Русская линия
БЕЛТАМитрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)15.07.2008 

«Не терять здравомыслия и личной ответственности»

Белорусская Православная Церковь — старейшая и крупнейшая религиозная организация в Беларуси. Влияние БПЦ на общество — очевидный факт, к которому относятся по-разному. И, тем не менее, руководство белорусского государства неоднократно подчеркивало позитивный вклад православия в историю и современность нашей страны. На некоторые актуальные вопросы взаимоотношений Церкви и общества в Беларуси ответил корреспонденту «Белта» Предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

— Ваше Высокопреосвященство, правда ли, что с каждым годом все больше белорусов отмечают великие даты церковного календаря? Что это — подлинное приобщение народа к христианству или дань традиции и моде на традицию?

- Правда состоит в том, что людям становятся все более необходимы храмы Божьи. Почему? Ответ на этот вопрос очень многоплановый, и рассматривать его можно и нужно с разных сторон.

Во-первых, христианская традиция, о которой Вы говорите, действительно остается могучей движущей силой нашего общества. Силой внутренней, которая в соответствии со своей природой не всегда бывает заметна на поверхности повседневной жизни.

Сейчас в одиннадцати епархиях Белорусской Православной Церкви насчитывается более 1440 общин и 29 монастырей. Не в каждом приходе есть храмовое здание, сохранившееся с прежних времен или вновь выстроенное за последние годы… Но каждый приход ставит перед собой цель: построить церковь на своей земле, на родине своих предков, в Отечестве своих детей!

Действительно, великие даты церковного календаря становятся значимыми для все большего числа наших соотечественников. И не потому, что люди «все как один» устремляются в храмы, но по той причине, что к осознанию своей религиозной значимости, своего христианского происхождения и своей православной природы человека может привести также и классическое образование, и повышение общего культурного уровня, и семейно-общественная среда.

Вы увлекаетесь историей искусств, живописью, архитектурой — тогда знание библейских сюжетов и церковной истории совершенно необходимо для полноценного восприятия и понимания научного материала.

Вас интересует философия, литература, история стран и народов. И в этом случае вам не обойтись без осмысления религиозных мотивов и побуждений тех, кто строил древние цивилизации и империи.

Вы задумываетесь о природе человеческого сообщества и о законах его бытия. Значит, вы неизбежно придете к заключению, что размышления на эту тему не принесут плодов без осознания вами христианских корней европейской культуры, без ясного представления о предельно конкретных духовных истоках гуманитарной сокровищницы народов Европы.

Религиозная, христианская, православная традиция лежит в основе и нашей белорусской национальной истории, на ней зиждется многовековая идея белорусской государственности и полная трагизма история ее осуществления.

Даты церковного календаря — то есть Господские и великие праздники, дни памяти святых подвижников и чудотворных икон Божией Матери — это праздники народного сердца. Чтобы понять, насколько они дороги нашим соотечественникам и важны для нашего современного общества, придите в эти дни в храмы! Побывайте на престольных праздниках в далеких деревнях и в монастырях, в столице, в областных и районных центрах… Не думаю, что после сердечного соучастия в этих подлинно народных торжествах язык повернется назвать это чудо веры банальной данью моде. Что же касается подлинности этой веры, искренности этого приобщения народа к христианству — то оценить все это может один лишь Господь.

— Руководство Беларуси в этом году высказалось в пользу создания в стране православного радио. Каковы перспективы реализации этого проекта, каким вы видите формат этого радиовещания?

- Планируется вещание в FM-диапазоне, тематика которого должна быть рассчитана не только для наших верующих соотечественников, но для всех, кто проявляет интерес к религиозной стороне жизни человека и общества. Мы только что говорили о том, какими путями приходит человек к Богу, к Церкви, к ее многотысячелетней истории и опыту. Полагаю, что тематический круг нашего радио будет учитывать многомерность такого духовного, интеллектуального, философского и социального феномена, каким является человеческая личность.

Сегодня этот проект находится на стадии подготовки соответствующих учредительных документов.

— Президент поддержал идею создания общественного совета по нравственности, куда вошли бы представители Церкви, деятели культуры и науки. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Могу сказать, что участие общества в охранении своих собственных исторических нравственных устоев на сегодняшний день остро нуждается в конкретном механизме принятия решений и контроля над их исполнением. Если создаваемый совет сможет послужить нашей национальной духовной и нравственной безопасности, значит, он должен быть создан. Сейчас формируется списочный состав совета, и я надеюсь, что в недалеком времени будет проведено его первое заседание.

