Одна Родина | Ольга Четверикова | 25.07.2008 |
Константинопольский Патриарх Варфоломей занимает чётко прокатолическую и проамериканскую позицию и не является самостоятельной фигурой.
Представляя одну из самых малочисленных Православных Церквей и будучи весьма ограниченным в своих правах светскими властями Турции, Константинопольский Патриархат уже давно проводит политику экуменизма, демонстрируя преданность Ватикану. Он первым из православных Церквей совершил уступку экуменизму в 1920 г., издав энциклику «Всем Христовым Церквам», содержавшую еретические формулировки и призывавшую работать над подготовкой и осуществлением полного единения с инославными церквами.
В 1923 г. патриарх Мелетий Метаксасис, первый Константинопольский Патриарх, официально занимавшийся экуменической деятельностью, созвал собор в Стамбуле, который вынес решение в точном соответствии с положениями энциклики 1920 года и объявил введение нового календаря, не дожидаясь достижения консенсуса по этому вопросу всех поместных православных церквей. Когда был образован экуменический Всемирный Совет Церквей (ВЦС), Константинопольский Патриарх Афинагор издал энциклику, призывавшую главы всех поместных православных церквей присоединиться к ВСЦ, а в 1955 г. послал своих постоянных представителей в Женеву, штаб-квартиру этой организации.
В 1964 г. состоялась историческая встреча патриарха Афинагора с Папой Римским в Иерусалиме, на которой была прочитана совместная молитва «Отче наш», и после обмена поцелуем мира Папа был признан первопрестольными клириками их собратом архипастырем. В 1965 г. Константинополь снял анафему, которой была предана папская ересь в 1054 году, и Римская церковь была признана «сестринской», несмотря на то, что Рим не раскаялся в своих заблуждениях. При этом ни одна из православных церквей не выразила протеста против этого неканонического и неправославного акта.
При Константинопольском Патриархе Афинагоре экуменизм стал широко внедряться в Православную Церковь, утвердившись при сменившем его патриархе Димитрии, который объявил себя уже «первым среди равных Святой Православной Церкви», а папу — «первым среди равных во всей Церкви Христовой», признав, таким образом, его «старшим братом».
Нынешний патриарх Варфоломей (Архондонис) был ближайшим соратником патриарха Димитрия. Его духовное становление проходило в атмосфере экуменических идей и сильнейшего католического влияния, которое он испытал во время своего обучения в упомянутом выше Восточном институте при Грегорианском университете и в «Экуменическом институте» в Швейцарии. Богатый опыт экуменической деятельности он приобрёл, работая в комиссии «Вера и устройство» ВСЦ и принимая участие во всех крупных съездах этой организации, в экуменических встречах и совместных молитвах в Ватикане, Лондоне, Вашингтоне, а также в работе экуменического фонда Pro Oriente, поддерживающего диалог между католическими и православными богословами.
В настоящее время Патриарх Варфоломей — это главная фигура экуменической деятельности в православном мире, стремящаяся к объединению Православной и Католической Церквей под началом Римского Папы. В ноябре 2007 г. во время своего официального визита в Софию в интервью болгарскому телевидению он заявил: «Если мы с помощью Божьей придём к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина „первенство“, каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола». Речь идет о первенстве чести, но эта честь признавалась за Римом только до тех пор, пока он не впал в ересь папизма.
Такую же верность патриарх демонстрирует и Соединенным Штатам. «Священный союз» Ватикана и Вашингтона скреплен законом США 1998 года, обязывающим американскую администрацию всегда поддерживать Константинопольский Патриархат. Последний, в свою очередь, выступает активным проводником американской политики «свободы и демократии» в православных странах. Как это выглядит, мы видели во время агрессии НАТО в Югославии, в ходе «цветных революций» на Украине и в Грузии.
Однако одна эта преданность сама по себе мало что значила бы для «ватикано-вашингтонского обкома», и Константинопольская Патриархия не представляла бы для него никакого интереса, если бы не делалась ставка на введение в Православие заимствованной у папизма идеи о Константинопольском Патриархе как видимом главе Православной Церкви. Его уже именуют «Первопрестольником Православия», «духовным вождем 300 миллионов православных христиан», как если бы он представлял весь православный мир, а не свою малочисленную патриархию. Эта идея, глубоко чуждая Православию, может быть внедрена только в условиях разрушения его каноническо-правового поля, чего и добиваются Ватикан и Фанар, навязывая поместным православным церквам политику экуменизма. Именно этой идеей было обосновано создание в 1996 г. «Эстонской Апостольской Православной Церкви», параллельной с Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата (несмотря на то, что каноническое право не предусматривает параллельных юрисдикций).
Представляя себя в новом качестве, Фанар стал претендовать на особые права на участие в церковных делах Украины. В 1995 г. он взял под свою юрисдикцию «Украинскую Православную Церковь в США», относящую себя к Украинской Православной Автокефальной Церкви, а в марте 2005 г. во время встречи с В. Ющенко ее глава «УПЦ в США» архиепископ Всеволод (Майданский) заявил, что Константинопольская Патриархия признала автокефалию Русской Православной Церкви только в границах Московского царства 1668 года (!). На этой встрече был обговорен и сценарий создания новой структуры — «Украинской Автокефальной Церкви», в которую должны войти «УПЦ в США» и УПЦ КП. Возглавить ее должен архиепископ Всеволод (Майданский), так как главу УПЦ КП «Филарета» тогда еще было задумано отправить на покой, а Патриарх Варфоломей должен был признать «Украинскую Автокефальную Церковь» канонической. Вопрос о создании на Украине единой поместной Церкви В. Ющенко подробно обсуждал впоследствии на встрече с Патриархом Варфоломеем во время своего визита в Турцию в июне 2007 г.
Свой нынешний приезд на Украину Патриарх Варфоломей стремится использовать в первую очередь для того, чтобы утвердиться в своём самопровозглашённом статусе «духовного вождя 300 миллионов православных христиан». В состоявшейся 16 июля беседе с украинскими журналистами он подтвердил, что Вселенский Патриарх является первым престолом во всеправославном мире и как таковой имеет право и обязательство координировать отношения между Православными Церквами, возглавлять и проводить их встречи, а также помогать сестринским Церквам, когда в них возникают проблемы. То есть свою первостепенность Константинопольская Церковь рассматривает не только как звание, но и как имеющую конкретное наполнение. Этот «вселенский» статус, по убеждению Фанара, обеспечивает Константинопольскому Патриарху право вмешиваться и в вопрос об автокефалии УПЦ КП, выступать в качестве высшего арбитра в отношениях между украинскими церквами.
Более того, Патриарх Варфоломей прибывает на Украину как на свою каноническую территорию, он возглавит торжества в Киеве 24−27 июля, и это не может не повлиять на состояние умов части украинского общества, которое плохо разбирается в хитросплетениях политики Ватикана и Фанара.
Есть предположения, что во время торжеств УПЦ МП (или часть ее епископата) может принять декларацию приверженности идее украинской поместной церкви. Если ОВЦС Московской Патриархии заявил, что рассматривает визит Патриарха Варфоломея как недружественную акцию, то ОВЦС УПЦ МП приветствовал его и поблагодарил Патриарха за то, что тот откликнулся на приглашение посетить Украину. А глава ОВЦС УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) допустил утечку информации, признавшись, что между Константинопольским Патриархатом, с одной стороны, и многосоставной украинской стороной (президентом В. Ющенко, УПЦ КП, УАПЦ и отдельными епископами УПЦ МП) — с другой, уже существуют негласные договоренности о том, чтобы принять вышеперечисленных представителей украинской стороны под омофор Патриарха Варфоломея. Это может быть сделано как непосредственно во время торжеств в Киеве, так и вскоре по их завершении.
Крайне важен визит Константинопольского Патриарха и для утверждения Виктора Ющенко в качестве всеукраинского лидера. Как заявил Петр Симоненко, глава УКП, «Константинопольский патриарх, принимая приглашение Ющенко, становится участником не духовных торжеств, а политических акций, которые проводит Ющенко, пытаясь использовать Церковь для будущей своей избирательной кампании, чтобы остаться на второй президентский срок».
Об этом свидетельствует и программа официальных торжеств в Киеве. Хотя днём памяти святого равноапостольного великого князя Владимира является 28 июля, празднование «на самом высоком уровне» приурочено к 24−27 июля.
24 июля В. Ющенко даст расширенную пресс-конференцию, 25 июля в Киев прибудет Константинопольский Патриарх (в аэропорту его будет встречать президент Украины), 26 июля начнутся торжественные мероприятия на Софийской площади: выступление главы государства и Патриарха Варфоломея, затем возложение цветов к Памятному знаку жертвам «голодомора» и панихида по жертвам. В этот же день в Украинском Доме Виктор Ющенко и Патриарх Варфоломей примут участие в открытии галереи портретов выдающихся деятелей Украины. А 27 июля должна состояться Божественная литургия на Владимирской горке, которую, как объявлено, возглавит Константинопольский Патриарх в сослужении Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
Используя Константинопольский Патриархат для давления на Украинскую Православную Церковь, Ватикан вместе с тем заметно активизирует деятельность униатов (греко-католиков), развивая православно-католический «диалог», который на практике оборачивается монологом, постоянно расширяющим возможности и поле деятельности католиков на Украине. Так, после визита в Киев в декабре 2007 г. главы папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, открывшего в украинской столице Центр экуменических исследований имени св. папы Климента Римского и освятившего новое здание католического института имени св. Фомы Аквинского, был создан новый — Волынский экзархат УГКЦ, который подводит под юрисдикцию униатов традиционно православные Ровенскую и Волынскую области. Создание экзархата в регионе, где униатов практически нет, говорит о том, что греко-католики намерены заняться здесь активной прозелитической деятельностью (несколькими годами ранее подобный экзархат был открыт в Одессе, где также нет и никогда не было униатов). В конце января 2008 г. между Национальной радиокомпанией Украины и Радио Ватиканом было подписано соглашение, увеличившее часы вещания католиков на каналах Национальной радиокомпании Украины.
В феврале 2008 г. впервые за последние 70 лет состоялся визит украинских униатских епископов во главе с кардиналом Гузаром в Ватикан в рамках традиционного паломничества «К гробам святых апостолов», во время которого, как правило, представители духовенства имеют личную беседу с Папой. В ходе беседы кардинал Гузар обратился к Папе с просьбой предоставить УГКЦ статус Патриархата.
В мае 2008 г. Украину посетил госсекретарь Ватикана кардинал Бертоне, официальным предлогом его визита стала беатификация во Львове монахини Марты Вецкой. Прибыв в Киев и отслужив в киевском кафедральном соборе св. Александра, кардинал Бертоне совершил торжественный крестный ход в честь Божьего Тела по центральным улицам Киева. Однако главным в этой поездке были переговоры с В. Ющенко, который передал госсекретарю приглашение Бенедикту ХVI посетить в нынешнем году Украину и получил, в свою очередь, от кардинала приглашение приехать в Ватикан.
И, наконец, непосредственно перед нынешними торжествами, 10 июля на пять дней на Украину прибыл префект Конгрегации для Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри для рассмотрения вопроса о предоставлении УГКЦ статуса Патриархата. Фактически это была инспекция, в ходе которой Сандри должен был изучить положение дел внутри УГКЦ и общую религиозную ситуацию в стране. Затронув вопрос о патриархате во время пресс-конференции, кардинал заявил, что решение данного вопроса принадлежит исключительно к компетенции Папы Римского и что здесь следует учитывать, какие последствия будет иметь провозглашение Патриархата в экуменическом плане. Во время посещения Киева кардинал Сандри встретился и с главой УПЦ МП, в беседе с которым вновь обсуждались вопросы православно-католического диалога и возможные совместные действия на пути к восстановлению утраченного единства.
Нынешняя политика Ватикана является наступательной и хорошо продуманной; в основе ее лежат трезвый политический расчёт и стратегические планы, согласующиеся со стратегией Запада в отношении России и Украины. Непонимание либо недоучет этого обстоятельства приведут к самым тяжёлым последствиям и для Малой, и для Великой Руси.