Фома | Алексей Соколов | 14.07.2008 |
Отнюдь не каждый храм, даже из числа тех, которые на Пасху и Рождество битком набиты народом, может сегодня похвастаться сильной приходской общиной. Во многом, связано это с тем, что с тех пор, как о своей вере стало возможно говорить открыто, в русском языке появился неологизм «захожане» — люди, которые иногда заглядывают в храм, ставят свечки, но не живут полной церковной жизнью и не принимают участия в становлении приходской общины.
«Захожане» сегодня превосходят числом активных прихожан, и такое положение вредит всем: как Церкви, так и самим людям, которые фактически обкрадывают сами себя, ведь Церковь — невозможна без ее таинств.
Литургия* - центральное событие в духовной жизни православного христианина, а потому без участия в ней и в других церковных таинствах жизнь эта является неполноценной. Конечно, не все и не сразу приходят к этому пониманию И здесь слова о неисповедимости Господних путей будут как никогда кстати. Но цель у всех этих путей одна: богообщение, соединение со Христом в церковных таинствах, преображающих человека, уподобляющих его Богу.
Безусловно, понять смысл и значение таинств можно и не являясь членом какой-то конкретной общины, однако чаще всего человеку, приходящему в Церковь, необходима опора в его духовных поисках. И большой приход может стать для него лучшей школой воцерковления.
В таких приходах всегда есть к кому обратиться за советом, здесь легче избежать ошибок, свойственных всем, недавно пришедшим в Церковь. Такая община никогда не превратиться в «православную секту» из-за одного не слишком образованного священника, заболевшего «младостарчеством». Напротив, она поможет не только мирянину, но и самому священнику более трезво взглянуть на мир и удержаться от опасных шагов.
Наконец, приход может стать опорой не только в духовной, но и во вполне мирской жизни. Нередко именно здесь человек находит ответы на житейские вопросы, учится не только верить, но и жить по-христиански. Часто именно община поддерживает человека в трудной ситуации не только словом, но и реальными делами. Потому сильный приход необходим в первую очередь самим прихожанам.
Но он необходим и всей Церкви.
Самые опытные священники выходят как раз из таких общин. Оказавшись на новом месте, они, с одной стороны, свободны от «розовых очков» и идиллических представлений о приходах, а с другой — уже имеют определенный опыт коллективной церковной жизни.
Кроме того, приходы нужны Церкви и как один из важнейших элементов ее традиционной системы самоуправления. Тема «всевластия церковной иерархии» любима и светскими журналистами, и внутрицекровной фрондой. Но решение проблемы церковной автократии лежит вовсе не в области борьбы с церковным начальством, а, напротив, в усилении приходских общин, издревле наравне с монастырями служивших фундаментом Церкви.
Соборность — особая форма церковной жизни, которая невозможна без составляющих ее структуру «атомов"-общин…
И, наконец, приходская община сегодня — важный элемент не только церковной, но и общественной жизни. Сегодня она является одним из реальных элементов гражданского общества и важной общественной силой.
Лучшая иллюстрация тому — крупные сплоченные приходы, которые ярко выделяются на общем фоне современной церковной, да и, пожалуй, светской жизни. Они занимаются служением милосердия, проповедью христианства и научной работой. При них возникают библиотеки, детские дома, больницы и учебные заведения. Порой единственное их богатство — таланты, способности и энтузиазм людей, но на выходе пользы от них значительно больше, нежели от некоторых весьма состоятельных храмов, где за спиной священника не стоят рядовые прихожане.
Впрочем, любая социальная активность — всего лишь побочный и необязательный эффект приходской жизни. Церковные общины могут не играть важной общественной роли, они все равно будут необходимы как ни одна политическая или общественная партия. Ведь их главная цель — вести человека ко Христу, и в этом деле их просто некому заменить. Ни журналы, ни книги, ни интернет никогда не дадут человеку того живого опыта познания Бога, помочь получить который могут другие люди. В живом, настоящем общении.