Prokimen.Ru | Архимандрит Иоанн (Экономцев) | 19.07.2008 |
Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие Владыки!
Мы переживаем сегодня поистине беспрецедентное в истории возрождение Русской Православной Церкви, восстающей ныне из руин, оставленных долгими годами гонений. Это безусловно стало наиболее значительным событием двух последних десятилетий, прошедших после торжественного празднования тысячелетия крещения Руси, что несомненно является чудом Божиим. Церковь становится в глазах российского общества и государства все более значимой силой, игнорировать ее мнение уже невозможно, согласно социологическим опросам она стабильно пользуется высоким доверием в глазах народа.
Восстанавливаются храмы. Доля людей, соприкосновенных с церковной жизнью по данным специалистов Российской Академии наук, составляет около 30%, хотя с советского времени и до сих пор продолжает навязываться миф о 2−3% верующих. Нужно также помнить, что Церковь не отрекается от всех людей, принявших таинство Святого Крещения, а таких в России не менее 80%, и её молитвы о них не бесплодны. Несомненно, что значительная часть всех этих людей не обладает достаточными познаниями о Церкви и ее учении. Прямых данных о количестве граждан России, желающих и готовых расширять свои знания о вере, не имеется, однако мониторинг преподавания ОПК, там, где удалось воплотить его в жизнь, показывает, что счет людей идет на миллионы, и их количество продолжает расти.
Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам» (Мф.28,19), — завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть.
На Архиерейском соборе 1994 года религиозное образование было признано исключительно важной областью деятельности Церкви. За полтора десятилетия, прошедших после него, в этой области была проделана многообразная и плодотворная работа.
В епархиях стали создаваться отделы религиозного образования и катехизации. В докладе Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора 2004 года было указано, что «не во всех епархиях созданы отделы религиозного образования и катехизации. Такое отношение к делу общецерковной важности нельзя считать удовлетворительным». В настоящее время такие отделы созданы во всех епархиях.
В «Положении о Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации» отмечено, что «Председатель Отдела направляет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о состоянии религиозного образования в епархии и о текущей работе Отдела в соответствии с типовыми формами».
Из 68 епархий России отчеты о религиозном образовании и катехизации за 1996 год поступили из 14 епархий; годовые отчёты за 2004 год направили 23 епархиальных отдела, отчётов за 2005 год получено 63, за 2007 год- 64 отчёта. По благословению правящих архиереев поступают также отчеты от соответствующих отделов ряда епархий, находящихся на территории Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Казахстана. С развитием современных средств передачи данных изменился способ поступления отчётов. До 2004 года все отчёты направлялись по почте или передавались непосредственно руководителем епархиального отдела. В 2006 году — 36 отчетов получены по электронной почте, в 2007 году — 48. К сожалению, так обстоит дело не со всеми епархиями. Некоторые адреса электронной почты епархиальных отделов не соответствуют действительности или забиты почтой и, поэтому, заблокированы провайдерами. У ряда епархиальных отделов (а иногда и епархий) электронной почты до сих пор нет.
Согласно имеющимся у нас сведениям, в 45 епархиях РПЦ действуют православные общеобразовательные заведения, в 23 епархиях таковые отсутствуют. Всего по России около 160 православных общеобразовательных заведений. В епархиях действуют 86 гимназий, 1 гимназия-пансион, 40 школ, 4 школы-интерната, 3 лицея. В г. Москве — 23 православных общеобразовательных заведения. При Отделе уже на протяжении десятилетия действует Совет директоров и духовников православных школ и гимназий Москвы и Подмосковья. Православные гимназии, чтобы выполнить свое назначение, должны поддерживать высокий общеобразовательный стандарт, но не забывать при этом о воспитании подлинной церковности, укорененной в литургической жизни. Единодушие и взаимное уважение директора школы с духовником является непременным условием успешной работы школы, но при этом крайне важна полномерная ответственность духовника перед Церковью (в лице правящего архиерея).
Существенное увеличение числа православных школ и гимназий в ближайшее время едва ли возможно, в связи с множеством экономических и материальных трудностей и препятствий, стоящих на пути их создания. Тем не менее, многие из них достаточно прочно стоят на ногах, сплотили прекрасные преподавательские коллективы и представляют собою уникальные культурно-просветительские центры.
