Татьянин день | Ольга Богданова | 17.07.2008 |
Это была ложь. Трудно сказать, поверили ли Романовы, но выбора у них не было — пришлось спуститься. Царь нес на руках царевича Алексея, княжна Ольга взяла с собой маленькую собачку… Им многое пришлось пережить здесь за время заключения.
В Екатеринбург Романовых привезли в апреле. Совсем недавно они находились в самом центре политической жизнb, а тут оказались совершенно отрезанными от внешнего мира.
Есть разные мнения о том, насколько хорошим политиком был Николай II и не стало ли ошибкой отречение от престола. «Если я помеха счастью России…и меня…просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь отдать за родину». Когда Государь объявлял о своем решении отречься, он перекрестился.
Потом была ссылка в Тобольск, почти через год — в Екатеринбург. Все это время Романовы были вместе. По сохранившимся свидетельствам можно сказать, что все это время они поддерживали друг друга, между собой жили мирно, спокойно и в любви.
Такой эта семья была до революционных событий, такой оставалась до последнего дня жизни. А ведь очень важно, каков человек дома. Каким бы ты ни был хорошим специалистом, какой бы хорошей не была работа, важнее все-таки остается дом — родные и близкие люди. В узком семейном кругу нередко забываешь о том, что надо быть терпимее, заботливее, мягче, потому что здесь нас никто не оценивает. Значит, вроде как не нужно и стараться. Но это не так. Дома не выпишут премию и не наградят медалью. Но тепло, которое создается и сохраняется общими усилиями, гораздо ценнее всех премий и наград.
Когда говорят об императоре Николае II, отмечают его удивительную искреннюю любовь к жене — царице Александре.
Она была немецкой принцессой, воспитывалась в протестантской вере, но перед венчанием перешла Православие, восприняв его всей душой. Недаром сейчас издаются и переиздаются ее дневники и письма. Записи иных исторических личностей ценны как прекрасные мемуары — документы эпохи. То, о чем письменно размышляла императрица Александра — настоящая духовная сокровищница.
«Тот, кто хочет зажечь сердца других людей любовью ко Христу, должен сам пылать этой любовью».
«Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым».
«Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь».
«Лучшая часть красоты та, которую внешне выразить невозможно».
«Жизнь — это искусство, в котором мы часто простые дилетанты. А мастерство приобретается ценой крови нашего сердца».
«Тот, кто выбрал более высокую цель, даже и не достигая ее, все же значит больше, чем тот, чья цель ниже».
В семье императора было 4 дочери и только один сын, царевич Алексей. Наследник престола был болен редкой болезнью — гемофилией. При этом заболевании кровь не свертывалась, а вытекала из раны. Это значило, что любая царапинка грозила цесаревичу смертью от потери крови.
Вспомним, как часто болезнь ребенка становится причиной скандалов. Еще бы: за ним нужно присматривать постоянно, заботиться, жертвовать своим свободным временем, увлечениями, карьерой. Но, если смотреть на ситуацию с точки зрения христианства, забота о живом маленьком человеке — единственное, к чему надо стремиться.
Можно сказать, что царю и царице в этом плане было легче — у них был большой штат прислуги. Но в том-то и дело, что Николай и Александра были не только императором и императрицей, но и родителями. И у них получилось чисто по-человечески создать в семье (а не в императорском дворце и, как мы видим, не в России) создать атмосферу любви и взаимопонимания.
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни», — считала царица Александра.
Наверное, такой и должна быть настоящая христианская семья. Они были вместе и в радости, и в горе.
«Жизненно важно значение среды, — писала императрица Александра. — Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви — это наш дом — самое родное место для нас в мире».
И вот ночью их привели в подвал дома. Следом вошли 11 чекистов. Юровский, который отвечал за охрану царя, сообщил, что членов царской семьи решено расстрелять.
Без объяснений и сейчас же. «Что? Что?» — воскликнул Царь. Царица и княжна Ольга перекрестились. Два чекиста отказались стрелять в княжон, остальные хорохорились и спорили между собой о том, кому же выпала «честь» убить царя. Потом грянули выстрелы.
Сначала чекисты ничего не поняли: пули отскакивали рикошетом и прыгали по комнате. Что это было? Неужели чудо? И они продолжали стрелять в царя и беззащитных молоденьких девушек, пока не убили всех. Тех, кто не умер после этого, закололи штыками.
Когда осмотрели трупы княжон, выяснилось, что в их корсеты было зашито несколько килограммов бриллиантов, от которых и отскакивали пули.
В воспоминаниях графа В. Коковцова говорится: «В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками и самыми безжалостными комментариями…»
Не все в народе любили царя и царицу. Показателен тот факт, что многие солдаты воспринимали императрицу Александру как «немку», говорили, что она немецкая шпионка, специально подосланная ко двору государя. Ф. Шаляпин воспоминал, что у солдат считалось дурной приметой получить из рук царицы георгиевский крестик — непременно убьет немецкая пуля.
Узнав об убийстве царской семьи, Святитель Московский Тихон с церковного амвона свидетельствовал: «…на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович… и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его…»
Члены царской семьи были причислены к лику святых 20 августа 2000 года. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит:
«Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке…»
Оснований к пересмотру этого решения нет.
На месте взорванного Ипатьевского дома, где 17 июля 1918 года была расстреляна царская семья, Святейший Патриарх Алексий II благословил построить храм всех русских святых.