Русская линия
БлагословениеАрхимандрит Иероним (Карпов)18.07.2008 

Андрей Рублев расписал наш храм дивными фресками
Интервью с архимандритом Иеронимом (Карповым), настоятелем Успенского собора Звенигорода

Сегодня день памяти преподобного Андрея Рублева. Величайший русский иконописец был учеником преподобного Сергия и подвизался в Троице-Сергиевой Лавре. Но с ним и его творчеством связаны многие храмы и монастыри России. Росписи Рублева можно увидеть в храмах Московского Кремля и в Успенском соборе Владимира. Есть они и в древнейшем подмосковном храме Успения на Городке под Звенигородом, с настоятелем которого нам удалось встретиться и поговорить.



— Отец Иероним, мало кто знает, что преподобный Андрей Рублев провел десять лет своей монашеской жизни в Звенигороде. И самые известные звенигородские иконы и фрески он создал здесь, в Успенском соборе на Городке. Что это за храм?



— Этот храм Успения Пресвятой Богородицы — древнейший храм Подмосковья. Он был построен великим князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем, сыном Дмитрия Донского в то время, когда здесь были княжеские владения. Это особое место — отсюда начинался город. За эти века, слава Богу, немногое изменилось в этом храме. И несмотря на войны и лихолетья, он не был разрушен. Он пережил годы безбожия и сегодня выглядит так же, как выглядел в дни преподобного Андрея Рублева, который его расписал.


На Руси осталось очень немного храмов, где сохранились рублевские росписи. И Успенский собор на Городке — одно из таких уникальных мест.


— Известно что-то о том, как преподобный Андрей попал в Звенигород?



— Он пришел сюда вместе с преподобным Саввой Звенигородским, любимым учеником и другом преподобного Сергия. Известно, что преподобного Савву из Троице-Сергиевой Лавры пригласил князь Юрий Дмитриевич. Савва приехал к своему духовному сыну, и был так поражен этим местом, красивым и одновременно строгим, что решил основать тут обитель. Так возник Саввино-Сторожевский монастырь. Но и после того, как его построили, Савва часто бывал здесь, в Успенском соборе на Городке и благословил преподобного Андрея — тогда это был молодой инок обители — на украшение храма этими дивными росписями.


— А как выглядел тогда Звенигород?



— Здесь не было города — это была военная крепость. Городок защищал подступы к Москве и не раз преграждал путь неприятелю. Здесь было множество деревянных храмов, их сожгли сначала татары, а спустя несколько веков, отстроившийся Звенигород сравняли с землей поляки, как сейчас принято говорить, с особой жестокостью. Татары покоряли народ и требовали дань. А поляки шли окатоличивать, и оттого были еще более безжалостны. В 1812 году Звенигород и монастырь спас сам преподобный Савва. Известно чудо, которое произошло с приемным сыном Наполеона, Евгением Богарне — которому явился преподобный Савва и повелел не трогать обитель. И это не легенда, я сам встречался с родственниками Богарне, его потомками. Они даже приезжали сюда. Уже двести лет все они православные. Но никогда до этого не были в России. Одна из них, монахиня, живет в православном монастыре под Парижем. Эта праправнучка Богарне рассказала мне, что есть семейное предание о том, что преподобный Савва сказал в тот вечер Богарне: «Потомки твои всегда будут приходить на Русь». И она, когда приехала сюда, увидала эту обитель, поклонилась мощам преподобного Саввы, причастилась, была счастлива, что ее мечты исполнились. Она была и здесь, в этом храме на Городке.


— Скажите, а все эти века было известно, что храм расписан Рублевым?



— Нет, тут даже иконостас был перестроен так, что рублевские росписи были скрыты. Их нашел известный русский художник, реставратор Игорь Грабарь. И когда стало понятно, что находится там, иконостас разделили на несколько частей, чтобы открылись столбы с рублевскими фресками.


— А какие сюжеты сохранились?



— Слева от Царских врат явление Ангела Пахомию, справа — явление царевичу Иоасафу, а сверху изображены мученики Флор и Лавр. Есть фрагменты росписи на арках, на барабане купола — их до сих пор еще не отреставрировали.



— Три рублевских иконы из так называемого «звенигородского чина» хранятся в Третьяковской галерее. Они тоже имеют отношение к Успенскому собору на Городке?



— Это музейные работники уклончиво говорят «звенигородский чин». А где, я спрошу, звенигородский чин? В Звенигороде. А где в Звенигороде? В Успенском соборе. Многие исследователи подтверждают, что это часть иконостаса нашего храма. Известные всему миру иконы: Спаситель, апостол Павел и архангел Михаил.


— А каким был иконостас, когда преподобный Андрей только создал его? Ведь сейчас мы видим другой…



— Да, тот иконостас, который сейчас у нас в храме, это иконостас 17 века. Он привезен был из какого-то храма еще до революции. Храм обворовывали не один раз. Были украдены иконы 12 праздников, Но верхние, которые труднее снять, сохранились. А рублевский иконостас был совсем другой. Более интересный. Он был вполовину ниже теперешнего иконостаса, и вся апсида была открыта. И пространство храма таким образом увеличивалось, люди чувствовали себя ближе к Богу.


Беседовал Сергей Канев.



http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=view&id=477&Itemid=43


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru