Русская линия
Одна Родина Николай Головкин16.07.2008 

Оранжевый лже-патриарх: «…и будет он анафема перед всем народом» (II)

Начало

Так называемый «киевский патриархат» не признала ни одна из поместных Православных Церквей мира. В своем обращении в январе 2005 года раскольник «Филарет» говорил: «…Оранжевый цвет нашей свободы увидели во всех уголках земли. Весь мир был свидетелем перерождения Украины. Из малоизвестной страны она превратилась в известное всему миру большое государство…»

Уроженец Донецка, сравнительно недавно выучивший украинский язык, М.А.Денисенко заявлял в своем обращении: «С востока звучат голоса тех, кто замахнулся на целостность наших земель; вынашиваются планы федерализации или автономизации Украины. Эти нездоровые силы проявляют заботу не о судьбе народа, а о своих собственных интересах. Украина и украинский народ едины и должны остаться едиными… Из-за имперского мышления так называемого „Третьего Рима“ разделенным остается Украинское Православие… Украине нужна единая поместная Украинская Православная Церковь. Настало благоприятное время для такого единства».

Вспомним также, что до горбачевской перестройки «Филарет», тогда законный митрополит Киевский и Галицкий, неоднократно жестко высказывался в адрес униатов и автокефалистов, поднявших голову в западных регионах УССР. Вот его подлинные слова того времени: «Так называемая УАПЦ не имеет канонической преемственности с Киевской Митрополией. Она не имеет связи ни с Киевской Митрополией, ни с одним Православным Патриархатом. Поэтому я считаю, что УАПЦ действительно независима, однако от всего Православия. Это та сухая ветвь, которая отломилась от живого дерева нашей веры».

Все изменилось в июне 1990 года, когда в связи с блаженной кончиной Святейшего Патриарха Пимена состоялось избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Уже тогда митрополит Филарет имел не красящую архиерея репутацию: властолюбец, грубый, деспотичный по отношению к подчиненным человека. Несмотря на это, он как исполняющий обязанности Патриарха рассчитывал после Поместного Собора отбросить приставку «и.о.» и возглавить Русскую Православную Церковь.

Однако Промыслом Божиим Святейшим Патриархом был избран Алексий II.
Тогда, ради усиления личной власти, митрополит Филарет и начал подготовку к расколу Православия. Распад Советского Союза был ему на руку. Поначалу он озаботился получением широкой автономии в управлении Церковью на территории УССР. Уже в октябре 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви она была дарована — появилась Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Филаретом, митрополитом Киевским и всея Украины.

При этом было известно, что из-за грубого и деспотического управления Киевской Митрополией из юрисдикции Московского Патриархата ушло множество клириков и мирян, не желавших терпеть произвол Киевского митрополита.

Количество жалоб, которые поступали в Московскую Патриархию, стремительно возрастало. В них указывалось и то, что у монаха «Филарета» есть жена и дети, есть огромные счета в банках Западной Европы (это притом, что он — монах!).

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, назначенный на 31 марта — 5 апреля 1992 года, должен был рассмотреть серьезные обвинения, выдвинутые в адрес Киевского митрополита. Тогда, чтобы обеспечить себе неприкосновенность, «Филарет» стал активно форсировать процесс получения автокефалии для УПЦ с ним во главе.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви проходил в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Собор определил: Киевский митрополит должен уйти в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце концов, с этим был вынужден согласиться и сам «Филарет»: перед Крестом и Евангелием он пообещал, что уйдет в отставку:

Однако, вернувшись на Украину, посоветовавшись с тогдашним президентом Украины Л. Кравчуком, «Филарет» отрекся от данной им архиерейской клятвы. Он вдруг воспылал национальной «свидомостью», изобразил из себя жертву «великорусского шовинизма» и пошел на откровенный раскол.

Согласно пункту 12, статьи 5 Устава об управлении УПЦ, временное управление УПЦ перешло к более старшему по хиротонии члену Священного Синода УПЦ? митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму. Владыка Никодим 27 мая 1992 года созвал епископов Украинской Православной Церкви в Харькове на Архиерейское совещание, где было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ, который и состоялся 27−28 мая. Основным его действием было выражение недоверия «Филарету», смещение его с Киевской кафедры и вывод за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе в Москве.

Освободив митрополита «Филарета» от должности Предстоятеля УПЦ, Архиерейский Собор в Харькове мерой пресечения избрал запрещение его в священнослужении до окончательного решения этого вопроса Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Однако «Филарет» не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора УПЦ, ни постановлений Священного Синода.

В силу этого он подпал под действие синодального постановления от 7 мая 1992 года, которое предусматривало в случае невыполнения вышеуказанных определений «передать митрополита „Филарета“ суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», дата проведения которого была назначена на 11 июня 1992 года.

Епископы Украинской Православной Церкви, собравшиеся на Архиерейский Собор, составили, подписали и обнародовали Заявление, в котором, обеспокоенные судьбой Святого Православия на родной земле, призывали обратить внимание всей полноты Православной Церкви, находящейся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, на недостойное поведение бывшего Предстоятеля УПЦ митрополита «Филарета». «Все вышеизложенное, — говорилось в Заявлении епископов, — мы передаем суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и настоятельно просим применить по отношению к митрополиту „Филарету“ как сознательному нарушителю церковного благочестия и канонического порядка строгие меры взыскания, как того требуют Священные Каноны, следовать которым мы все торжественно обещались перед лицом Православной Церкви».

Архиерейский Собор, специально созванный для рассмотрения дела митрополита «Филарета», обвиненного в антицерковной деятельности, был проведен 11 июня 1992 года в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. Собор засвидетельствовал следующие преступления:

«1) авторитарные методы управления Украинской Православной Церковью и Киевской епархией, полное игнорирование соборного голоса Церкви, а также проявление жестокости и высокомерия в отношениях с собратьями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сочувствия и христианской любви;

2) образ жизни, который не отвечает требованиям канонов и бросает тень на Церковь;

3) клятвопреступление, которое выразилось в невыполнении данного им перед Крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившего 31 марта — 5 апреля 1992 г., обещания созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви и подать на нем просьбу об отставке с должности Предстоятеля Украинской Православной Церкви;

4) сознательное перекручивание действительных решений Архиерейского Собора РПЦ в своих публичных выступлениях, в том числе средствами массовой информации, хула и клевета на Архиерейский Собор и тем самым на Православную Церковь;

5) осуществление священнодействий, в том числе хиротоний в сан диакона, пресвитера и епископа в состоянии канонического запрещения;

6) единоличное присвоение себе соборной власти, которое проявилось в угрозе наложения запрещений на архиереев, которые, действуя в соответствии со Священными Канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая 1992 г. решение отстранить его от должности Митрополита Киевского и всея Украины и запретить в священнослужении;

7) создание раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов с назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и другими преступными действиями».

Архиерейский Собор в особенном «Судебном деянии» постановил: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита „Филарета“ (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1,7−8, 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью искушений в среду верующих (Мф. 18,721; 3-е правило I Вселенского Собора, 5-е правило V-VI Вселенского Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Вселенского Собора), осуществление священнодействий, в том числе рукоположений, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора):

1. Извергнуть митрополита „Филарета“ (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, осуществленные митрополитом „Филаретом“ в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 г., а также все запрещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая 1992 г., незаконными и недействительными.

3. Извергнуть из сана и лишить всех степеней священства епископа Почаевского Якова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского „Филарета“».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви обратился с Посланием к пастырям и пастве Украинской Православной Церкви, в котором засвидетельствовал, что на земле Украины возник новый раскол, причиной которого стали действия бывшего митрополита Киевского «Филарета».

Главы поместных Православных Церквей послали свои поздравления новоизбранному Предстоятелю Украинской Православной Церкви — Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, а также выразили поддержку решений и мер, принятых в отношении бывшего митрополита Киевского «Филарета», и заявили о непризнании его действий, поскольку они противоречат церковному делу.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир так высказался о причинах раскола: «Причина всякого раскола одна — это сатанинская гордость, это желание властвовать и разделять, это желание вести по своему нраву, а не по нраву Христову, церковь Христову».

25 июня 1992 года «Филарет», лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. В том же 1992 году в Госкомрелигий Украины поступила просьба о регистрации нескольких незначительных изменений в уставе УАПЦ, в частности об изменении названия «УАПЦ» на «УПЦ-КП». После положительного ответа «Филарет» был «избран» «заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины» — сначала Мстислава, а затем Владимира (Романюка). После загадочной смерти последнего в октябре 1995 года «Филарет» был «избран», наконец, «патриархом» и начал собирать в свою лже-церковь всех расстриженных, которые находились под запрещением Православной Церкви.

Даже Мстислав Скрыпник, которого уговорили стать первым «патриархом» УПЦ КП и который до того был «патриархом» УАПЦ, считать «Филарета» лишенным сана, отказался признавать слияние. «Филаретовщина», по словам Мстислава (Скрипника), стала «трагедией украинского Православия». Она стала трагедией Православия Вселенского, поскольку дала толчок антиканоническим действиям раскольников в других Православных Церквах. Более того: и католики, и протестанты в свете этого избегают всяческих официальных отношений с лже-патриархом.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года постановил: «Отлучить монаха „Филарета“ (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет он анафема перед всем народом». Основания для данного решения таковы: продолжение «Филаретом» (Денисенко) раскольнической деятельности, распространение ее за пределы Русской Православной Церкви, что, в частности, привело к усугублению раскола в Болгарской Православной Церкви; принятие в «обращение» раскольников других Православных Церквей; продолжение осуществления святотатских богослужений, в том числе кощунственных лжехиротоний, невзирая на обоснованные запрещения законной церковной власти; «Филарет» (Денисенко), не имея священного сана, осмелился именовать себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как кафедру законно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане Митрополита; «Филарет» (Денисенко) не прекратил возводить хулу на епископов, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, которые находятся в общении с Русской Православной Церковью, и продолжал сеять своими деяниями зло".

* * *

Церковь в любом государстве живет по своим собственным внутренним законам и правилам. Она не делится на части в соответствии с государственными границами. Все события внутри Церкви рассматриваются только через призму внутреннего церковного уклада. Бесчисленные расколы и ереси осаждают Церковь уже много столетий, но она стоит неколебимо. Церковь была и остается носителем Апостольской преемственности, которая в нашем Отечестве не прерывалась со дня Крещения Руси.

ГОЛОВКИН Николай Алексеевич — член Союза писателей России.

http://odnarodyna.ru/articles/14/192.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru