Русская линия
Русское Воскресение Сергей Семанов16.07.2008 

«Культурное» Цареубийство
Ложное толкование русской истории

7 июля на телеканале «Культура» в самое наилучшее вечернее время показывали старый фильм (1981 года) покойного режиссера Элема Климова. Не пожалели наши «культурные» хозяева два с половиной часа экранного времени, что уже само по себе примечательно. Когда показывают кинокартину на известный исторический сюжет, снятую тридцать лет назад, то есть несколько устаревшую, как это присуще кинематографу изначально, то требуются некоторые пояснения. Ну, хотя бы о достоверности фильма в свете новейших историографических исследований. В данном сюжете — особенно, ибо тут представления о последних событиях царствования Императора Николая II и главного героя картины — тобольского крестьянина Григория Ефимовича Распутина существенным образом изменились. Руководители телеканала «Культура», решавшие вопрос о показе двух серий давней кинокартины, не могли о том не знать, но никакого сколько-нибудь подробного пояснения не дали. Обстоятельство весьма серьезное, учитывая нынешнее внимание к тем событиям.

Режиссер Э. Климов снимал ту картину долго и, как рассказывают, очень трудно. Сценарий ему подготовили профессиональные авторы разнообразных кинокомедий Семен Лунгин и Илья Нусинов, никогда не увлекавшиеся изучением русской истории. С комедийной легкостью они сварганили версию исторических событий по стародавней марксистско-ленинской схеме: мерзкая, прогнившая насквозь «царская Россия», пьяница и развратник Гришка Распутин как ее символ. Так повелось у нас еще со времен Свердлова и Троцкого, но их продолжатели, как видно, имеются.

Минувший совсем недавно ХХ век был веком бесчисленных мифов, приобретавших порой грандиозное значение. То касалось всех сфер человеческой деятельности — науки, искусства, политики, чего угодно. И первый такой вселенский миф был создан именно в России, а героем его стал Григорий Распутин.

Не место говорить здесь подробно об этом драматическом сюжете, но вот кратко: подлинный Распутин, чья судьба ныне хорошо изучена со всех сторон, с учетом всех наличных источников, — так вот она, его судьба, имеет очень мало общего с легендой, сложившейся еще без малого сотню лет назад. Именно легендой, хотя и необычайно распространенной. Волею обстоятельств, и уж совсем помимо собственной воли, он стал точкой приложения больших общественных сил, вступивших меж собой в беспощадную борьбу. Его образ создали тогдашние газетчики (отметим, что ни телевизора, ни даже радио в ту пору не существовало). Образ получился самый отвратительный, но целью был не этот несчастный человек, а так называемое «проклятое царское самодержавие». Определенным силам оно было поперек глотки и должно было быть свергнуто. Любой ценой. С любыми жертвами, где жизнь самого Распутина была ничтожной пылинкой на мировых весах.

Не имеет никакого смысла разбираться в данном случае, хороша была тогдашняя царская власть или не очень. Чем плох, а в чем был неповинен подлинный Распутин. Для нас важно иное: фильм «Агония» к подлинной истории России начала прошлого столетия никакого соответствия не имеет. Это легенда (если говорить мягко).

Конечно, сравнения и подобия ничего в истории не доказывают, но вспомним недавнее, хорошо еще всем памятное. В 1960-е годы, после свержения Хрущева, все судачили о дурной роли Алексея Аджубея. В 1980-е, после кончины Брежнева, ту же роль поневоле сыграл Юрий Чурбанов. Быстро промчалось время, и выяснилось, что тогдашние сплетни были полным вздором. Но жизнь обоих была изломана.

Элем Климов снял этот фильм с несомненным художественным мастерством, что бесспорно. Однако он, не изучавший углубленно русскую историю, «поверил словам и ласкам ложным» своих сценаристов и консультантов. А других тогда, в семидесятых годах, и не было! Они появились уже вскоре, подлинные знатоки истории отечества, любившие свою родину. Но фильм с нарочитым названием «Агония» уже вышел на экраны.

Известно со слов близких к нему людей, что Климов позже сам переживал по поводу однобокого истолкования событий и лиц, как они показаны в его фильме. И бесспорно известно, что в годы пресловутых «реформ» он ничего значительного не создал, а из жизни ушел рано и в молчаливом одиночестве. Бог ему судья.

Ныне совершенно ясно и очевидно, что «Агония», как говорится, «в сухом остатке» есть ложное толкование русской истории тех лет. Повторим, это бесспорно с любой точки зрения. Почему же один из государственных каналов России показывает эту русофобскую картину за несколько дней до 90-летия злодейского расстрела Царской семьи, которое будет широко отмечено скорбными поминаниями? Могут ответить: это к 75-летию покойного режиссера… Допустим, но Элем Климов снял немало кинофильмов, в том числе несколько веселых кинокомедий. Нет, выбрали именно этот фильм, мрачный и содержащий к тому же грубые искажения нашего исторического прошлого.

Трагического прошлого, необходимо бы тут добавить…

http://www.voskres.ru/kolonka/semanov.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru