, так и критика историографии русского консерватизма ведется некоторыми авторами отнюдь не в рамках научного дискурса, а на уровне «навешивания ярлыков». Использование в их статьях эмоционально-оценочных эпитетов и грубых выпадов в адрес оппонентов (наряду с превосходной оценкой собственных трудов) лишает эти материалы какой-либо научной значимости и переводит их в разряд публицистики. Не владея, или плохо владея источниками (особенно архивными), эти авторы или выдергивают из контекста «удобные» им цитаты, или намеренно искажают факты. Публикация и републикация работ русских консерваторов в ряде случаев так же далека от соблюдения элементарных археографических норм. Порой имеют место примеры откровенного плагиата и эти негативные явления нельзя замалчивать.

Можно говорить, как о намеренном искажении истории русского консерватизма, в угоду сиюминутным целям, так и о ненамеренной небрежности, проистекающей из отсутствия профессионализма, или же из-за излишней поспешности при подготовке изданий. Исторические фальсификации (какими бы «благородными» мотивами не руководствовались их изготовители), как и грубейшие ошибки, граничащие с невежеством, оправдать нельзя, но случайно допущенные неточности и опечатки, к сожалению, вещь неизбежная.



ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. М., 1994.

2. Лакёр У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994.

3. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. С. 40.

4. Лакёр У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. С. 41.

5. С. 471. А вот Г. В. Бутми, обозначенный в указателе имен к вашингтонскому изданию, как «Де Кацман Бутми» из указателя имен в московском издании просто пропал.

6. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. С. 60, 74, 425.

7. Там же. С. 271, 418. Подобное искажение фамилий присутствует и в вашингтонском издании.

8. Там же. С. 69, 424.

9. Там же. С. 46.

10. Лакёр У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. С. 73.

11. Там же. С. 89.

12. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. С. 90.

13. Савицкий И. П. Прага и зарубежная Россия (Очерки по истории русской эмиграции 1918−1938 гг.). Прага, 2002. С. 54, сноска 1.

14. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм / Гл. ред., сост О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003.

15. Там же. С. 379. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 6 строчек, фотографии нет.

16. Там же. С. 380. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 4 строчки, фотографии нет.

17. Там же. С. 193. Автор статьи — О. П. [Олег Платонов]; объем статьи составляет 4 строчки, фотографии нет.

18. Там же. С. 442. Автор статьи не указан; объем статьи составляет 9 строчек, фотографии нет.

19. Платонов О. Вонсяцкий А.А. // Там же. С. 148. Замечу, что объем статей, посвященных «русским фашистам» значительно превышает объем вышеуказанных статей, посвященных Космодемьянской, Кошевому и Матросову. Статьи о Вонсяцком и Родзаевском также снабжены фотографиями.

20. Гусев К. Родзаевский К. В. // Там же. С. 628−629.

21. Широпаев А. Русский фашизм // Там же. С. 677.

22. Степанов А. Бутми-де-Кацман Г. В. // Там же. С. 113.

23. Шульгин В. В. // Там же. С. 885; Власов Ю. П. // Там же. С. 143. В обеих статьях авторы не указаны.

24. Платонов О. Сталин И. В. // Там же. С. 765.

25. Сергеев С. Две книги о патриотизме и патриотах // Москва. 2003. N 11. С. 202.

26. Фомин С. Дитерихс М.К. // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. С. 221−224; Он же. Келлер Ф. А. // Там же. С. 354−356.

27. Ильин И. А. Предисловие // Там же. С. 5−20. И. А. Ильин так же значится «автором» статей «Национализм», «Русская идея» и др. // Там же. С. 477−481; 651−654. Автором статьи «Национальность» стал С. Булгаков // Там же. С. 481−482. Автором многих статей указан покойный митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев).

28. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское мировоззрение / Гл. ред., сост. О. А. Платонов. М., 2003. Например статьи: «Кожевников В. А.» (автор Лосский Н. О.), Мережковский Д. С. (автор Зеньковский В. В.), «Народная монархия» (авторы Л. А. Тихомиров и К. П. Победоносцев, использованы фрагменты из их работ); «Розанов В.В.» (авторы В.В. Зеньковский и некий Д. К.), «Россия и Европа» (автор Н. Н. Страхов), «Самарин Ю. Ф.» (автор В. В. Зеньковский) и т. д.

29. Сергеев С. Две книги о патриотизме и патриотах. С. 200−203.

30. Там же. С. 202−203.

31. Федоров В. Победоносцев К. П. // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. С. 576.

32. Там же. С. 464.

33. Там же. С. 289. Автор статьи не указан, вообще в издании много статей, авторы которых или не указаны или скрыты за инициалами (некоторые инициалы, впрочем, легко расшифровываются).

34. Дурновцев В. А., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России XVIII-начало ХХ века. М., 1996. С. 377. См.: Цветаева М. Дом у Старого Пимена // Она же. Проза. М., 1989.

35. Дурновцев В. А., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский. С. 377−378.

36. Указано: «Розенталь И. С. Пуришкевич в 1917 // Сборник статей, посвященный 60-летию В. В. Журавлева. М., 1998». Правильно: «Розенталь И. С. Пуришкевич — известный и неизвестный (К вопросу об эволюции правого радикализма в России) // Проблемы политической и экономической истории России: Сборник статей. К 60-летию профессора В. В. Журавлева. М., 1998. С. 284−303». См.: Степанов А. Пуришкевич В.М. // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. С. 607.

37. Указано: «Погрешности обновления 17 окт. 1905 государственного строя и попытка их устранения. М., 1910». Правильно: «Погрешности обновленного 17 октября 1905 года Государственного строя и попытка их устранения. М., 1910». См.: Степанов А. Пасхалов К. Н. // Там же. С. 548.

38. Указано: «Ромов Р. „Консервативный бомбист“ в русском парламенте // Завтра. 2000. 18 апр.». Правильно: «Ромов Р. „Консервативный бомбист“ в русском парламенте // День литературы. 2000. N 7−8». См.: Степанов А. Крушеван П. А. // Там же. С. 386.

39. Смолин М. Тихомиров Л. А. // Там же. С. 794.

40. Платонов О., Степанов А. Шарапов С. Ф. // Там же. С. 861.

41. Сергеев С. Две книги о патриотизме и патриотах. С. 202. Авторы статьи «Селезнев Ю. И.» — С. Лобзова и О. Платонов // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. С. 708.

42. Стогов Д. И. Правомонархические салоны Петербурга — Петрограда (конец XIX — начало XX века). СПб., 2007. С. 13. Статья С. В. Лебедева, подписанная инициалами С. Л., помещена на С. 96−97 энциклопедии.

43. Смолин М. Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М., 2005.

44. Смолин М. Б. Тихомиров Л.А. // Черная сотня. Историческая энциклопедия. 1900−1917 / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов. М., 2008. С. 547.

45. Там же. С. 546.

46. Здесь и далее объем статей дается без учета списка источников и литературы.

47. Смолин М. Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. С. 419. Вместе с тем в сноске 90 другая диссертация указывается даже с упоминанием вуза, в котором она была защищена. В сноске 22 указано только название работы Аптекмана, без атрибутации; в сноске 23 не указано место и год выхода книги, в сноске 29 не указана фамилия автора, в сноске 71 — отсутствуют места издания перечисленных книг и т. д.

48. Там же. С. 255.

49. Репников А. В., Христофоров В. С. Неизвестный Шульгин // Консерватизм в России и мире: В 3 ч. Воронеж. 2004. Ч. 1. С. 218−237; Из архивного следственного дела N Р-48 956 в отношении Шульгина Василия Витальевича / Публ. и комм. А. В. Репникова, В. С. Христофорова // Консерватизм в России и мире: В 3 ч. Воронеж. 2004. Ч. 3. С. 162−182.

50. Витушкин Д. А. Шульгин Василий Витальевич // http://politanaliz.land.ru/shulgin1.htm

51. Репников А. В., Христофоров В. С. Неизвестный Шульгин // Консерватизм в России и мире: В 3 ч. Ч. 1. С. 231.

52. Витушкин Д. А. Шульгин Василий Витальевич // http://politanaliz.land.ru/shulgin4.htm.

53. Репников А. В., Христофоров В. С. Неизвестный Шульгин // Консерватизм в России и мире: В 3 ч. Ч. 1. С. 231.

54. Чикирев Д. С. Историософия К. Н. Леонтьева в контексте отечественной общественно-политической мысли. Автореф. дисс…. канд. филос. наук. М., 2002. С. 3.

55. Отмечу, что О. Э. Мандельштам действительно испытывал сильное влияние К. Н. Леонтьева, в чем и сам признавался. См.: Мандельштам О. Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка…». М., 1990. С. 143−147.

56. Хорошева А. В. Творчество Н. Я. Данилевского в общественной мысли пореформенной России. Автореф. дисс…. канд. ист. наук. М., 2007.

57. Петричко Ю.В. Наследие Л.А. Тихомирова в отечественной историографии. Автореф. дисс…. канд. ист. наук. М., 2007.

58. Жевахов Н. Д. Еврейская революция / Под ред. О. А. Платонова. М., 2006.

59. Жевахов Н. Д. Воспоминания. Т. 1. Сентябрь 1915 — март 1917. М., 1993. Т. 2. Март 1917-январь 1920. М., 1993.

60. Т. е. до С. 289 первого тома издания 1993 г.

61. С. 289 того же издания.

62. С. 321 того же издания.

63. С. 8 второго тома издания 1993 г.

64. Воспоминания товарища Обер-прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова. СПб., 2007.

65. См.: Христианство и политика. М., 1999. С. 393−538.

66. Тихомиров Л.А. В последние дни. М., 2004.

67. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М.: Издательство «Библиотека Сербского Креста», 2004. Тираж 3 тысячи экземпляров.

68. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М.: Айрис-пресс, 2006. (Библиотека истории и культуры). Тираж 2 тысячи экземпляров.

69. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Российский имперский союз-орден. А/О «Комплект». СПб., 1992. Тираж 10 тысяч экземпляров.

70. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «АЛИР», 1998. Тираж 5 тысяч экземпляров.

71. Например, Юрий Федорович Самарин стал Юрием Федотовичем // Там же. С. 656. Эта опечатка была воспроизведена в изданиях 2004 (С. 509) и 2006 гг. (С. 610).

72. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

73. «Издано М. Смолиным без ссылки на ГА РФ; см. ГА РФ, ф. 634, оп. 1. дд. 48−58» / Чесноков С. В. «Социология господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л. А. Тихомирова // Полис. 2000. N 2. С. 171.

74. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. 5-е издание, значительно дополненное. М., 2007.

75. Смолин М. Б. Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова // Там же. С. 22.

76. Там же. С. 2, 4.

77. Там же. С. 4.

http://www.portal-slovo.ru/rus/history/89/12 321/&part=2


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru