Одна Родина | Николай Бурляев | 17.07.2008 |
В кино дебютировал как актер в фильме А. Кончаловского «Мальчик и голубь» (1960). Роль Ивана в «Ивановом детстве» А. Тарковского (1962) — стала определяющей для амплуа актера и принесла ему признание в кинематографии. Н. Бурляев снялся более чем в 20 фильмах, в т. ч. «Андрей Рублев», «Скупой рыцарь» (в «Маленьких трагедиях» Пушкина), «Военно-полевой роман», «Игрок» (по Достоевскому). Поставил по собственным сценариям фильмы «Ванька-Каин» (в альманахе «Пошехонская старина», 1977), «Лермонтов» (1986, сыграл заглавную роль), «Все впереди» (по роману В. И. Белова).
С 1992 года — Генеральный директор киноцентра «Русский фильм», вице-президент Международной Славянской академии наук, образования, искусства и культуры. Инициатор и генеральный директор Международных кинофестивалей славянских и православных фильмов «Золотой Витязь» (с 1992 г.). Активно участвует в деятельности Славянского фонда письменности и культуры. Президент Международного Союза кинематографистов славянских и православных народов.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1976, «За создание образа современников в кино») Лауреат Государственной премии СССР (1984), Народный артист России (1996).
Николай Петрович, начнем с истории. Когда и в связи с чем у Вас зародилась идея организации Международного кинофорума «Золотой Витязь», какие цели и задачи Вы перед собой ставили?
1992 год… Шестой год перестройки и демократизации. Развал великой страны, великого кинематографа. Читаешь киноафишу тех лет, а там — «разгул демократии», от одних названий оторопь берет: «Коррупция», «Месть», «Поджигатели», «Бабник», «Кома», «Палач», «Автопортрет в гробу», «Нечистая сила», «Сатана», «Нелюдь», «Бля». — приехали! Государство выпустило из рук кинематограф. Свято место пусто не бывает, на кинорынок пришел грязный торгаш.
Всюду — тотальное предательство, избиение мирных демонстраций, торжество иуд, продающих державу, разворовывающих дом, торгующих в храме искусства… Это наш 1992-й год.
Обезумевшие от вседозволенности секретари Союза Кинематографистов и обслуживающие их «киноеды» неистово ринулись выполнять заокеанскую программу: добивать, вытеснять из кинематографа, а заодно и из жизни, лидеров традиционного национального кино — Бондарчука, Кулиджанова, Ростоцкого, Озерова, Чухрая… Принялись разваливать и разворовывать киностудии и кинопрокат. Начали снимать фильмы, «мутирующие русский дух» и русские традиции, по принципу: «Ассу в массы — деньги в кассу!».
Сколько было раздумий и бессонных ночей, подводивших меня к попытке создания в России нового кинематографического предприятия, ориентированного на национальные традиции и высокие идеалы! Я понимал: условий для выживания моей затеи практически никаких. Все было против появления в стране подобного начинания.
Но есть в человеке тайная сила, влекущая его вперед, даже во времена всеобщего умопомрачения.
Прежде чем начать практические действия, посетил монастырь Троице-Сергиевой Лавры. Приехал, не надеясь на благословение своего кинематографического начинания, зная о негативном отношении Церкви к нынешнему кинематографу… Но, выслушав меня, старец неожиданно благословил: «Попробуй. Если не получится — уходи».
В начале 1992 года я создал Киноцентр «Русский Фильм», и первое деяние этого киноцентра — кинофестиваль «Золотой Витязь». И вот по молитвам Старца все получалось. А дальше нашим покровителем стал Патриарх Всея Руси Алексий II, и так, шаг за шагом, в киноискусстве стало возникать новое явление. Поначалу участвовало только 14 фильмов. Пришли ко мне на открытие в московский кинотеатр «Мир» на I кинофорум «Золотой Витязь» только человек 10 артистов, 5 журналистов из патриотической прессы, — так всё и проходило, словно в подполье. Но все равно переполненный зал кинотеатра «Мир», который встал во время исполнения оркестром марша «Прощание славянки», убедил: как ни трудно, необходимо продолжать! Уже II кинофорум был более значимым и весомым.
И название, и девиз кинофорума пришли одномоментно, как-то ночью. Я хотел, чтобы это было по-русски, мощно, жизнеутверждающе. Так появился «Золотой Витязь», идею которого выразил девиз «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Через год-два наш первый духовник Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн посоветовал мне ввести в девиз указание на христианские идеалы. И девиз расширился: «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Прошли годы, 17 лет, и сегодня под этим девизом собраны не только страны христианской культуры — собраны представители 60-ти стран мира!
Сегодня «Золотой Витязь» — мощное и заметное явление в современном киноискусстве. На каком этапе к нему присоединились украинские кинематографисты?
Украинцы, белорусы и сербы были с самого начала. Наши три кита — Россия, Украина и Белоруссия, три краеугольных камня в нашем кинофоруме, и еще два камня — Сербия и Болгария. На этом мы зиждемся, поэтому в члены жюри я всегда ввожу кинематографистов именно из этих стран. Помню, позвонил я Юрию Ильенко, это один из классиков украинского кино, и предложил ему приехать на I кинофорум. Он приехал с женой, известной украинской актрисой Людмилой Ефименко. Позднее она мне рассказала, что когда у них в Киеве раздался звонок, а это был 1992 год, самое начало украинской государственности, и им тогда подумалось: «Ну вот! Только началась независимая жизнь, и опять нужно ехать в Москву». Они ехали с чувством тревожного ожидания: что же это такое будет? А, приехав сюда и попав в братскую атмосферу, они стали верными друзьями и помощниками «Золотого Витязя». Юрий Ильенко стал вице-президентом «Золотого Витязя» от Украины, потом эту должность занимали крупнейшие деятели современного украинского кинематографа Раиса Недашковская и Николай Олялин, а теперь еще подключилась Ада Роговцева. Самые мощные имена в украинском кинематографе.
Вы часто бываете в Украине, какая сейчас там ситуация в кино? В свое время там была всемирно известная киностудия имени Довженко, был Укртелефильм.
Я регулярно ездил в Украину и отбирал фильмы для «Золотого Витязя». У меня в Киеве очень много коллег и друзей, которые радушно принимали меня у себя дома, устраивали кинопоказы лучших своих фильмов. В Министерстве культуры Украины в небольшом зальчике, чуть ли не подпольно, киномеханик, очень трогательный человек Григорий, показывал мне фильмы, заботился обо мне. Постепенно среди украинских кинематографистов распространилась информация, что есть такой кинофестиваль, что приезжает Бурляев и уже в 1993 году потекли ко мне с просьбами и предложениями посмотреть их фильмы. Контакты укреплялись все больше и больше, но первые просмотры меня удручали. Я видел в те годы фильмы, где главными отрицательными героями стали русские люди, как когда-то были гитлеровцы. И, насмотревшись этой «заказухи», обращаясь к коллегам, украинским кинематографистам, я прямо спрашивал: зачем отрабатывать 30 сребренников у нового режима? Ведь это все пройдет, сгинет, схлынет, как волна, мы должны быть выше этого. Тогда это была наша общая болезнь, такое творилось и в России… Однажды, когда Юрий Ильенко приехал в качестве члена жюри в Сербию, город Новий Сад, где мы проводили очередной кинофорум, в своем интервью, оценивая программу, он сказал, что потрясен тем, что было отобрано «Золотым Витязем». А уж он — человек, объездивший весь мир, — мог сравнить уровень фильмов международных кинофестивалей!
А как украинские кинематографисты относятся к решениям властей Украины дублировать все российские фильмы на украинский язык? Ведь на Украине 60% населения говорят на русском языке. Примерно 40% себя идентифицируют как русские. А сегодня русским в Украине отказывают в собственной культуре. Это как-то тревожит украинских кинематографистов?
Вообще-то, этот вопрос надо задавать украинским кинематографистам. Для меня это — очередной бред украинского руководства. На своем кинофоруме мы показываем украинские фильмы, но мы никогда не дублируем их на русский язык, потому что украинская речь, ее колорит и особенности — для нас как музыка. Мы любим слушать украинскую, белорусскую речь. Сербское и болгарское кино мы переводим, эти культуры от нас дальше. Но украинцы, русские и белорусы — это один народ, лишь с разными оттенками речи.
Сейчас в Украине сложилась ненормальная ситуация с русским языком. Народ Украины — великий народ, половина которого говорит на русском языке, и при этом русский язык не является вторым государственным языком. В лучшем случае его объявляют «региональным языком» и «языком национального меньшинства». Сейчас и в России, и в Украине готовятся отпраздновать 200-летний юбилей Гоголя и в срочном порядке переводят его произведения на украинский язык. Бред! В этих произведениях Гоголь предстает откровенным русофобом. А ведь Гоголя невозможно назвать украинским писателем — он принадлежит нашей общей культуре.
Положение, в котором сейчас находится Украина, когда есть два расходящихся потока, два устремления — с одной стороны, политического руководства, с другой — самого украинского народа, крайне неестественно. Как в той песне: «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону». Приказ дан — тащить Украину в НАТО и ЕС, всеми силами отдалять ее от России. Это внешний политический заказ, который отрабатывает нынешнее украинское руководство Украины. Если народ Украины позволит своим нынешним правителям исполнить сделанный им заказ, — это будет величайшей бедой и для России, и для самой Украины, которая в этом случае может не сохраниться как государство.
В 1998 году я обратился к украинскому руководству, лично к Л. Кучме, в Министерство культуры Украины с предложением провести очередной Всеславянский кинофорум «Золотой Витязь» в Киеве. Министр культуры ответил мне, что это нецелесообразно, потому-де в это время в Киеве предполагается проведение сессии Международного валютного фонда (!!). Мне на проведение кинофорума не нужны были украинские деньги, у нас были свои средства. Я привез весь кинофорум в Киев, арендовал кинотеатр «Франко», провел там открытие, затем погрузил всех участников на теплоход «Адмирал Кошевой» и мы пошли по Днепру. Люди принимали нас и в Днепропетровске, и в Запорожье, практически повсюду. Мы проплыли до Одессы и до Севастополя. Всюду нас принимали с радостью, а украинские руководители лишь испуганно смотрели на происходящее. Это урок, о нем надо помнить.
Русские и украинцы — это, по сути, единый народ. То, что сейчас происходит на Украине, — сугубо искусственный процесс. В России тоже есть политические экстремисты, готовые играть свою игру, лить воду на мельницу украинских националистов. Каково Ваше отношение к этому?
Мои предки — запорожские казаки, я оттуда родом. Моя родина — Киевская Русь, поэтому я не признаю разделения единого народа, учиненное Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком. Это было предательство трех единокровных братьев. Они разорвали единое тело. Для меня мы были и остаемся едины. И мы вновь обязательно будем вместе! Когда это произойдет, я не знаю — через 5 лет, через 10 лет или уже не при моей жизни… Нынешнее безумие пройдет, политики сменятся, канут в небытие те, кто сегодня силятся разорвать единство братских народов. Тютчев в поэме «Славянам» изумительно сказал, как будто о сегодняшнем дне:
«Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России — не прощают вас!».
Поразительной силы слова!
Когда-то я был у Радована Караджича, Президента Республики Сербской, в его кабинете зашторенном от спутников, с усиленной охраной, и я отчетливо помню его фразу: «От того, с кем будет Украина, зависит будущее Европы и мира. Если она будет с Россией — это будет один мир, если она будет с Европой — это будет другой мир». Поэтому так важно, чтобы украинский народ не допустил трагической ошибки — отрыва от своих родных братьев, от России. А главное, — чтобы мы не «помогли» им в этом, потому что в России есть свои «доброхоты», готовые отпихнуть Украину: «Ах, вы артачитесь, ну так вот вам!». Нам вместе нужно проявлять большую гибкость, политическую мудрость и волю, чтобы пройти эти рифы.
К сожалению, те же процессы идут и в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Нашлись иерархи, которые пошли на раскол единой Православной Церкви на Украине. Уже осенью возможно провозглашение автокефалии, то есть независимой от Московского Патриархата Украинской церкви. Если это произойдет, это будет величайшей трагедией. Следующим шагом станет объединение с униатами, а дальше — уничтожение православия в Украине.
Иудин комплекс — древняя вещь, предательство брата братом, предательство единоверных людей. Для меня, человека православного, это личная трагедия. И дай Бог мудрости прихожанам православных храмов на Украине, потому что от них сейчас многое зависит. Главное — не забыть то, что говорил преподобный Сергий Радонежский: «Любовью и единством спасемся».
Николай Петрович, Вы — замечательный русский актер, режиссер, великолепный мастер кино. Скажите о ваших планах.
Почти 13 лет я не был на экране, отказывался от всех предложений после роли Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита». Правда, предложений было не так много, как после фильма «Военно-полевой роман», когда мне было предложено 80 (!) главных ролей за год. И я дал отказ на все 80 предложений. За последние 13 лет предложений было не так много, от них я также отказывался, потому что я вошел в ту пору жизни, когда понимаешь ее ценность. Я понял, что есть гораздо более важные занятия, чем мелькать на экране. Я как-то спросил одного актера: «Зачем ты взялся за эту роль?» — «Мне надо было поправить забор на даче», — ответил он…. У меня другое воспитание. Учил меня Андрей Тарковский, один из главных моих учителей, а еще — Мордвинов. Однажды Тарковский, увидев, что после «Иванова детства» и «Рублева» я начал активно играть, прямо мне сказал: «Коля, что ты делаешь, зачем ты участвовал в том фильме? Не разменивайся, береги свою душу». Он и тогда мне говорил: «Умирать будешь, — не участвуй в том, за что потом будет стыдно». Я этим переболел и теперь умею отказывать. Актерство для меня не главное, и режиссура тоже оказалась не самым главным для меня делом. Самым главным стало творчество по созданию и «отливке колокола» — ежегодного «Золотого Витязя». Ведь собрать лучших из лучших со всех стран мира, объединить их всех, дать им общую почву под ногами — значит дать им понять, что они в этой жизни не одиноки. Я вспоминаю, как Алиса Фрейндлих приезжала к нам в Минск на IV театральный форум «Золотой Витязь», она тогда была удостоена «Золотого Витязя» за роль в спектакле «Оскар и розовая дама». Эта признанная актриса, увенчанная многочисленными премиями, вдруг на пресс-конференции обмолвилась: я думала, сказала она, что я одинока, но здесь я увидела, как много на самом деле людей, которые мыслят и работают, как я.
Наша задача — собрать этих прекрасных людей, связать их творческими контактами. Здесь возникает совершенно уникальный организм, своеобразная кузница нового искусства, которое в ближайшем будущем, я убежден, будет определять культурное лицо наших стран.
Что Вы хотите пожелать Интернет-проекту «Одна Родина», материалы которого объединяют читателей России и Украины?
Я желаю всем пережить это смутное для нашего славянского братства время, стремясь к тому, чтобы рухнули искусственно созданные границы. Их не должно быть! Мы — единый народ, и мы ОБЯЗАНЫ говорить об этом во весь голос!
Беседовал Александр БЕРДНИКОВ
Справка:
С 22 по 31 мая в Москве проходил XVII Кинофорум «Золотой Витязь», посвященный Году Семьи. На суд жюри МКФ были представлены более 220 фильмов из 31 страны мира в номинациях: полнометражные фильмы, телевизионные игровые фильмы и телепрограммы, фильмы для детей, документальные полнометражные фильмы, документальные короткометражные фильмы, студенческие и дебютные фильмы, анимационные фильмы.
В рамках «Золотого Витязя» прошли специальные внеконкурсные программы «Экология природы и души — спасение человечества», «Кинематографисты мира против террора», «Подвижники веры», «Религия и XXI век».
Гран-при XVII МКФ кинофорума «Золотой Витязь», одного из крупнейших киносмотров России, получил фильм режиссёра Никиты Михалкова «12».
По итогам кинофорума приз «Золотой Витязь» за лучшие фильмы был вручён в следующих номинациях:
— «Игровые полнометражные фильмы» — фильм «Сторож мертвых» (реж. Илиян Симеонов, Болгария);
— «Документальные полнометражные фильмы» — фильм «Галина Шурепова — «Человек-амфибия» (реж. Алексей Малечкин, Россия);
— «Документальные короткометражные фильмы» — фильм «Во все дни» (реж. Михаил Ждановский, Беларусь);
— «Фильмы для детей» — фильм «Руди — Гончий поросёнок» (реж. Питер Тимми, Германия);
— «Анимационные фильмы» — фильм «Он и Она» (реж. Мария Муат, Россия);
— «Студенческие и дебютные фильмы» — фильм «Закон» (реж. Виталий Потрух, Украина).
Также в рамках МКФ были вручены золотые медали С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» Народному артисту СССР А.В. Баталову и Народному артисту СССР, режиссёру Э.А. Рязанову.
Специальный приз «Золотой Витязь» от Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов (МОКСПН) был вручён режиссёру Резо Чхеидзе (Грузия).