Русская линия
Фонд стратегической культуры Ирина Лебедева17.07.2008 

Из биографии Даниловских колоколов

Давно не доводилось слышать из уст американцев столько проникновенных слов о российско-американской дружбе. Произносились эти слова в диссонанс саммиту «большой восьмерки», сообщениям о размещении американских систем ПРО в Чехии и жестких заявлений Москвы о необходимости «продумывать ответные шаги». Столпотворение нарядных американцев, запрудивших улицу возле Гарварда 8 июля, чтобы быть свидетелями торжественной церемонии по возвращению колоколов Свято-Данилова монастыря в Россию, надо было видеть.

Одна из «церемонемейстеров» торжеств, профессор Гарвардского университета Дайана Экк в кокетливой шляпке с цветами и лентами, словно сошедшая со страничек дореволюционных российских журналов «Как молодой девушке одеться для церкви», всем своим видом, речами и репликами выражала гордое ощущение американского праздника, которым стало возвращение русских колоколов на родину. В речах американских историков звучала радость от чувства исполненного долга, гордость за сохранение легендарной звонницы. А нелегкое решение о возвращении колоколов в Россию, к которому шли четверть века, почти каждый из выступавших называл «right thing» — «правильной вещью». И этот момент душевного праздника от единения людей в «правильных вещах» показался самым значительным уроком истории русских колоколов в изгнании.

«Биографию» (как выразилась Дайана Экк) Даниловских колоколов в Гарварде рассказывал, не заглядывая в бумажку, чуть ли не каждый выступающий. В 30-е годы ХХ века 18 колоколов из Свято-Данилова монастыря были проданы за рубеж по цене металлолома. Гарвардский профессор Томас Виттемор, член тогдашней американской благотворительной миссии в Москве, убедил промышленника Чарльза Ричарда Крейна, интересовавшегося Россией, приобрести колокола для Гарварда, что промышленник и сделал, оплатив все расходы по приобретению, перевозке, обустройству специальных строений для оборудования колокольни и услуг первых звонарей, привезенных из России. Внук Чарльза Крейна Томас — застенчивый молодой человек — был в числе почетных гостей.

Четверть века назад об истории русских колоколов в Гарварде мало кто слышал. Именно тогда, в середине 80-х годов, горстка священнослужителей и прихожан-эмигрантов православных храмов в Америке загорелась идеей возвращения Даниловских колоколов на родину и своим подвижничеством, терпением, благоразумием и бескорыстием убедила всех в важности этого начинания. Один из таких подвижников — отец Роман Лукьянов, настоятель православного храма под Бостоном — всего несколько месяцев не дожил до минувшего лета, когда исполнилось то, о чем все они мечтали и, по возможности, приближали. Произошло воссоединение Русской Церкви, были достигнуты договоренности с Гарвардом о возвращении монастырских колоколов, и точные копии сохранившейся части легендарной звонницы Данилова монастыря, освященные патриархом Алексием, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее отбытие в Россию подлинников.

Отец Роман Лукьянов к концу жизненного пути стал признанным знатоком русского колокольного звона в Америке. Он собирал «колокольную» библиотеку и коллекцию звукозаписей русских звонов, помогал в создании многих православных звонниц. Не будучи историком, написал ряд уникальных очерков по истории звонарного дела, подготовил на основе кропотливого изучения гарвардских архивов практически первое историчесское исследование о Даниловских колоколах в Гарварде. Незадолго до смерти отец Роман подарил свою колокольную библиотеку гостям из Даниловского монастыря во главе с архимандритом Алексием, посетившим церковь Богоявления, что в Розлиндейле под Бостоном.

На официальной церемонии всех, кто содействовал возвращению колоколов в Россию, конечно, не упомнили. Не назвали и фамилию отца Романа Лукьянова, но прихожане православного храма под Бостоном радостно оживились, передавая друг другу, что кто-то видел среди присутствующих матушку Ирину, вдову отца Романа и верную помощницу во всех его благих начинаниях и паломничествах в Россию.

Отдали на церемонии передачи колоколов должное спонсорам (фонд «Связь времен», председатель попечительского совета фонда Виктор Вексельберг). Участвовавший в торжествах наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий назвал этот день «днем благодарения», сказав, что «Промыслом Божиим колокола сохранились в Америке более надежно, чем в России».

Американцы по-детски радовались, по очереди подходя к последнему, спущенному с башни Лоуэлл-хаус колоколу «Постовой», чтобы ударить в него в знак прощания. Через пару месяцев гарвардским студентам, за 77 лет привыкшим к звону колоколов по воскресеньям и праздникам или накануне выступления университетской футбольной команды, вернут русский колокольный звон с монтажом новых российских копий. А старые колокола-изгнанники отправляются в Россию. Кажется, не один репортаж о событии не обошелся без удачной фразы из подготовленного спонсорами пресс-релиза: «Самое примечательное, что колокола повторят путь, по которому их в свое время вывозили из России».

Константин Сараджев (Котик Сараджев в эссе Анастасии Цветаевой), гениальный звонарь, вывезенный для обустройства звонницы в Америку в тот самый первый путь, так и не сумел объяснить американцам, как «открылась перед ним величественная красота» колокольного звона, покорившая его и «вложившая в душу сияющую радость». А на вопросы об Америке, откуда его фактически выгнали, обвинив в невежестве и лишь постфактум оценив его идеи, наработки и чертежи, он отвечал: «Ничего интересного. Только одни американцы, и больше ничего».

Теперь и в Америке проходят фестивали и даже научные симпозиумы по проблемам колокольного звона. Один из таких симпозиумов недавно состоялся в Гарварде. Там же активно действует и клуб звонарей. Именно студенческим клубом звонарей русских колоколов даниловский звон в Гарварде был возобновлен после второй мировой войны. Константин Сараджев, беззаветной любовью любивший колокола, умер от неприкаянности в нервной клинике в начале той войны.

Хорошо, что Даниловские колокола возвращаются в Россию, и хочется верить, что многострадальные изгнанники наконец-то, будут искренне привечены у себя дома. Перечитывая подборку информационных материалов (весьма, кстати, тщательно подготовленными фондом «Связь времен»), я наткнулась на заметку о колокольном звоне в «Русской музыкальной газете» за 1907 год, с грустью говорящей о пренебрежении русских людей уже того времени «своими началами, своей дорогой, своими идеалами, давно обдуманными для нас простыми певцами, дьячками и звонарями».

А заканчивалась статья столетней давности словами, хотя и наивными, но звучащими актуально и поныне:

«Не отрицаясь от всего созданного гениями для музыкального искусства вообще, мы должны быть у себя дома, должны быть русскими. Если мы постараемся сделаться ими как можно скорее, -конечно, мы не раскаемся. Мы только удивимся нашей мощи, нашему неисчерпаемому богатству в имеющихся наследствах…»

12 сентября русские колокола прибудут в Свято-Данилов монастырь, где пройдут торжественные мероприятия по случаю 25-летия возобновления монастырской жизни. Отвечая на вопрос, что означает для монастыря возвращение колоколов в Россию, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий высказался с определенностью: «Мы не просто возвращаем на родину исторические и культурные ценности, мы возвращаем Церкви то, что ей принадлежит». И добавил: «В этом есть и духовная, и мистическая сторона. Под звук колоколов…»

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1486


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru