Русская линия
Русский вестник Сергей Семанов12.06.2008 

Православная вера и русские классики. Новый книжный ряд

Вот уже шесть лет ежегодно появляется солидный книжный том в едином художественном оформлении. На обложках стоят имена, с детства знакомые каждому читателю: Ф. М. Достоевский и Православие. Публицистический сборник о творчестве Ф. М. Достоевского. М., 2003. Далее последовали «Гоголь и Православие» (2004), «Тютчев и Православие» (2005), «Крылов и Православие» (2006), «Пушкин и Православие» (2007), «Ахматова и Православие» (2008).

Весь этот примечательный книжный ряд подготовлен и издан Международным фондом единства славянских народов при денежной помощи нескольких российских предпринимателей. Издание новаторское, но в высшей степени добротное, без малейшего подобия на поспешные книжные новоделы, наводняющие в погоне за модой прилавки магазинов.

Выход в свет названного книжного ряда есть не только положительная примета для нашего книгоиздательского дела, но и в самом подлинном смысле новаторское. Даже в относительно недавнее время выход подобных книг вряд ли был осуществим. Нет-нет, мы не имеем в виду цензуру минувших лет или еще какие-либо внешние обстоятельства. Причины того и проще, и много сложнее одновременно. Нынешняя русская мысль должна была в известной мере дорасти, созреть для того, чтобы сама идея об издании подобного рода произведений могла не только появиться, но и успешно осуществиться. По мнению многих, и по нашему скромному суждению тоже, ныне Россия начала переживать истинный взлет гуманитарной мысли, причем на новом витке нашего общественного развития. Двадцатый век в нашей стране был неслыханным в мировой истории — трагическим и победным одновременно. Грандиозный общественный опыт, накопленный за это сравнительно короткое время, был столь велик, что это не могло не сказаться на духовном развитии русского народа. И это происходит.

Естественно, что выпуск книг о православном миропонимании русских писателей начался с книги о Достоевском, тут и пояснять ничего не надо. Открывается сборник известной статьей митрополита Антония (Храповицкого), затем идут работы отечественных и зарубежных авторов, как церковных, так и светских. Разнообразные эти материалы были предоставлены издательству Комиссией по изучению творчества Достоевского Института мировой литературы и ее руководителем Т. Касаткиной, составлены краткие, но основательные примечания со ссылками на новейшие источники. Выскажем попутно сожаление, что не привлечены работы покойного Юрия Селезнева.

По тому же образцу составлен сборник статей о творчестве Гоголя. Здесь материалы подбирались Гоголевской комиссией Российской академии наук под руководством его председателя В. Воропаева. Сборник получился поистине выдающийся — и это при исключительной его сложности! Авторы его — лица духовные и светские, наши современники, например, доктор богословия Московской духовной академии М. Дунаев и доктор филологических наук Института мировой литературы В. Гуминский. Ко всем материалам даны обстоятельные примечания.

Не станем сколько-нибудь подробно говорить о сборниках, посвященных Пушкину, Тютчеву и Ивану Андреевичу Крылову. Кстати, последний остался в народной памяти исключительно как баснописец, что, как убедительно показано в соответствующем сборнике, есть очень узкое понимание этого истинно православного писателя. Уровень издательской подготовки столь же основателен и солиден, необходимые примечания и пояснения выполнены основательно.

Среди пяти названных фигур несколько особняком выглядит русская талантливая поэтесса Анна Ахматова. Да, грешила по молодым годам, да, в конце жизни окружали ее молодцы совсем уж не русско-патриотического толка, так. Но спросим себя, а не впадали в заблуждения по молодым годам Пушкин и Достоевский? И еще заметим, что закатные свои годы Анна Андреевна проводила, к несчастью для себя и своего народа, в обстановке хрущевской «антирелигиозной» (русофобской по сути) мерзости, а русского литературного круга тогда еще не сложилось, он позже возник. Едва ли не самым выразительным материалом среди всех, представленных в книге, является злобный пасквиль двадцатых годов о творчестве Ахматовой, сочиненный одним литературным троцкистом, в нем поэтессу обвиняют в «религиозном мракобесии». Доказательство, так сказать, от противного…

Всем сборникам предпослано введение, оно называется «предисловие» или «вместо предисловия». Все они принадлежат одному автору — президенту Фонда Валерию Алексееву. Задача исключительно сложная, над неудачными опытами такого рода, а они известны, охотно подтрунивают рецензенты. Скажем со всей ответственностью, что в данном случае вступления к сборникам оказались очень к месту. Они кратки, содержательны и современны. Приведем лишь один пример из книги о Гоголе, одном из самых сложнейших наших классиков: «Великий русский писатель, с детства знакомый всем нам по школьным программам, сатирик, бытописатель русской и малороссийской жизни, но, оказывается… подлинного Гоголя мы долгие годы не знали. Мы не знали замечательного духовного мыслителя Гоголя». И далее: «К сожалению, и в церковной среде тогда не все приняли духовную прозу Гоголя. Только позднее в Церкви нашлись провидцы, воспринявшие Гоголя в этой ипостаси». Это и серьезно, и по-новому.

К сожалению, тираж книг до обидного мал. Это следствие общей бедности нынешней русской культуры. Не проявилось к ним и должного внимания в нашей печати. Но тут уж не вина авторов и составителей тех в высшей степени удачных и нужных сборников.

http://www.rv.ru/content.php3?id=7494


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru