Русская линия
Православие.Ru Василий Бащук14.07.2008 

Путь созидания

Вот уже более 1000 лет, с 988 года, Русская земля освящена православной верой. И издревле центрами духовности, школами благочестия, средоточием подвижничества были монастыри. Много монастырей и на древней Тверской земле. Один из них — Христорождественский женский.

Монастырь был основан на рубеже XIV—XV вв.еков по благословению святителя Арсения, епископа Тверского. Обитель расположена в двух километрах от центра г. Твери, на берегу реки Тьмаки. О том, как текла жизнь в обители в XV веке, сведений не сохранилось, но известно, что к 1513 году она уже вполне благоустроена. К сожалению, первоначальный свой облик монастырь утратил: в Смутное время обитель была разграблена и предана огню. Но Всемилостивый Господь не оставляет чад Своих, и жизнь в монастыре постепенно возродилась. В 1614 году был восстановлен деревянный храм в честь Рождества Христова, в 1646 году построена деревянная церковь с двумя престолами — во имя Алексия, человека Божия, и во имя святителя и чудотворца Николая.

В 1763 году стараниями игумении Маргариты было получено благословение и начато строительство уже каменного собора в честь Рождества Христова с приделами во имя Алексия, человека Божия, и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а также с колокольней. Главный престол был освящен в 1775 году, боковые — в 1779 году. Монастырь процветал, и строительство продолжалось. В 1805 году освящена надвратная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1810 году было решено перестроить главный собор монастыря, так как он уже не вмещал всех богомольцев. Строительство шло успешно, и храм был уже закончен, как вдруг 19 сентября 1811 года неожиданно рухнул. Нелегко было из развалин прежней строить новую церковь, но все же в 1820 году строительство было завершено, и собор в стиле зрелого классицизма по проекту К.И. Росси, ставший центром монастырского ансамбля, освящен. В нем три придела: главный в честь Рождества Христова, правый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и левый — во имя Алексия, человека Божия.

В честь Тихвинской иконы престол освящен не случайно: в 1702 году в монастырь родителями одной из монахинь была передана икона. Перед ней, по благочестивому желанию инокини Елены (так звали монахиню), была зажжена неугасимая лампада и ежедневно читался акафист. Вскоре Божия Матерь стала исцелять страждущих людей, с особой верой и молитвой обращавшихся к Ее образу. Икона прославилась по всей округе, благая весть о чудесах, творимых ею, донеслась до самых отдаленных мест. В последующие годы икона переносилась из монастыря в кафедральный собор, но всегда возвращалась в родную обитель. К сожалению, в 1920-е годы, в тяжкие времена гонений на Церковь, чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери был утрачен. Он не найден до нашего времени.

Еще одна святыня обители — Новоникитский образ Божией Матери, обретенный в 1717 году послушницами монастыря в сарае, построенном на месте, где когда-то стоял Никитский монастырь, разрушенный в Смутное время. Уже само обретение образа после его столетнего пребывания в земле было немалым чудом и возбуждало особое благоговение. Этот образ Богоматери также прославился исцелениями людей и особым покровительством монастырю. К сожалению, и этот образ был утерян и не обретен до сих пор.

XIX век не был последним столетием, когда в обители шло активное строительство. 14 мая 1912 года в монастыре начали строить каменный храм в честь Воскресения Христова с двумя приделами — во имя святителя Николая и Алексия, митрополита Московского, и во имя святой Анны Кашинской и святой мученицы царицы Александры. Храм строился в честь 300-летия дома Романовых и к 1914 году был в основном возведен. Но недолго в стенах собора возносилась хвала Богу… Настали тяжелые времена атеизма как государственной идеологии, воинствующего коммунизма, разрушающего духовность и не оставляющего человеку права самому определять цель и смысл своего бытия.

Сам облик монастыря как центра русской духовности был попираем безбожной советской властью. 14 октября 1923 года монастырь был закрыт, Воскресенский собор передан под предприятие общественного питания, в Никольской церкви открыт клуб «Безбожник». Но последним ударом стало закрытие еще действовавшего как приходской Христорождественского храма, который был переоборудован в клуб текстильщиков.

Многим казалось, что былое благолепие Христорождественской обители утрачено навсегда. Но человек предполагает, а Бог располагает. И в год 1000-летия Крещения Руси Церкви был возвращен Воскресенский собор, служивший до этого складом строительных материалов. Он был отремонтирован и 23 апреля 1992 года освящен. А 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре; его настоятельницей была назначена монахиня Лариса (Лобанова). 16 августа 1999 года матушка приняла главный храм обители, в котором царила «мерзость запустения», ведь много лет там находилось спортивное общество «Спартак» (я еще помню там спортзал). Но православные люди не отступают перед трудностями, а с Божией помощью преодолевают их. И вот из собора трудами богомольцев убрали мусор, вымыли полы и окна, отчистили стены, поруганные безбожниками, установили временный иконостас и в величайший праздник 2000-летия Рождества Христова совершили первую Божественную литургию после 70-летнего перерыва…

В обители три штатных священника: два в Христорождественском соборе и один в Никольском храме — подворье монастыря в Ушаковских Горках, что под Старицей. Сейчас в обители 12 подвизающихся: шесть инокинь, одна монахиня, одна послушница и четыре насельницы. Проблем очень много, и главная из них — реставрация келейных корпусов, которые еще не полностью переданы монастырю. С 1999 по 2003 годы сестры жили в подвале Христорождественского собора, так как в келейных корпусах были коммунальные квартиры, в которых проживало 28 семей. Четыре семьи живут в них до сих пор. Это соседство нельзя назвать добрым: все люди неблагополучные, пьющие, предпочитающие не вспоминать о Боге. Здания келий требуют капитального ремонта крыши и фундамента.

В 2009 году Христорождественский монастырь отметит 10-летие своей новейшей истории. Многое уже сделано стараниями сестер монастыря и помощью добрых людей, но предстоит сделать еще больше. Насельницы монастыря каждый день возносят молитвы ко Господу, чтобы Тот помог им в полном возрождении святой обители. Сейчас в Христорождественском соборе восстанавливают роспись, но на фасадные работы пока нет средств. Восстанавливается монастырская стена, на данный момент полностью разрушенная, из-за чего обитель фактически не отделена от города, по территории ходят посторонние люди. В планах матушки Ларисы — полное восстановление стены и реконструкция великолепной трехъярусной колокольни, которая стала бы настоящим украшением города.

В наше время, когда в погоне за мирскими благами люди забывают заботиться о собственной душе, важно, чтобы было место, куда можно прийти, отрешиться от мирской суеты, хотя бы ненадолго, побыть наедине с собой и с Богом. Монастырь — именно такой островок духа в мире суетном, а тем более обитель, намоленная нашими благочестивыми предками. Ведь если не возрождать центры духовности, невозможно возродить и саму духовность.

Так давайте не будем забывать, что история России не существует без истории Русской Православной Церкви, что богатое наследие нашей страны неразрывно связано с православной верой. Давайте начнем возрождение нашей великой Родины с очищения собственных душ и возрождения святынь Православия. Тогда и только тогда мы снова со всей полнотой сможем гордиться тем, что живем в полноценной, крепкой, сильной стране — в православной России.

http://www.pravoslavie.ru/put/80 711 111 918


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru