РПМонитор | Максим Калашников | 14.07.2008 |
ПОДВИНЬТЕСЬ, СТАРЫЕ БОГИ!
Итак, Президент РФ предложил странам G8 впечатляющий план перестройки мировой финансовой системы и реформирования клуба развитых стран. Однако, похоже, изложенный Москвой план настолько радикален, что вряд ли воплотится до того, как грянет гром новой Великой депрессии.Суть предложения Дмитрия Медведева — расширить состав G8 за счет как минимум Китая, Индии и Бразилии (превратить сей клуб в ассамблею самых экономически мощных стран мира), чем достигается ослабление роли Соединенных Штатов. Уже понятно, что Америка не справляется с ролью мирового гегемона-монополиста, ее внутренние проблемы вызывают мировой кризис. Отсюда вытекает и второе предложение Медведева: отказ от монополизма одной мировой валюты (доллара) и создание некоей корзины мировых валют, куда входит — на правах одной из региональных валют — и рубль. Очевидно, вместе с денежными единицами Китая, Индии и Бразилии.
Словом, старым «глобальным богам» предложили подвинуться, уступив часть места как новым глобальным игрокам (КНР, Бразилия и Индия), так и старым-новым (РФ как правопреемнице сверхдержавы — СССР). А также порекомендовали выстроить новую финансовую архитектуру мира, каковое действие сравнимо по сложности и значимости с образованием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 году.
Предложения России, прозвучавшие на саммите «восьмерки», — разумны и серьезны. Но прислушается ли к ним Запад?
НАДО СТАТЬ СИЛОЙ ПЛАНЕТАРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Идею начала работы над атомным оружием американскому правительству пытались подать еще весной 1939 года. 17 марта знаменитый (в будущем) итальянский физик-атомщик Энрико Ферми битый час пытался втолковать начальнику Технического управления ВМС США адмиралу Хуперу огромное значение ядерных исследований для будущего и страны, и мира. Но адмирал слушал невнимательно — и Ферми больше не приглашали. Никто не принял всерьез беженца из фашистской Италии, не имевшего на тот момент американского гражданства. Успеха удалось добиться лишь два года спустя, когда-то же самое в письме президенту США изложил такой «раскрученный» деятель, как Альберт Эйнштейн, причем самому письму «приделали ноги» президентский советник, финансист Александр Сакс и его финансовая группа «Леман Бразерс». Лишь после этого администрация Соединенных Штатов начала Атомный проект.В мире давным-давно известно: важно не только содержание предложения, но и имидж той стороны, которая их вносит. Это касается не только личностей, но и государств. Наша проблема заключается в том, что Россию-РФ, в отличие от России-СССР, до сих пор не воспринимают на Западе в качестве «сильного игрока», но продолжают, в силу инерции 1990-х годов, рассматривать как большую страну «третьего мира», живущую за счет нефти, имеющую кое-какие остатки советского военного и научно-промышленного потенциала, при этом экономически все-таки слабую. С точки зрения западного человека, РФ — это итог поражения русских в «холодной войне», страна «лузеров». Ее доля на рынках высокотехнологичных и инновационных товаров (услуг) относительно невелика. Это касается космических аппаратов, авиации и электроники, информационных технологий и биотеха, машиностроения и станкостроения, фармации и промышленности новых конструкционных материалов, аграрного производства и массовой культуры. Запад смотрит на экономические сводки: если в 2005 году вывоз углеводородов обеспечивал 59,1% экспорта РФ, то прогноз на 2008 год — все 67,1% (официальные данные Центробанка РФ). Если бы цена на нефть осталась на уровне 2005 года, платежный баланс РФ из-за нарастания импорта уже был бы дефицитным, и Москве пришлось бы идти на болезненную девальвацию рубля.
Запад рассуждает так: «Русские не сумели создать действующей национальной инновационной системы, сравнимой не то, что с американской — но даже с китайской. Они по-прежнему тонут в коррупции и неэффективности своего административного аппарата. Они по-прежнему (в основной массе) довольно бедны, а к тому же — явно теряют навыки квалифицированных работников. В военном плане РФ резко уступает США, не имея мощных морского и воздушного флотов — инструментов проецирования силы на огромные расстояния. В глобальном информационном поле РФ — также малозаметный игрок. Как такая страна может учить нас жизни?»
Есть и сопутствующие обстоятельства: странам старого Запада не хочется впускать в свой круг «принимающих мировые решения» новых членов. Особенно Китай, который считается главным конкурентом США за место на глобальном Олимпе. Но главное — все же облик предлагающего. Если тот, кто выдвигает такие планы, не может решить собственных проблем на своей территории — не помогут никакие интеллектуальная красота и логичная стройность предложений. Здесь — именно тот случай. Чтобы набрать международный авторитет, необходимо стать реальной силой планетарного значения. Показать всему миру, как ты можешь решать проблемы мирового значения у себя дома.
ПОКАЖЕМ, НА ЧТО МЫ СПОСОБНЫ!
В этом контексте можно вспомнить и судьбу смелой идеи Владимира Путина, выдвинутой еще на саммите G8 в 2000 году. Тогда Президент РФ выдвинул Энергетическую инициативу: строительство по всему миру (особенно — в бедных странах) сети атомных реакторов второго поколения типа «БРЕСТ». Тех, что взрывобезопасны, могут работать на природном уране и при этом — не нарабатывают оружейного плутония.В мировом масштабе это была действительно полезная и нужная инициатива, но Запад ее заблокировал. Нам дали понять: «Коли ваши реакторы (что вы предлагаете строить в том числе и на западные деньги) — такая отличная вещь, почему они массой не строятся в самой РФ?» Давным-давно, самым что ни на есть опытным путем установлено: идти на мировые форумы с предложениями вроде «У нас есть отличные проекты, но нам нужны ваши деньги» — бесполезно. Все это обычно отвергают и не замечают. Точно так же Европа, скажем, отвергла предложения РФ создавать систему ПРО на основе не американской техники, а наших комплексов С-400. Или попытки ельцинской власти предложить совместную программу по созданию нового космического челнока с воздушным стартом на базе разработок НПО «Молния» и КБ имени Антонова. Давно понятно: сначала нужно сделать что-то самим, реально и ошеломительно для всего мира — а потом уже формулировать предложения. Именно так поступал СССР, сначала собственными силами создавая и ставя «на конвейер» космические ракеты или атомные станции — и только после выдвигая инициативы.
Недавно вице-премьер И. Шувалов на экономическом форуме в Петербурге произнес замечательные слова о том, что русским не надо догонять Запад, обрекая себя на вечное отставание, а надо работать на опережение. Но как? Ответа пока нет. Все говорят о «Плане 2020» — но этого плана до сих пор нет даже в черновом варианте. Для Запада же все это — четкий сигнал: «У Москвы все еще нет собственной стратегии инновационно-прорывного развития».
Пока мы не навели порядок в собственном доме, нам сложно будет убедить партнеров по G8 принять наши рецепты решения мировых проблем. И вполне разумные предложения России на саммите «восьмерки» звучали бы куда весомее, имей Москва в активе несколько крупных и успешных проектов инновационного развития. Самых разных: хоть создания космических транспортных систем нового поколения, хоть развертывания сети биоэкополисов и биотехнопарков. Продемонстрировав миру, на что способна Россия, мы заставили бы остальной мир считаться с нашим мнением.
Пока же глобальные предложения Москвы, увы, повторяют судьбу русских предложений на мирном конгрессе в Женеве в 1909 году. Они представляли собой замечательный памятник политической, философской и юридической мысли, однако не спасли мир от Первой мировой войны, которая затем вылилась во Вторую. Вот и сейчас следует ждать разрушительного глобального — и системного кризиса. Только после него начнется поиск новой архитектуры миропорядка. Вот к чему нужно готовиться сегодня Русскому миру.