Русское Воскресение | Сергей Семанов | 16.07.2008 |
Режиссер Э. Климов снимал ту картину долго и, как рассказывают, очень трудно. Сценарий ему подготовили профессиональные авторы разнообразных кинокомедий Семен Лунгин и Илья Нусинов, никогда не увлекавшиеся изучением русской истории. С комедийной легкостью они сварганили версию исторических событий по стародавней марксистско-ленинской схеме: мерзкая, прогнившая насквозь «царская Россия», пьяница и развратник Гришка Распутин как ее символ. Так повелось у нас еще со времен Свердлова и Троцкого, но их продолжатели, как видно, имеются.
Минувший совсем недавно ХХ век был веком бесчисленных мифов, приобретавших порой грандиозное значение. То касалось всех сфер человеческой деятельности — науки, искусства, политики, чего угодно. И первый такой вселенский миф был создан именно в России, а героем его стал Григорий Распутин.
Не место говорить здесь подробно об этом драматическом сюжете, но вот кратко: подлинный Распутин, чья судьба ныне хорошо изучена со всех сторон, с учетом всех наличных источников, — так вот она, его судьба, имеет очень мало общего с легендой, сложившейся еще без малого сотню лет назад. Именно легендой, хотя и необычайно распространенной. Волею обстоятельств, и уж совсем помимо собственной воли, он стал точкой приложения больших общественных сил, вступивших меж собой в беспощадную борьбу. Его образ создали тогдашние газетчики (отметим, что ни телевизора, ни даже радио в ту пору не существовало). Образ получился самый отвратительный, но целью был не этот несчастный человек, а так называемое «проклятое царское самодержавие». Определенным силам оно было поперек глотки и должно было быть свергнуто. Любой ценой. С любыми жертвами, где жизнь самого Распутина была ничтожной пылинкой на мировых весах.
Не имеет никакого смысла разбираться в данном случае, хороша была тогдашняя царская власть или не очень. Чем плох, а в чем был неповинен подлинный Распутин. Для нас важно иное: фильм «Агония» к подлинной истории России начала прошлого столетия никакого соответствия не имеет. Это легенда (если говорить мягко).
Конечно, сравнения и подобия ничего в истории не доказывают, но вспомним недавнее, хорошо еще всем памятное. В 1960-е годы, после свержения Хрущева, все судачили о дурной роли Алексея Аджубея. В 1980-е, после кончины Брежнева, ту же роль поневоле сыграл Юрий Чурбанов. Быстро промчалось время, и выяснилось, что тогдашние сплетни были полным вздором. Но жизнь обоих была изломана.
Элем Климов снял этот фильм с несомненным художественным мастерством, что бесспорно. Однако он, не изучавший углубленно русскую историю, «поверил словам и ласкам ложным» своих сценаристов и консультантов. А других тогда, в семидесятых годах, и не было! Они появились уже вскоре, подлинные знатоки истории отечества, любившие свою родину. Но фильм с нарочитым названием «Агония» уже вышел на экраны.
Известно со слов близких к нему людей, что Климов позже сам переживал по поводу однобокого истолкования событий и лиц, как они показаны в его фильме. И бесспорно известно, что в годы пресловутых «реформ» он ничего значительного не создал, а из жизни ушел рано и в молчаливом одиночестве. Бог ему судья.
Ныне совершенно ясно и очевидно, что «Агония», как говорится, «в сухом остатке» есть ложное толкование русской истории тех лет. Повторим, это бесспорно с любой точки зрения. Почему же один из государственных каналов России показывает эту русофобскую картину за несколько дней до 90-летия злодейского расстрела Царской семьи, которое будет широко отмечено скорбными поминаниями? Могут ответить: это к 75-летию покойного режиссера… Допустим, но Элем Климов снял немало кинофильмов, в том числе несколько веселых кинокомедий. Нет, выбрали именно этот фильм, мрачный и содержащий к тому же грубые искажения нашего исторического прошлого.
Трагического прошлого, необходимо бы тут добавить…