Новые Известия | Кира Васильева | 16.07.2008 |
Как рассказал «НИ» сам Асламбек Эжаев, уголовное дело связано с запрещенной книгой «Личность мусульманина», которую в августе прошлого года Бугурусланский районный суд Оренбургской области признал экстремистской. Однако г-н Эжаев, который на тот момент являлся издателем книги, уверяет, что об этом решении узнал только в декабре 2007 года, когда книга попала в федеральный список экстремистской литературы. «Последнюю партию данных книг на реализацию мы отправили в ноябре 2007-го, за месяц до выхода в свет запретного списка. Но после его публикации немедленно сняли книгу с продажи во избежание недоразумений», — рассказал «НИ» издатель.
Но избежать «недоразумений» все-таки не получилось. Весной 2008 года следователи обнаружили «Личность мусульманина», изданную Эжаевым, в башкирском городе Стерлитамаке, где она свободно продавалась в магазине «Исламский мир». На основании находки и возбудили уголовное дело. «Но мое издательство после того как обнародовали федеральный список, книги в Башкирию не поставляло. И я не пойму в чем тут моя вина?» — недоумевает Асламбек Эжаев.
Между тем интересна и судьба самой книги «Личность мусульманина», автором которой является саудовский богослов Мухаммад Али Аль-Хишами. Раньше ее экземпляры представители Союза муфтиев России (СМР) преподносили в дар высокопоставленным деятелям страны — депутатам, губернаторам и другим чиновникам. Этот весьма популярный у мусульман труд рекомендовал к чтению сам глава российских муфтиев Равиль Гайнутдин. «И вдруг какой-то районный суд без какой-либо серьезной причины решил, что эту книгу надо запретить. Но я считаю, что в ней нет никакого экстремизма. Написанная в русле традиционной мусульманской литературы, она рассматривает проблемы взаимоотношений между мусульманами и ни к какой ненависти не призывает», — заявил «НИ» доктор политических наук, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
В свою очередь, директор аналитического правозащитного центра «Сова» Александр Верховский рассказал «НИ», что история с бугурусланским судебным решением «вообще очень темная». По его словам, «там эксперты оптом признали экстремистским список литературы, который к ним случайно попал из местного следственного отдела». Это были различные книжки, брошюрки, которые изъяли у человека, проходящего по уголовному делу. В их числе была и «Личность мусульманина». «Уровень экспертизы был просто чудовищный — во всяком случае, то, что я читал, меня шокировало. Но местный суд это все безоговорочно проштамповал», — рассказывает г-н Верховский. Кроме того, во время судебного разбирательства в зале не присутствовали ответчики, так как «рассматриваемые книжки были изданы давно уже не существующими издательствами или вообще выпущены в Саудовской Аравии». «Так что никто и не знал, и не видел, что этот суд творит. А когда спохватились — сроки обжалования прошли. И теперь непонятно, что делать», — разводит руками эксперт. Сейчас это дело взяла на контроль рабочая группа по религиозной проблематике при правительстве РФ. «Но что значит „взяла на контроль“, ведь отменить судебное решение они не могут?» — говорит Александр Верховский. Он уверен, что попасть в список экстремистских материалов подобным способом может теперь любая книга, фильм или аудиозапись. «Но самое страшное не в том, что суд ошибся, а что эту ошибку невозможно теперь исправить», — заключил эксперт.
КСТАТИ
Вчера прокуратура Новосибирской области потребовала от Интернет-провайдеров ограничить доступ пользователей к экстремистским сайтам. В число запрещенных сайтов вошли «Кавказ Центр», «Чечен-пресс», «Даймохк», «Джамаат Шариат», «Имам-ТВ», «Ичкерия-инфо», «Свободный Кавказ», «Кавказ-инфо». Новосибирские правоохранители ссылаются на решение Генеральной прокуратуры РФ, которая признала данные сайты экстремистскими. Владельцам магистральных интернет-каналов направлена просьба ограничить к ним доступ пользователей. По мнению прокуратуры, на этих сайтах содержатся призывы к насильственному изменению основ конституционного строя РФ и к террористической деятельности, а также опубликованы материалы, оправдывающие унижение национального достоинства и возбуждение расовой и религиозной розни. Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов полагает, что ограничение доступа к этим сайтам — «желание закрыть информацию о Чечне». Г-н Панфилов считает, что если информация на этих сайтах носит политический характер, ограничение доступа — нарушение принципа свободы слова. «Если же эта информация действительно националистического характера, ограничение законно, но только по решению суда», — добавляет г-н Панфилов. По мнению правозащитника, закон «О противодействии экстремистской деятельности», который запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности, зачастую применяется выборочно, «именно к тем сайтам, которые вызывают недовольство власти». Г-н Панфилов считает, что есть огромное количество сайтов, которые несут такую же экстремистскую информацию, но их «не трогают». Светлана АЛЕКСЕЕВА