В отчетах отделов за 2006 — 2007 год сведения о количестве учащихся представлены по 130 православным общеобразовательным учреждениям; всего в них обучается около 14 000 учащихся. 30% из них составляют заведения, где количество учащихся не превышает 50 человек; 25% - от 50 до 100 учащихся; 36% - от 100 до 200 учащихся; 9% - более 200 учащихся. Больше всего детей (358) учатся в Православной женской гимназии во имя Рождества Богородицы г. Иркутска.
В официальном церковном календаре 2008 года опубликован список из 68 православных школ и ссылка на продолжение публикации. Критерии выбора школ для этой публикации не раскрыты, что вызывает недоумённые звонки из епархий. По моему мнению, необходимо срочно начать процесс лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений. Опубликованные сведения о лицензированных школах ни у кого не вызовут сомнений.
По данным Министерства образования РФ в России около 200 православных общеобразовательных школ. Существенная разница в подсчетах обусловлена тем, что министерством приведены данные о школах зарегистрированных и, возможно, лицензированных в органах мин. образования. Но в епархиях такие школы могут быть и незарегистрированы.
Я уверен, что лицензирование православных школ со стороны РПЦ актуальнейшая задача.
Лицензирование их целесообразно производить в епархиях с привлечением специалистов Синодального ОРОиК.
Церковное лицензирование и аттестация помогут составить реальную картину православного образования в России и на всей канонической территории Русской Православной Церкви, оказать методическую помощь школам, выявить многообразие их опыта, наладить взаимодействие с Министерством образования РФ, комитетами по образованию субъектов федерации, другими государственными ведомствами и общественными организациями; способствовать интеграции и взаимодействию православных школ и совершенствованию форм их работы. Результатом работы может быть издание справочника «Православные школы России», а также издание лучших учебных пособий из регионов.
Наряду с общеобразовательными школами в России действует свыше 5000 воскресных школ. В них обучается свыше 180 тысяч детей. В некоторых епархиях и благочиниях наблюдается небольшое снижение количества школ и учащихся, что связано с введением преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Наибольшее число воскресных школ в Московской епархии (640) и в Москве (220).
На сегодня очевидно, что устойчивыми точками роста нашей Церкви являются те приходы, общины, братства, монастыри, подворья, в которых развивается образовательная деятельность. Необходима помощь воскресно-школьному движению в обретении им масштаба, соизмеримого с его ролью и местом в Церкви. Вот почему так важно назначать в благочиниях помощников благочинных по религиозному образованию, а в приходах — помощников настоятелей.
Введение курса «Основы Православной культуры» в общеобразовательные школы шло достаточно активно в 56 епархиях РПЦ. В основном преподавание велось на факультативной основе (факультативы, кружки) по соглашениям между администрацией области, управлением образования и епархиальным управлением.
Работа по включению «Православной культуры» в региональный компонент образования наиболее успешно проходит в Центральном и Южном федеральных округах. В Белгородской, Калужской, Владимирской, Екатеринодарской, Курской, Орловской, Смоленской, Ставропольской епархиях накоплен большой опыт работы в этом направлении.
По данным отчета ЕОРОиК в Курской епархии ОПК введены в 785 общеобразовательных учреждениях, что составляет 98% от общего количества школ.
В 2006/2007 году преподаванием ОПК в Белгородской епархии охвачены все школы, 147 550 учащихся. В Краснодарском крае к Основам православной культуры через различные формы обучения приобщились 118 367 учащихся 1−11 классов.
Поскольку согласно решению Министерства образования и науки РФ региональный компонент образования планируется ликвидировать, начиная с 2009—2010 учебного года, желательно было бы изыскать возможности сохранить наработанный опыт в блоке предметов «Духовно-нравственная культура» нового школьного общефедерального стандарта образования.
В Синодальном отделе разработаны основные принципы церковного лицензирования, которые могут послужить основой для разработки концепции и Положения о лицензировании.
Анализируя тенденции последнего времени, можно сделать вывод о значительном росте в епархиях числа духовно-просветительских центров. Если по данным 2005 года их было 128, то в 2007 году число их увеличилось более чем в 2 раза и составило 286. В круг деятельности таких центров входят миссионерская работа, катехизация, патриотическое воспитание молодежи, возрождение традиционной народной культуры, паломнические службы.
Во Владивостокской епархии создан центр организационного обеспечения образовательных проектов (ЦОООП), ставящий своей задачей внедрение современных технологий в систему религиозного образования епархии. Духовно-просветительские центры Курской епархии ведут работу со студенчеством — организуются православные студенческие форумы, православные студенческие фестивали и лагеря. В Оренбургской и Липецкой епархиях при содействии этих центров создаются православные теле- и радио- передачи, готовятся видеоматериалы. В Оренбургской епархии в 2007 году начато строительство спортивно-храмового комплекса для детей-сирот во имя св. благоверного князя Александра Невского. В духовно-просветительских центрах многих епархий осуществляется подготовка кадров для преподавания курса «Основы Православной культуры», проводится антисектантская работа, издается, как богословская, так и «адаптированная» для мирян духовная литература.
В целом, можно уверенно сказать, что создание таких центров есть один из ключевых, действенных и перспективных способов вовлечения образованных мирян в духовно-образовательную сторону жизни Церкви. Указанное направление развивается достаточно активно, имеет немалые и далеко еще неисчерпанные потенциальные возможности.
Продолжает динамично развиваться проведение православных лагерей — по данным отчетов за 2005 год в епархиях было организовано порядка 93 лагерей, в 2007 году лагерей было организовано уже 113 (без учета Ставропольской епархии, где летний православный лагерь организуется при каждом приходе).
Широк тематический спектр лагерей. Так во Владимирской епархии приоритетным направлением деятельности молодежных лагерей является восстановление разрушенных храмов. В лагерях Вологодской, Волгоградской, Петрозаводской и Тверской епархий основным стало туристическо-краеведческое направление.
Отдел большое внимание уделяет развитию системы высшего образования для православных специалистов-мирян. Существующий при нем Российский Православный Институт св. ап. Иоанна Богослова готовит бакалавров и специалистов широкого — в первую очередь гуманитарного — профиля, способных работать, как в светских научно-образовательных структурах, так и в структурах Русской Православной Церкви. Для преподавания привлекаются высококвалифицированные профессора и ученые. На сентябрь 2007 года общее количество преподавателей составило 179 человек, из них 48 кандидатов наук, 25 докторов наук. Студенты получают фундаментальную подготовку не только по своей специальности, но и глубокие богословские знания по предметам, которые входят в церковную традицию.
В 2004—2007 году РПИ окончили 470 человек. Всего студентов обучающихся в РПИ в настоящее время свыше 650 человек. В институте 10 факультетов и регентско — певческое отделение.
При Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви функционируют трехгодичные Богословско-педагогические курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея Тверского. На них ведется подготовка и переподготовка церковных педагогов и учителей Закона Божия для воскресных школ Москвы и Московской области. Курсы готовят и преподавателей по предмету «Основы православной культуры».
В общей сложности по Российской Федерации по данным отчётов из епархий числится православных университетов и институтов — 10. Они действуют в Волгограде, Армавире, Иванове, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве.
По сравнению с данными прошлых лет, наблюдается увеличение числа кафедр теологии и религиоведения в светских ВУЗах (с 5-ти по данным 2005 года до 16-ти в 2007 году). Во многих епархиях на базе медицинских учебных заведений действуют курсы сестер милосердия, сочетающие в себе как медицинскую, так и духовно-нравственную и богословскую подготовку.
Работа с дошкольниками по наличествующим у нас данным ведется в 51 епархии. Наибольшее количество дошкольных групп с православной ориентацией в Кемеровской, Калужской, Калининградской, Ставропольской и Владикавказской, Московской епархиях.
Анализ сведений по духовно — просветительской деятельности епархий с правоохранительными органами и исправительно-трудовыми учреждениями отражает широкий спектр мероприятий: посылки, переписка с заключёнными, беседы с осуждёнными и персоналом колоний, строительство в местах заключений часовен и храмов, создание библиотек с православной литературой. Во всех епархиях, где имеются колонии, работа развивается весьма динамично, так, например в Астраханской, Белгородской, Биробиджанской, Владивостокской, Владимирской, Ивановской, Красноярской и др.
Важнейшее значение в деле общей координации и направления учебно-образовательной деятельности Церкви имеет крупнейший ежегодный церковно-общественный форум «Международные Рождественские образовательные чтения». Свидетельством все возрастающего интереса к Чтениям со стороны общества служит то, что в Чтениях 2008 года приняло участие 12 500 человек, представлявших почти все епархии Русской Православной Церкви.
В течение всего года по подготовке к Чтениям проводится планомерная работа. Достаточно сказать, что в минувшем году под председательством Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента прошло 18 заседаний комиссии по их подготовке.
На Чтениях 2008 года велась работа по 9-ти направлениям, состоялись заседания 168 секций, на которых было заслушано более 1800 докладов, обсуждены важнейшие вопросы православного воспитания и образования, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, особенности работы с молодежью, социальное служение Церкви, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы науки и культуры в свете православного миропонимания.
Рождественские образовательные чтения послужили и к оживлению епархиальной жизни. На настоящее время образовательные чтения проводятся во многих епархиях. С 2006 года по инициативе и при активном участии митрополита Климента начались образовательные чтения в федеральных округах России.
В 2004—2008 годах сотрудники Отдела принимали участие во многих образовательных конференциях, проходивших в епархиях РПЦ, они регулярно выезжали по приглашению правящих архиереев в епархии Русской Православной Церкви для оказания консультативно-методической помощи на местах.
Важным направлением работы Отдела было обеспечение сайта «Prokimen.Ru» — официального информационно-аналитического интернет-издания.
В 2004—2008 годах православное радио «Логос» Отдела религиозного образования и катехизации продолжало регулярное и бесперебойное вещание по субботам из студии в здании Центрального телеграфа.
Ведется деятельность созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Научно-методического экспертного совета по православному образованию. Была проведена экспертиза 143 книг, готовившихся к изданию, даны рецензии и рекомендации.
Создана библиотека Синодального Отдела религиозного образования и катехизации, которая ориентирована как на обычных читателей, так и на пользователей систем дистанционного обучения.
На основании получаемых нами отчетов и прямой взаимосвязи с епархиями формируется общая база данных, характеризующая состояние религиозного образования и катехизации на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Мы предполагаем на базе сайта Синодального отдела выйти на качественно новый этап. Нужна стройная и развитая система взаимодействия с епархиальными отделами, образовательными учреждениями, церковными и светскими. Программы, учебные пособия и медиаматериалы, создаваемые в столице и в епархиях, должны быть доступны в любых, самых дальних уголках нашего Отечества.
Созданный на базе Синодального отдела «Совет директоров и духовников православных школ Москвы и Подмосковья» доказал на деле свою насущную необходимость. Думается, что пришло время избавиться от географических ограничений и создать «Союз православных школ», где могли бы принять участие все православные общеобразовательные школы, существующие в епархиях.
В стадии завершения находится создание при Отделе Центра изучения традиционной народной культуры и церковно-славянского языка, который должен оказать православным учебным заведениям и воскресным школам содействие и помочь их преподавателям и ученикам глубже приобщиться к духовной и культурной сокровищнице нашего народа.
В Отделе ведутся работы по организации этого центра, разработке его концепции и программ.
Введение в тех или иных формах преподавания в школах России предметов православной направленности со всей остротой ставит вопросы о подготовке людей, которые будут преподавать эти предметы, и о создании необходимого для их преподавания ассортимента учебных пособий и вспомогательных материалов. В связи с расширением преподавания ОПК в государственных школах возникает серьезный вопрос согласования с Министерством образования и местными органами образования.
Не стоит забывать и об открывающихся ныне возможностях дистанционного обучения. Накопленный опыт связи с епархиями, освоение ими электронных технологий, позволяет нам быть уверенными в необходимости развития процессов дистанционного обучения на базе сектора по связям с епархиями, РПУ и Богословско-катехизических курсов с использованием технологий дистанционного обучения (ДО). Такое обучение могло бы помочь тем епархиям, где чувствуется нехватка преподавателей, подготовленных для ведения православно ориентированных предметов.
Думается, что вполне созрело время для того, чтобы инициировать проведение в рамках Рождественских образовательных чтений конкурса лучших программ, учебных пособий, аудио- и видеоматериалов.
Развитие взаимосвязи духовной жизни и общественных процессов в России требует помимо сохранения имеющихся специализаций, увеличения числа специалистов из православных вузов по специальностям:
— мультимедийные технологии;
— преподавание основ православной культуры.
В Российский Православном институте св. Иоанна Богослова прорабатывается введение этих специальностей для обеспечение насущных требований Российского общества.
Таковы в самом кратком очерке наши дальнейшие планы и они осуществимы.
В заключение хочу сказать, что-то, что достигнуто, а это совсем не так мало, было достигнуто нами, всеми присутствующими в этом зале, за короткий срок, практически из ничего, в крайне трудных внешних обстоятельствах. Нынешнее положение гораздо устойчивее и стабильнее, наработан немалый опыт, создана не столь обширная, как хотелось бы, но система образования. И от этой отправной точки можно уверенно продвигаться вперед. В Российском обществе уже нет прежней настороженности по отношению к Церкви, не утрачен живой интерес к вере и великому православному наследию, растет понимание, что судьба русского народа неразрывно связана с возвращением его к святоотеческой традиции и православным корням нашей национальной культуры. Православное образование — это ключ не только к прошлому, но и к будущему.
Заключить свое сообщение мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Алексия, сказанными им на IX Рождественских Чтениях. «Дорогие мои, — сказал Патриарх, — я понимаю, как трудно приходится вам… Но надо всегда помнить, что мы не одни, что Бог не оставляет нас ни на миг. Дай вам Бог достучаться до детских сердец. И не забывайте никогда слов Господних: „Сила моя в немощи совершается“ (2 Кор. 12:9), сила Божия с нами».
Проект Определения Архиерейского Собора:
«О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования»
В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация — оказание необходимой помощи человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и образа жизни.
Церковь должна предлагать и обеспечивать такое содействие всем, кто нуждается в нем.
Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования.
1. Собор вменяет в обязанность священноначалию, настоятелям, клиру организацию и осуществление катехизаторской работы.
В помощь священнослужителям необходимо привлекать и готовить к катехизаторскому служению богословски образованных мирян, имеющих достаточный опыт церковной жизни. Священство должно направлять и поддерживать просветительскую деятельность, проводимую мирянами.
2. Основными формами катехизаторской и образовательной деятельности на приходе в настоящее время являются: оглашение, катехизические беседы, приходское консультирование по вопросам веры, воскресная школа для детей, воскресная школа для взрослых, занятия по изучению Священного Писания, приходская библиотека.
В случае, когда нет возможности организовать оглашение и другие формы катехизации у себя на приходе, настоятелям следует направлять нуждающихся в духовном просвещении в те храмы, где эта работа ведется.
2.1. Оглашение (подготовка уверовавших к Таинству Крещения) должно проводиться:
— со всеми, кто желает принять Таинство Крещения;
— с родителями и восприемниками крещаемых детей, если они не участвуют в благодатной жизни Церкви.
Желательной нормой оглашения, по имеющемуся в настоящее время опыту, может считаться проведение цикла из нескольких тематических бесед (3 и более) в сочетании с самостоятельным чтением Евангелия, обретением опыта личной молитвы и посильным участием в литургической и церковно-общинной жизни прихода, а также проведение священником индивидуальной предкрещальной исповедальной беседы с оглашаемым взрослым.
Минимальным оглашением следует считать проведение предварительной беседы с оглашаемым или родителями и восприемниками крещаемых детей.
Родители с помощью пастыря должны осознать со всей ясностью, что после крещения нужно регулярно причащать младенцев.
В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.
2.2. Для новопросвещенных христиан желательно проведение тайноводственных бесед, ориентирующих их в основах церковной жизни. Подобные беседы следует предлагать также тем, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить необходимое наставление в вере.
2.3. Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, желательно сопровождать своевременным катехизическим пояснением. Особое внимание должно уделяться подготовке к Таинству Венчания.
2.4. Крайне важно создавать условия, содействующие активному и сознательному участию в богослужении как оглашаемых, так и ранее крещеных христиан. Это могут быть пояснения или проповедь священника до или после богослужения; распространение назидательных и просветительских листков; предоставление молящимся текстов богослужения.
2.5. В дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Рождество Христово, Богоявление, Пасха Господня, дни поминовения усопших), следует обращаться к ним с катехизическими наставлениями, приглашать к участию в богослужениях, катехизических беседах; распространять просветительские листки.
2.6. Рекомендуется настоятелям крупных городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры, привлекая обладающих церковным опытом, образованных мирян. Наличествующий опыт показывает эффективность частных просветительских бесед в миссионерской и катехизаторской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми.
2.7. Церковно-приходская воскресная школа на сегодняшний день является ведущей формой систематической катехизации и образования на приходе.
Можно констатировать, что в большинстве епархий возрастает количество и качество воскресных школ для детей. Важно отметить, что основная задача воскресной школы — помочь детям воцерковиться, обрести доверие и любовь к Богу и Церкви. Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является не столько объем переданных знаний, сколько реальное воцерковление детей. Заслуживают одобрения действия руководителей воскресных школ, привлекающих благочестивых людей, способных к тому, для организации при школе различных кружков, студий, паломнических поездок, лагерей. Дети и подростки, посещающие воскресную школу, должны также приобщаться к реальному участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.
2.8. Одним из приоритетных направлений катехизаторской деятельности прихода должно быть духовно-нравственное просвещение молодежи.
2.9. Основные формы катехизаторской и образовательной работы на приходе целесообразно осуществлять как отдельные направления в рамках единой приходской школы или духовно-просветительского центра. Сохраняя функции воскресной школы для детей и воскресной школы для взрослых, здесь возможны школа оглашения, занятия по изучению Священного Писания и богослужения, молодежный центр, беседы по вопросам семьи и брака, приходская библиотека, собрание медиаматериалов, а также миссионерские, социальные проекты и т. д. Такой подход может помочь централизованно и более эффективно решать вопросы катехизации и религиозного образования на приходе и обеспечить связь отдельных направлений катехизаторской и образовательной деятельности между собой и с другими приходскими служениями. Работа такой единой приходской школы призвана не в последнюю очередь способствовать укреплению и развитию приходской общины.
2.10. Необходимо особо заботиться о церковной грамотности и духовно- нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять на обучение в воскресную школу для взрослых или на катехизаторские курсы, создавать им условия для обучения.
3. На уровне благочиния следует консолидировать усилия отдельных приходов в деле катехизации.
3.1. Помощникам благочинных по религиозному образованию необходимо курировать организацию катехизаторской деятельности в приходах, устраивать регулярные собрания по вопросам катехизации и религиозного образования, проводить методические семинары.
3.2. В каждом благочинии на базе наиболее успешных приходских школ желательно создавать просветительские центры, которые могли бы оказать благотворное влияние на катехизаторскую деятельность в масштабе епархии.
4. Представляется целесообразным организовывать при епархиальных отделах религиозного образования действующий совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию. Эффективная работа такого органа, может внести значительный вклад в дело просвещения в епархиях.
5. Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий деятельности для специалистов в области катехизации.
Подготовка катехизаторов (в том числе церковных педагогов) различного профиля должна осуществляться на Катезизаторских (богословско-педагогических) курсах и подобных им учебных заведениях.
Подготовка специалистов высшей квалификации, в том числе сотрудников епархиальных отделов религиозного образования, помощников благочинных и настоятелей по образовательной и катехизаторской деятельности должна осуществляться в высших профильных церковных учебных заведениях, а также на высших курсах соответствующей дополнительной подготовки.
5.1. Система Катехизаторских (богословско-педагогических) курсов постепенно должна быть распространена на все епархии. Желательно учреждать катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров.
5.2. Вновь создающимся и действующим центрам подготовки катехизаторов нужно пройти аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Целесообразно уполномочить некоторые из этих центров курировать деятельность по подготовке катехизаторов в регионах. Руководителей данных центров следует утверждать в должности по благословению правящих архиереев.
5.3. На уровне епархий, благочиний и приходов необходимо изыскивать возможности для материального обеспечения образовательной и катехизаторской деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, льгот по отчислениям в епархию, прямого епархиального финансирования).
6. Считать целесообразным осуществление взаимодействия и координации усилий в области катехизации Синодального отдела и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с синодальными и соответствующими епархиальными структурами:
а) Миссионерским отделом — по согласованию программ реализации положений разрабатываемого общецерковного документа по катехизации и «Миссионерской концепции»; объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм миссионерской и катехизаторской деятельности.
б) Отделом по делам молодежи — по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи.
в) совместно с Миссионерским отделом и Отделом по делам молодежи — по подготовке, трудоустройству и обеспечению специалистов в области организации катехизаторской, образовательной, миссионерской деятельности и работы с молодежью в соответствующих организациях, на приходах, в благочиниях, епархиях.
г) Издательским советом — по вопросам издания и распространения катехизической литературы и специализированной литературы для катехизаторов и церковных педагогов.
д) Богословской комиссией — по согласованию работы, связанной с катехизической подготовкой к таинствам.