— Ваше Высокопреосвященство, какова позиция Белорусского Экзархата в отношении недавно озвученной на высшем государственном уровне перспективы заключения базового соглашения (конкордата) Беларуси с Ватиканом, а также приглашения президентом Беларуси Папы Римского посетить нашу страну?

- В июне нынешнего года митрополит Тадеуш Кондрусевич отметил, что с предложением о подготовке и заключении конкордата должно выйти государство, а подготовка конкордата может занять 2−3 года. Поэтому Ваш вопрос о перспективах этого процесса представляется мне несколько преждевременным.

— Недавно в Москве завершился Архиерейский Собор. Каковы, на Ваш взгляд, его главные итоги?

- Прошедший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви имел рабочий, я бы даже сказал, весьма практический характер. Вопросы внутрицерковной дисциплины и положение о Церковном суде, проблемы развития приходской деятельности и монастырской жизни — все это наша повседневность, которую мы обсуждали открыто и плодотворно.

Особой темой звучала мысль, забота и молитва о церковном единстве. Ведь в работе этого Собора впервые за многие десятилетия принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей!

Широко и конструктивно рассматривались проблемы межправославного общения, международной и межцерковной деятельности Матери-Церкви.

Таким образом, главным итогом Архиерейского Собора 2008 года мне хотелось бы назвать торжество единства нашего епископата, клира и мирян, которое было подчеркнуто и утверждено отнюдь не в условиях безмятежного штиля на нашем «житейском море».

— Церковь систематически высказывает свою озабоченность обилием в средствах массовой информации рекламы услуг астрологов, гадалок, знахарей, экстрасенсов и прочих «целителей». Насколько эти явления вредны для белорусского общества, если говорить не только о верующих? Ведется ли Белорусской Православной Церковью деятельность по психологической реабилитации людей, пострадавших от таких лжеврачей?

— Эти явления не просто вредны, они пагубны для любого общества вне зависимости от его государственной, национальной и исторической принадлежности. Вот что говорит Господь народу, которого Он избрал для проповеди о Едином Боге: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10−12).

Эта заповедь дана Творцом через Боговидца Моисея три с четвертью тысячелетия тому назад, за пять столетий до основания Рима! И это не просто юридическая норма и не только статья из Синайского законодательного кодекса. В этой заповеди сформулированы, говоря современным языком, основы духовной безопасности общества.

Смотрите, к чему приводит ее нарушение: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее», — говорит Господь (Лев. 20, 6).

Обращение к оккультистам всех видов — от гадалок до так называемых экстрасенсов — это всегда добровольное рабство темным силам. Одним лишь мошенничеством здесь дело не ограничивается, потому что в каждом из таких случаев человек все больше и больше утрачивает способность нормально ориентироваться в религиозном и в социальном плане. Он теряет здравомыслие и чувство личной ответственности за свою жизнь, за свои поступки и решения. Мотивы его поведения принадлежат уже не ему, но сторонней темной силе.

Верующий человек, как правило, имеет навык различать духовную природу подобных явлений. Апостол Павел упомянул, если можно так сказать, основные виды оккультизма в числе тяжких пороков, которые ведут к вырождению личности и общества. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное», — пишет он в своем послании к галатам — малоазийской народности, имевшей кельтские корни. Галаты горячо восприняли проповедь Апостола, но впоследствии были смущаемы лжепророками. И потому апостол Павел с особой настойчивостью предупреждает их: «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19−21).

Что касается психологической реабилитации людей, пострадавших от услуг оккультистов, то в особенно тяжелых случаях им предоставляется помощь специалистов через Информационно-консультативный миссионерский центр имени преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, созданный одиннадцать лет назад в Минской епархии. Кстати, в апреле прошлого года этот Центр получил статус Представительства Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) в Беларуси.

— Ваше отношение к трагическому инциденту 4 июля?

- Самое главное, что никто не погиб! Судя по медицинским сводкам, пострадавшие люди получают квалифицированную помощь и уже выписываются из больниц. Дай Бог, чтобы и тот пациент, который получил более всего ранений и повреждений, был полностью исцелен.

Конечно, особенно болит душа о детях, которые оказались в списках пострадавших… Помоги, Господи, всем сохранить здоровье! Равно как и быть осмотрительными — и по долгу службы, и по личному здравомыслию.

— Христианство всегда выступало и выступает однозначно против абортов. Как руководство Белорусской Православной Церкви видит дальнейшую судьбу этого вопроса в нашей стране? Намерена ли Церковь последовательно и до конца отстаивать запрет абортов?

- Церковь незыблемо стоит на позиции, осуждающей аборт как убийственное действие и нарушение основного права человека — права на жизнь.

По нашему мнению, циничными являются рассуждения о том, когда зародившаяся в материнском лоне жизнь может быть признана не как сформировавшийся человек со всеми причитающимися ему правами и гарантиями, а когда это всего лишь «эмбриональный материал».

В Евангелии от Луки есть повествование о том, как Приснодева Мария несколько дней спустя после события Благовещения направилась к своей родственнице Елизавете, бывшей на шестом месяце беременности будущим Иоанном, Предтечей и Крестителем Господним.

Подчеркну, что зачатие Сына Божия от Святого Духа совершилось за несколько дней до встречи Марии и Елизаветы. Когда же «Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1, 41). Шестимесячный младенец из чрева матери приветствовал грядущего в мир Сына Божия, который только что воспринял человеческую плоть и пребывал в Материнском лоне в крохотном состоянии!

Какие после этого нужны еще аргументы, какие вообще могут быть споры о том, когда человек становится человеком?

Исходя из такой позиции, Православная Церковь настаивает на законодательном закреплении следующих норм: чтобы врач имел право отказаться от совершения аборта, когда это не угрожает жизни и здоровью матери; чтобы аборт не квалифицировался во всех без исключения случаях как вид медицинской помощи; чтобы совершение абортов не поощрялось как вид оперативной активности; чтобы практика совершения абортов была выведена из компетенции частных медицинских учреждений.

— Каковы перспективы православного образования в Беларуси?

- В настоящее время Церковь ведет с государством диалог о принятии программы факультативного курса для средней школы, в котором раскрывались бы разные аспекты христианской жизни. Это будет единая программа для всей страны. Это важно, потому что после ее принятия мы сможем более требовательно подходить к процессу обучения дисциплинам христианского содержания. Мы также сможем поставить вопрос о подготовке специалистов, которые будут читать курсы по этой программе.

Кроме того, помимо образовательных программ реализуются многие воспитательные проекты, начиная беседами, кружками по общим духовным интересам и вплоть до участия в светских мероприятиях, например, в принятии воинской присяги, благословение спортсменов перед ответственными событиями, освящение объектов.

Возможно, воспитательная работа имеет даже большее значение, чем лекции и факультативы. Ведь важно не только знать о Боге, но также желать жить вместе с Ним, по Его заповедям, ради общей с Ним цели! И потому воспитание (а в нашем контексте именно воспитание личным примером) — это, на наш взгляд, наиболее действенная форма миссионерского и просветительского служения.

— Ведет ли Белорусская Православная Церковь работу по возвращению церковной собственности, имеющей историческую, культурную и материальную ценность?

— Да, этот процесс имеет поступательный характер. Наша позиция известна: дело храмового строительства, реставрации и реконструкции не терпит суеты, двусмысленности или бескомпромиссного упрямства.

Ведь в результате реституции, как еще называется возвращение прежней собственности, не должно быть победителей и побежденных. Потому что торжество справедливости, кто и как бы ее ни понимал, не может состояться как торжество одних соотечественников над другими.

И государство, и Церковь трезво и рационально подходят к каждому случаю, связанному с историческими судьбами церковных строений, и умеют находить взаимно приемлемые решения возникающих коллизий.

- Церковь — самостоятельный организм, независимый от государства, а потому ей во многом приходится искать способы опереться на свои силы. Если это не секрет, занимаются ли церковные структуры какой-либо коммерческой деятельностью и в каких масштабах?

- Церковь живет на пожертвования верующих. При этом совершенно естественно, что приходы, монастыри, учебные заведения нуждаются в материальной базе. И поэтому Церковь имеет право и необходимость производить церковную утварь, создавать произведения церковного искусства, иметь швейные мастерские, свечное и сельскохозяйственное производство, заниматься издательской и строительной деятельностью, учреждать паломнические службы, обустраивать систему распространения предметов собственного потребления…

Все это осуществляется не с целью коммерческой деятельности и извлечения материальной выгоды, но для обеспечения нормальной жизни церковных учреждений — от приходов с их воскресными школами до монастырей, Духовных школ, епархиальных управлений.

— Благодарю вас, Владыка, за беседу.

Беседовал Владимир Васильков

http://www.belta.by/ru/actual/interview?id=243 437


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика