Православный Санкт-Петербург | Владимир Демиденко | 22.07.2008 |
Проходя по современным кладбищам, невольно думаешь, что мысль эта уже устарела. Кладбищенское неравенство бьёт в глаза точно так же, как неравенство среди живых. Огромные, под стать древнеегипетским, саркофаги соседствуют здесь с убогими, самодельно сваренными из первых попавшихся железяк, крестиками; светлые могилки православных людей с иконкой на кресте, с горящей лампадкой — рядом с чем-то невообразимым, почти авангардным… Но более всего меня ошеломил как-то раз увиденный памятник: массивная, гладко отполированная гранитная плита и в ней дырка, — дырка, вырезанная в форме православного креста!..
— Ну, это ни с чем не сообразно, — развёл руками Владимир Никитич Демиденко, когда я рассказал ему об этом памятнике. Владимир Никитич разбирается в могильных памятниках, как мало кто из нас, — ведь он руководитель Православной мастерской по изготовлению крестов «Воздвижение». — Приходилось мне видеть что-то подобное. Просто ужас. Это откровенно заявленное отсутствие креста, это его отрицание. Нет, православный человек не станет так хоронить своих близких…
— Может быть, те, кто создавал такой памятник, вовсе не хотели кощунствовать? Может быть, они просто не знают канонов…
— Ну, а если не знают, зачем берутся за работу? Одно дело, когда ты видишь самодельный крестик, и другое дело, когда памятник заказывали солидной фирме… Ошибок много в могильных крестах: чаще всего люди не понимают места косой перекладины — то угол наклона у неё неправильный, то она несообразно велика, а порой её и вовсе устанавливают на верху креста… Есть ошибки, которые теперь и ошибками не считаются. Вот, например, вопрос о том, где ставить крест — в ногах у покойника или в головах. Сейчас принято устанавливать в ногах, и в этом есть свой смысл: по святоотеческому учению, покойный, бросая взгляд на оставленную им землю, видит прежде всего свою могилу и всё, что вокруг неё. Если поставить крест в ногах, то усопший всегда будет лежать лицом к кресту, всегда иметь крест Господень пред глазами своими… Это так, но в древние времена крест ставили в головах, ибо и Первый Крест, тот, на котором был Господь распят, установили над головой Адама, и Кровь Святая, стекая на землю, смывала с человечества первородный грех. Так что крест в головах имеет более глубокий и спасительный смысл.
— Стало быть, мастерская «Воздвижение» работает в полном соответствии с православным каноном? А где этот канон зафиксирован?
— Что вы! — об этом существует целая наука — ставрография. Мы по мере сил придерживаемся её положений и всегда сообразуемся с мнением людей, сведущих в этом вопросе. Есть, например, известный в России ювелир Юрий Фёдоров, который написал книгу о древнерусской традиции изготовления крестов, как нательных, так и могильных, содержащую и богословские обоснования тех или иных правил. Мы всегда руководствуемся советами Юрия Фёдорова. Святые отцы много говорили о могильных крестах; кажется, первый, кто затронул эту тему, был святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что православному человеку не подобает украшать могилы пышными памятниками, — только крест там должен быть, и ничего больше.
— На иной могиле крест пышнее всякого памятника…
— Правильно, потому что каноны не соблюдены. Канонический крест, он скромен. Никаких на нём нет ни рюшечек, ни завитушечек… Орнамент, конечно, может быть — в виде виноградной лозы, которая тоже является каноническим евангельским символом. Должны на кресте присутствовать все необходимые надписи: «Иисус Христос Царь Славы», «Ника» и так далее… Помню, как-то раз игуменья Зачатьевского монастыря мать Иулиания заказала у нас крест для своего отца, протоиерея Глеба Коледы. Попросила она скромный крестик, но с одним условием: чтобы на нём непременно было написано «Христос воскресе». Мы выполнили этот заказ и тогда поняли: надо нам всегда ставить эту надпись — что может быть уместнее таких слов над гробом христианина?
— Но ведь хочется не только канон соблюсти — хочется, чтобы красивой была могила дорогого тебе человека!
— А канон не отрицает красоты. Мы тщательно соблюдаем пропорции, в основе которых лежит принцип золотого сечения — основа всяческой красоты. Наши мастера никогда не допустят небрежности в работе: каждый крест отделан с любовью и тщанием. Мы руководствуемся правилом древних русских мастеров: делай вещь так, «как мера и красота укажут». И ещё: мы делаем деревянные кресты. Это принципиально. Никакой мрамор, никакой гранит не несут в себе того тепла, той мягкой, доброй душевности, которой светится правильно обработанное дерево. Мрамор красив, но это не русский материал, он русскую душу не греет; о граните я и не говорю, гранит весь — холод, отчуждённость… Нет, только дерево — лучшие, самые красивые его сорта. Наши мастера любят дуб, тис и такое редкое африканское дерево, как ирокко — удивительно красивый, изысканный и долговечный материал. А чтобы он был ещё долговечнее, мы вставляем крест не в почву, а в металлическую трубу — это и устойчивости придаёт, и прочности. Нет, канон не отрицает красоты, наоборот, он являет миру новую, более глубокую, поистине небесную красоту. А без красоты русскому человеку и на кладбище не лежится…
Вопросы задавал Иван СМИРНОВ
http://pravpiter.ru/pspb/n199/ta019.htm