Фома | Марина Журинская | 17.07.2008 |
Простой и невинный пример: стареющая красавица предпочитает являться перед людьми в затененной комнате при свете розового абажура: при этом лицо выглядит моложе. А настоящего яркого дневного света она не любит, потому что он показывает ее реальный возраст. Вот и получается, что дама возлюбила тьму больше, чем свет, потому что ей страшно при мысли, что красота уже не является главным ее всеискупающим свойством, что пора, как говорится, и о душе подумать. Можно, конечно, сказать, что не так-то уж она зла, но разве может она отдавать тепло своего сердца детям (ведь это взрослые мужчины и женщины! они же ее просто компрометируют!) и тем более внукам (как страшно для нее слово бабушка!)?
Очень страшный рассказ есть у Михаила Зощенко, по недоразумению считающегося юмористом. После гражданской войны в питерской коммуналке решили провести электричество. Провели — и через три дня отключили, потому что увидели, в какой невыносимой грязи живут. Так чем убираться, лучше этого не видеть. Эти люди действительно возлюбили тьму и убожество больше, нежели свет. Поистине свет стал им судом, и они возненавидели его, потому что обличал их, и погрузились во тьму.
Конечно, сейчас уже не так много людей живет в грязных коммуналках. А какое широкое хождение имеют в обществе грязные слова и мысли! А ведь это тьма душевная, и отказаться от нее очень непросто. В самом деле, есть даже какая-то уютность в мыслях о том, что все вокруг — люди непорядочные, все лгут, хитрят, мошенничают, приворовывают и развратничают. Тогда с меня-то какой спрос! Мне-то зачем меняться! И вовсе ни к чему нам этот какой-то свет, который мешает вести привычный образ жизни.
Отказ от света и предпочтение тьмы распространяется и на то, что относится к области духовной жизни. Сравним два высказывания: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16−17). Так апостол Павел призывает нас к свету. А вот и другое: «будешь спать без платка — будет рак головы». Честно говоря, света здесь не видно. Но ведь насколько же легче обвязаться платком и с высоты собственного совершенства, укрепляя и развивая в себе злобность, обещать горькую гибель всем необвязавшимся, нежели через все невзгоды падшего мира и преодолевая покаянием собственное несовершенство радоваться, молиться и благодарить! Насколько такое мнение близко к язычеству!
И еще: если существуют две версии событий, возлюбившие свет выбирают светлую, возлюбившие тьму — темную. Отсюда популярность «Евангелия от Иуды», успех Фоменко и Дэна Брауна. В этой сфере вера и разум сплетаются в сложное единство. В самом деле, человеку свойственно стремиться узнать, «как это на самом деле», и в таком стремлении как таковом ничего плохого нет. Но тут следует выбор; человек — осознанно или неосознанно — корректирует свои поиски истины: одни ищут некое знание, позволяющее видеть мир прекрасным, другие жаждут увидеть его отвратительным.
Начинается все просто: допустим, подросток в школе узнаёт, что механизм зрения очень сложен и включает в себя кодировку и перекодировку. Для него возможны два вывода, который мы назовем светлым и темным: 1) как, наверное, прекрасен мир на самом деле, если уже такое его приблизительное отображение радует глаз и душу; 2) обманывают нас! всегда и во всем обманывают! нужно исхитриться и овладеть тайнами, позволяющими подсмотреть в щелочку, что же делается на самом деле, — там наверняка кроется что-то жуткое и мерзкое.
Это — выбор, который может скорректироваться (все в руках Божиих), а может и предопределить направление жизни; Льюис называл случаи такого выбора «развилками Робеспьера», так как Робеспьер изначально вел свою предвыборную кампанию под лозунгом отмены смертной казни, а впоследствии в результате последовательных компромиссов с самим собой стал одним из самых кровавых диктаторов Европы и сам кончил жизнь на гильотине.
Так что лучше возлюбить свет и радоваться.