Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова18.07.2008 

Зачем оставляют меня так долго… во гробе?

Мощи Преподобного Сергия Радонежского были обретены спустя всего 30 лет после его кончины. И произошло это по велению самого Святого.

Сергий Радонежский явился во сне одному лаврскому монаху и сказал:

— Возвести игумену сей обители: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?

В то время игуменом монастыря был ученик Прп. Сергия, Никон. Когда открыли гроб Преподобного, от распространилось сильное благоухание, которое нередко сопровождает мощи Святых людей. Открывшие гроб монахи увидели, что не только тело. Но и одежда Преподобного Сергия остались нетленными — так велика была благодатная сила, побеждающая смерть и разрушение. Это произошло это 18 (5) июля 1422 г.

Мощи положили в новую раку, которую в 1426 г. поместили в белокаменный собор, отстроенный на месте деревянного Троицкого храма. Над ней поместили всемирно известную икону «Святая Троица» кисти Андрея Рублева, которую художник написал «в память и похвалу отцу своему Преподобному Сергию».

Сергия Радонежского, основателя знаменитой Троице-Сергиевой Лавры, называют игуменом Русской земли. Немало иноков научилось у него тому, что значит истинно монашеская жизнь. Многие ученики Прп. Сергия стали основателями других монастырей на Руси.

Удивительно, но Св. Сергий ни у кого не учился монашеству. С детства он стремился не к подвигам, а к учению. После, уйдя в леса и начав жить среди диких зверей, нечасто уходил из монастыря. Впоследствии русские книжники даже ставили в заслугу Прп. Сергию тот факт, что он не отправлялся ни в какие паломнические путешествия, но стремился стяжать Святого Духа неустанными подвигами и молитвой.

Когда о том, что в лесах к Северу от Москвы поселился праведник, к Сергию стали приходить те, кто, подобно ему, искал спасения вдали от людей. Со временем набралось 12 монахов. Когда один покидал Преподобного, на его место обязательно приходил другой. Долгое время монахов было именно 12 — словно специально столько же, сколько ближайших учеников у Христа.

Сергий Радонежский желал быть «последним из последних», но монахи, видя его труды и почитая его за мудрость, упросили его сделаться их игуменом.

Когда монахам не хватало еды, он запрещал им просить пищу у живших неподалеку от монастыря мирян. Настоятель напоминал братии слова Христа о том, что Господь питает птиц небесных, так неужели не позаботится и о людях?

Сам Сергий Радонежский, подобно апостолу Павлу, добывал свой хлеб непрестанным трудом. Он сам возился в огороде, мастерил себе одежду и обувь (причем выбирал самые плохие материалы), обустраивал кельи. Однажды, обнаружив, что у него совсем не осталось еды, он попросил несколько кусков заплесневелого хлеба у жившего в монастыре старца, однако даром их не взял. Зная, что старец хотел приладить к келье крыльцо и хотел нанять для этого плотника, преподобный Сергий сам срубил крыльцо и только после этого съел хлеб. «Не сделав работы, я не беру платы» — так объяснил он это старцу.

Слава Сергия Радонежского как удивительного игумена и чудотворца привлекала в монастырь многих людей. Один крестьянин захотел сам увидеть этого человека. Сергий представлялся ему не по-земному величественным и прекрасным. На деле же Радонежский чудотворец оказался совсем иным, простым и кротким. Так человек нередко обманывается, когда представляет себе выдающегося человека непременно замечательным внешне. Однако внешность бывает обманчива, да и самое главное, что определяет жизнь и поступки человека, находится внутри, в его сердце.

Когда земледелец пришел в монастырь, иноки указали ему на работавшего на огороде монаха. Одежда на нем была старая, вся в заплатках, сам инок смиренно трудился.

Это образ никак не соответствовал тому, что рисовало воображение крестьянина, и он решил, что монахи насмеялись над ним, указав вместо игумена на простого монаха.

Когда же он узнал, что-то был Сергий, то просил прощения у преподобного, а чудотворец радовался, что земледелец принял его за простого инока — ведь именно им он и хотел оставаться всю жизнь.

Однако о Прп. Сергии столько говорили, что, наконец, о нем стало известно Константинопольскому патриарху. Патриарх и посоветовал Сергию основать общежительный монастырь, чему преподобный беспрекословно повиновался. Так на Руси появилась знаменитая и многими любимая обитель — Троице-Сергиева Лавра.

В 1380-м гмонастырь посетил московский князь Дмитрий Иоаннович, который впоследствии получил прозвище Донской. Он приехал к Сергию Радонежскому за благословением перед сражением с татарами — Куликовской битвой. Игумен благословил князя и предсказал ему победу. К русским войскам по настоянию игумена присоединились 2 инока, которые до пострижения звались Пересветом и Ослябей. На поле боя Сергий посылал князю богородичную просфору и напутственную грамоту, а во время сражения непрестанно молился вместе с братьями.

Преподобный Сергий сподобился видения Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и пообещала, что никогда не оставит основанной Сергием обители.

Перед смертью преподобный причастился Святых Христовых Таин и, воздев руки, с молитвой предал Господу чистую свою душу. Тут же по келии разлилось благоухание, а на лице игумена отразилось такое блаженство, словно он не умер, а заснул глубоким и сладким сном.

Канонизирован Сергий Радонежский был в 1452 г.

http://www.taday.ru/text/125 551.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru