Русская линия
Православная Москва Нина Ставицкая14.07.2008 

Убежище для первых христиан

О Каппадокии, которая находится в центральной части современной Турции, можно услышать самые восторженные отклики: мол, это «страна грез», где вы увидите «лунный» или «инопланетный» ландшафт и долго будете им наслаждаться. Киноманы вам скажут, что режиссер Джордж Лукас снимал тут некоторые эпизоды знаменитой саги «Звездные войны». А кто-то наверняка вспомнит о признании первой женщины-космонавта Валентины Николаевой-Терешковой, растиражированном СМИ: разглядывая нашу планету из космоса, она обратила внимание на две достопримечательности — Великую Китайскую стену и Каппадокию с ее фантастическим нагромождением скал.

Но православного верующего человека этот уголок земли привлекает прежде всего тем, что здесь спасались от преследований, от пыток и казней первые христиане. Стараясь отгородиться от внешнего враждебного мира, они вырубали в скалах пещеры и подземные ходы. Возникали целые города, где летом, во время изнурительной жары, было прохладно, а зимой, в морозы, — достаточно тепло. И два пещерных монастыря — мужской и женский — со множеством храмов (в основном небольших), с кельями, трапезными, кухнями, подвалами для хранения продовольствия появилось в самом тогда диком и глухом месте Каппадокии — долине Гёреме. Сейчас этот древний монастырский комплекс является музеем под открытым небом, куда каждый год устремляются сотни тысяч туристов, паломников.

В какой-то степени мы были подготовлены к встрече с чудом, принесшим Каппадокии всемирную известность. Я имею в виду скальные церкви, украшенные замечательными фресками X—XIII вв.еков. В издаваемом Паломническим центром Московского Патриархата журнале «Православный паломник» (N3 за 2007 год) было подробно о них рассказано. Но одно дело — прочитать о чем-то удивительном, и совсем другое — увидеть это чудо своими глазами. И своими ногами исходить ту землю, на которую миллионы лет назад вулканы обрушили стремительные потоки лавы, а со временем вулканический пепел уплотнился и превратился в мягкий палевый камень — туф. И в этом самом туфе и были вырублены церкви с куполами и колоннами. А благодаря влагонепроницаемости туфа и сохраняющемуся внутри храмов постоянному климату краски многих росписей остались поразительно яркими, насыщенными и до сегодняшних дней.

Хотя на некоторых фресках у святых угодников выколоты глаза… В исламе существует запрет на изображение лиц святых — вот мусульмане и приложили руку или копье к разрушению ликов христианских подвижников. Но там, куда они не сумели добраться (например, под сводами куполов), — там сохранились бесценные росписи с неизуродованными ликами угодников Божиих.

Особое чувство испытываешь в так называемой Темной церкви (Каранлик-килисе), видя на стенах знакомые сюжеты из Евангелия: Рождество Спасителя, Его Крещение, Тайную вечерю, предательство Иуды, а также изображения евангелистов. В церкви имеется одно лишь маленькое окошко, и потому ее назвали темной: внутри всегда царит полумрак. То есть краски на протяжении веков не подвергались воздействию дневного света, и благодаря этому здесь лучше, чем в других скальных храмах, сохранились уникальные фрески, выполненные с тем величайшим мастерством, которое поражает своей художественной и эмоциональной выразительностью как глубоких знатоков религиозного искусства, так и тех, кто мало сведущ в иконописи.

В одной из публикаций я прочитала, что Темная церковь до 1950 года использовалась как голубятня, и затем на ее очистку от голубиного помета потребовалось целых 14 лет.

Режет слух название другой церкви — Змеиная церковь. Понять его можно, увидев на стене фреску с изображением великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата, сражающихся с драконом, больше похожим на змею. Особо почитаемый русским народом святой Георгий Победоносец родом из Каппадокии. Жил он в конце II — начале III веков, но и сегодня, спустя тысячелетия, весь христианский мир молитвенно обращается к святому, принявшему мученическую кончину за имя Христово. Изображение Георгия Победоносца мы видим на гербе нашей столицы. В уставе города сказано: «Гербом Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника — святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змея». Подмосковный город Егорьевск (вначале село, затем — город) получил свое название от первой церкви в честь святого великомученика Георгия (устаревшее имя — Егорий) Победоносца.

Давайте же вспомним предание, согласно которому святой Георгий Победоносец стал чудесным избавителем целого города. Около Бейрута, близ Ливанских гор, было большое озеро, в котором жил змей-губитель. Он похищал людей и пожирал их. Сколько раз народ, вооружившись, выступал против чудища, но оно всегда оказывалось победителем. Приблизившись к стенам города, оно наполняло воздух губительным дыханием, и многие от этого заболевали и умирали. Однажды жители города отправились к своему царю и спросили, что же им делать. Тот вскоре возвестил: если его подданные не хотят погибнуть все до единого, то пускай ежедневно дают в пищу змею (бросая жребий) своих сыновей или дочерей. При этом царь прибавил, что когда дойдет очередь до него самого, он тоже отдаст чудищу свою единственную дочь. И, действительно, отдал.

«По промышлению Бога, хотящего спасения всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя Небесного, имевший в руке копье.

Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:

— Для чего ты здесь стоишь и об чем плачешь?

Она же ответила ему:

— Добрый юноша! Беги скорее отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мною», — читаем мы в житии святого Георгия Победоносца, составленном святителем Димитрием Ростовским.

Узнав про змея, святой сказал, что именем Господа, Бога истинного, он спасет девушку от гибели. И когда чудище появилось, святой Георгий, осенив себя крестным знамением, со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» устремился на коне к змею. Он ударил вражину в гортань и прижал к земле. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы та, связав поверженного змея своим поясом, повела его в город. «Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея», — сказал всадник на белом коне жителям города и убил змея мечом. После этого царь и народ уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение. Крестившихся, по преданию, было около 25 тысяч человек. Впоследствии на том месте была по-строена церковь во имя Пречистой Девы Марии, а также в честь святого Победоносца Георгия.

Кроме того, на стенах и куполах других скальных храмов мы увидели орнаментальные росписи, сделанные в иконоборческий период, который длился более 100 лет. А еще в каждой монастырской церкви были могильные углубления — усыпальницы или костницы, сохранившиеся до наших дней. Приходя на службу, монахи поклонялись отошедшим в вечность и затем шли к алтарю или в алтарь.

— Особое почитание умерших здесь было прочной монастырской традицией, — отметил руководитель Паломнического центра Московского Патриархата Сергей Юрьевич Житенев.

Наш экскурсовод — молодая турчанка Диля — тут же записала эту фразу в свой блокнот.

Переспрашивая, вникая в сказанное, она многое старательно записывала за Сергеем Юрьевичем, автором уникальной книги «История русского православного паломничества в X—XVII вв.еках», в которой, к слову, Константинополь, Царьград — столица Византии (нынешний турецкий город Стамбул) — занимает особое место.

Было обидно, что разным группам итальянцев, греков, французов, немцев, испанцев, американцев, японцев экскурсоводы подолгу о чем-то эмоционально рассказывали (вероятно, о том, какой след оставили в этом древнем крае римская, византийская, сельджукская и османская цивилизации. Или какой расцвет настенной живописи начался здесь после иконоборческого периода), а у Дили, добросовестно стремившейся показать нам как можно больше христианских святынь, к сожалению, знание русского языка оказалось не на высоте — словарный запас был весьма ограничен. Но откуда ему взяться, если разговорная практика у нее почти отсутствует? Слишком мало русских приезжает в это святое место, укрывшее от враждебного мира и спасшее от истребления много первых христиан. К примеру, в 2006 году в Турции побывал 1 миллион 200 тысяч россиян, которые нежились на морских пляжах, смотрели роскошные экспонаты разных музеев, наслаждались красотами природы. И лишь 1 тысяча 700 человек из них побывала в Каппадокии. Это же капля в море!

В минувшем году в ходе первой турецко-российской конференции по культуре и туризму (а проходила она в Каппадокии) было принято соглашение о том, что в каппадокийской высшей школе начнется подготовка местных специалистов по работе с русскими паломниками. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, викарий Московской епархии епископ Егорьевский Марк, возглавивший делегацию православных ученых, историков, искусствоведов, отметил, что дело не в том, чтобы просто открыть новое направление паломничества.

— Это нужно Русской Православной Церкви для того, чтобы приобщать наш народ к сокровищнице веры, к истории и истокам христианской цивилизации, — сказал тогда владыка. — Многие и не подозревают о тех духовных и культурных сокровищах, которые находятся в Каппадокии.

* * *

Побывать православному россиянину в Каппадокии интересно и важно еще и потому, что здесь жили великие святые, внесшие огромный вклад в формирование православного учения о Святой Троице. Их называют Каппадокийскими отцами Церкви или Вселен-скими ее учителями. Это Василий Великий, его младший брат и сподвижник святитель Григорий Нисский и третий — святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, родившийся недалеко от города Назианза Каппадокийского (потому его еще называют Григорием Назианзином). А неподалеку от небольшого городка Ургюпа, в котором мы жили несколько дней, находится место подвижничества святого праведного Иоанна Русского, особо почитаемого и русскими, и греками. Но обо всем этом я постараюсь рассказать в следующих своих публикациях.

Н. СТАВИЦКАЯ, наш спец. корр.

Газета «Православная Москва» сердечно благодарит Паломнический центр Московского Патриархата Русской Православной Церкви за замечательную возможность, предоставленную нашему корреспонденту, увидеть святыни Вселенского Православия и поклониться им.

http://www.orthodoxmoscow.ru/A11_08/ubegishe1_hristian.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика