Радонеж | Елена Чудинова | 21.07.2008 |
Казалось бы, что может быть справедливее и правильнее церковного призыва, прозвучавшего накануне 90-летия убиения Романовых, призыва покончить с отравляющими нашу страну атавизмами коммунистической эпохи, расставить, наконец, нравственные и исторические точки над «i»? Трудно было, конечно, ожидать, что это придется по нраву какому-нибудь Зюганову. Но я, к сожалению, не о нем.
Вокруг скорбного дня, призывающего каждого православного человека к внутреннему сосредоточению и молитве, пенилась и бушевала блогосфера. Люди, определяющие себя православными коммунистами (а таких слишком много, чтобы считать такой оксюморон чем-то вроде случайного уродства) выплевывали в интернет злобную хулу на убиенного Государя, обменивались сусальными побасенками о «православном Сталине», о какой-то его «тайной воцерковленности». Некий блоггер, снискавший горячее одобрение своих единомышленников, договорился даже до того, что Сталина надо «канонизировать вместо Романовых». Не отставали и некоторые, прямо себя не называющие коммунистами. Таких еще больше. Некогда один мой оппонент отнюдь даже не в блогах, а в полемике на страницах журнала, человек, позиционирующий себя «воцерковленным православным», горделиво заявил, что скорее «пойдет на смерть», нежели перекрестится на икону царственных мучеников. Мои попытки объяснить, что в таком случае ему стоило бы позиционировать себя как-то иначе, наткнулись на искреннее непонимание. Добавлю, что журнал считался «серьезным» и распространялся в Государственной Думе. Господи, в каком сумасшедшем мире мы до сих пор живем!
Как же это страшно, как же это нелепо, когда люди, переступившие уже церковный порог, тем не менее не находят в себе сил и желания победить духовную проказу советских лет! Когда они считают свою болезнь — здоровьем.
А ведь и без того необычайно трудно отделить зерна от плевел в 70-летнем историческом периоде. Внимательно прочтя интервью о. Георгия Рябых порталу «Интерфакс-Религия», я, например, не смогла (при решительном согласии со всеми остальными высказываниями) согласиться с тем, что нельзя ставить нацизм и коммунизм на одну доску — первый де провозглашал неравенство людей по этническому признаку, а второй был «интернационален». Проще сказать, нацисты могли человека убить только за то, что он — цыган, еврей, поляк, белорус, русский, а коммунисты не могли. Это тоже не бесспорно, к чему мы еще вернемся, но чем лучше этнического признака признак сословный? Убиение семьи царственных мучеников явилось своего рода вехой, обозначившей новый принцип: «карать» не за то, что человек сделал, (и даже не за то, что он мог бы сделать), а за то, чем он является. Первым, намеченным на полное уничтожение, сословием было русское офицерство. Существенная оговорка — речь идет даже не о белом офицерстве. Убивали офицеров, не желавших служить в Красной армии. Но убивали и офицеров, которые шли в Красную армию — кто вынужденно, кто по доброй воле. С ними расправлялись чуть позже. Убивали офицеров с семьями, с маленькими детьми… По подсчету Деникинской комиссии (весьма приблизительному, поскольку учесть все эпизоды расправ «на месте» не представлялось возможным) за два года красного террора истреблено 54 тысячи человек, относящихся к офицерскому сословию. Духовенство, купечество, поместное дворянство, крестьянство (последних, впрочем, считать не будем, их истребляли выборочно — только лучших, крестьянская пьянь и рвань могла ничего не опасаться)… Ну и чем, спрашивается, истребление по сословному признаку будет менее каннибальским, нежели истребление по признаку национальному?
Сложно, очень все сложно. Возвращаясь опять к блогам: по счастью, призыв к декоммунизации обсуждают не только «православные коммунисты», но и нормальные люди. Но зачастую и от них слышны не аргументы совести, а аргументы расчета: если мы сами запретим коммунистическую символику, как же тогда распояшутся прибалтийские страны, без того затравившие наших военных ветеранов? Нет, именно тем, что мы ее защищаем, мы как раз и позволяем прибалтам спекулировать на «угрозе» коммунистической реставрации.
Нам надо просто хорошенько помнить, что, оспаривая итоги II Мировой, прибалты идут не против России, а против всего блока Европейских государств, воевавших с Гитлером. Все человечество уже определило в этой войне правую сторону, и мы оказались на ней. И приложили к победе правых столько сил (больше всех, строго говоря!), что вполне можем признать — ну да, воевали под скверным флагом. Поэтому для советской символики на военных наградах надлежит сделать исключение, в отличие от нацистской, ее надлежит чтить. Примерно по такому же принципу, по которому наш Санкт-Петербург раз в год делается Ленинградом — в память о блокаде.
А самое главное — пока мы не осудим коммунизм окончательно — мы не можем свидетельствовать перед миром ту истину, что оказались главной его жертвой. Это уже к вопросу об интернациональности. Если что-то и было при коммунизме интернационального, так это состав безбожной власти. РСДРП («б» или «м» тут уж не суть важно) была своего рода клоакой, куда сливались отбросы всех народностей, объединенные ненавистью к России. Поляк Дзержинский, грузин Сталин, еврей Троцкий, латыш Петерс… Список этот можно длить бесконечно. Попадающиеся в этом позорном строю имена русских отщепенцев выглядят особенно омерзительно, но бал правили не они. Надо по меньшей мере не иметь ничего общего со страной, до власти над которой дорвался, чтобы превратить ее в поле чудовищных экспериментов.
А в Екатеринбурге прошло Крестным ходом более 35 тысяч человек. Когда я услышала об этом в новостях, на душе сделалось удивительно спокойно. Бог даст, мы еще увидим двуглавых орлов на кремлевских башнях.