Комсомольская правда | Протоиерей Всеволод Чаплин | 09.06.2008 |
О президенте и передаче власти…
Недавно смотрел в Интернете Ваш видеоролик — комментарий к инаугурации Медведева. Суть сводится к следующему: «Как это здорово, что власть передали мирно, в теплой дружественной обстановке». Как иерархи РПЦ относятся к деятельности властей?Вадим Вячеславович permjak@mail.ru
В Священном писании сказано: «начальствующего в народе твоем не злословь». Мы с уважением относимся к лицам, олицетворяющим государственную власть. Хотя бы потому, что они пользуются доверием народа. И то, что власть была передана из одних рук в другие публично, доброжелательно, это для России великое достижение. Мало, в каких странах это происходит таким образом. А у нас такого вообще не было.
А сейчас мы видим, как один человек передает другому власть с пожеланиями, напутствиями. Это новое слово в нашей политической культуре. И меня это искренне радует.
Мы начали постепенно выходить из демографической ямы. Пока это движение идет медленно, но положительные тенденции все-таки возникают. Природные богатства нам даны для того, чтобы ими пользоваться. Я убежден, что большая часть доходов от этих богатств должна доходить до простых людей. И об этом церковь тоже говорила. А то, что касается уничтожения производства, скажу такую вещь. В отношении к неэффективной советской промышленности я больший радикал, чем Чубайс, Гайдар и Явлинский вместе взятые. В наследство от СССР нам досталось множество предприятий, которые можно было только закрыть. Потому что они выпускали никому не нужные вещи. И то, что их жизнь искусственно продлевали долгие годы, никому не пошло на пользу. Они все равно умерли, но их агония заставляла сотни тысяч людей метаться между неэффективной работой и фактической безработицей. Нам нужна промышленность, но эффективная, современная, дающая возможность раскрыться нашему главному богатству — мозгам и смекалке наших людей. Если бы мы сегодня сохранили ту промышленность, которая нам досталась в наследство от СССР и пытались ее искусственно поддерживать, мы бы давно стояли на коленях и над нами все смеялись.
О гомофобии и лесбиянофобии
Сколько можно терпеть вашу гомофобию?Анатолий turina@mail.ru
Церковь с любовью принимает каждого человека, в том числе имеющего пристрастие к людям своего пола. Но именно потому, что она его любит, она ему говорит: однополая связь — это грех. Разрушительный грех. Мне много раз приходилось говорить, что люди, рассказывающие о счастливой, радостной жизни гомосексуалистов, говорят неправду. Эти люди глубоко несчастны. Я это знаю из исповедей и многих жизненных историй. И не случайно они раньше умирают, среди них больше самоубийц, наркоманов, алкоголиков. Они себе вредят, им нужно помочь исправиться. И в этом отношении отражается принцип: ненавидь грех и люби грешника. Я не гомофоб, не лесбиянофоб, но сами эти греховные явления считаю опасными для человека, поэтому стараюсь об этом предупреждать.
Об обращении китайцев в православие
У меня друг китаец, 2 года назад принял крещение по православному обряду, а теперь у него мечта крестить по православному обряду всех китайцев. Сможете ли? Хватит ли священников?Андрей Денисенко, denisonaas@yahoo.com
Священников хватит. В конце 90-х годов в наши храмы пошли креститься миллионы людей, среднего возраста и даже пожилых. Я сам крестил многих 80-летних старых коммунистов. В некоторых храмах в один день крестили по 500−600 человек. И церковь приемлет всех, независимо от национальности и культуры. Впрочем, важно, чтобы крещение было не формальным актом, а было основано хотя бы на минимальном знакомстве с православным вероучением. Сейчас во многих храмах есть лекции для желающих принять крещение, много доступной литературы. Поэтому к крещению надо подготовиться, чтобы быть христианином не только по названию, но и по вере, равно как и по жизни.
О возжелании мужа ближнего своего
Меня очень интересует, почему в Библии написано — не возжелай жены ближнего своего — но не сказано — не возжелай мужа ближнего своего!!! Разве это не грех?Ольга asir213@gmail.com
В народе, которому давались эти заповеди, женщины были гораздо целомудреннее мужчин и целомудреннее современных женщин…
О чуде и заговоре ЦРУ…
Каково Ваше мнение по поводу разгоревшегося перед Пасхой скандала, связанного с толкованием слов Иерусалимского Патриарха Феофила о русском присутствии на Святой Земле и схождении Благодатного Огня. Кому нужна была эта провокация?Александр sagrados@rambler.ru
Я убежден, что скандал возник случайно. Мне звонило много людей, говорили: это интрига против Церкви, Якунина. Это план ЦРУ… Несколько людей сделали яркие, но неосторожные высказывания. И из-за этого в Интернете пошла волна таких же эмоциональных комментариев. Есть несколько деятелей, которые скептически относятся к Благодатному огню. Достаточно сказать, что историк и журналист Сергей Бычков выпустил книгу, посвященную разоблачению этого явления. Но большинство людей, в том числе свидетелей, говорят о нем как о чуде, и о том, что в храме происходит что-то необычное.
Высказывания Блаженнейшего патриарха Феофила о русском присутствии, пусть остаются на его совести. Многие люди и сегодня признают тот глубоко позитивный вклад в жизнь Святой земли, который сделали Россия и Церковь. Построили школы, больницы, сохранили от поругания древние христианские святыни, положив жизни наших людей ради того, чтобы святые места продолжали оставаться в руках Иерусалимского греческого патриархата. Это происходило во время Крымской войны, которая и велась Россией ради того, чтобы Иерусалимский патриархат сохранил доступ к святым местам и вообще сохранился. Если бы не Россия, православного присутствия на Святой земле, возможно, и не было бы уже. Поэтому я не могу согласиться с негативными оценками роли нашей страны и нашей церкви в Святой земле.
О грехах отцов и детей
Говорят, дети расплачиваются за грехи отцов… Можно ли их замолить?Karteneya Karteneya@rambler.ru
Нет никакой мистической связи между грехами родителей и жизнью их детей. Другое дело, что последствия греха в жизни часто остаются. Это и разрушенное здоровье, и испорченные отношения с ближними, и собственная душевная чернота. Влияют на нашу жизнь и некоторые грехи наших предков -. Через дурной пример, через дурное воспитание. Даже через физическое состояние детей. Святейший Патриарх Алексий много раз рассказывал о том, как посещал центр Лео Бокерия, и там маленькие дети подвергались операции из-за пороков сердца. На вопрос Патриарха, почему это происходит, Лео Бокерия ответил: за грехи родителей.
Но бояться какого-то проклятия, связанного с грехами предков, не надо. Надо строить собственную жизнь в общении с Богом, в правде и добре и ни на какие «проклятия» не оглядываться. Свою судьбу мы созидаем сами.
О бессмертной душе… животных
Мы всегда теряем близких в течение жизни. Куда уходит душа умершего, мы приблизительно знаем. Так же мы теряем своих любимцев — собачек, кошечек — их души куда попадают после смерти?Алла vlacova@mail.ru
«Всякое дыхание да хвалит Господа». Всякое дыхание — это все живущее. Животные чувствуют, испытывают привязанность, ощущают боль, радуются. Я верю, что эти существа не останутся у Бога без любви и после их физической смерти. Но что с ними происходит, я не знаю. Об этом ничего не сказано в Божьих откровениях, то есть в тех вещах, которые Бог сам открыл нам.
О свободе воли, выбора, подражании и массовой культуре
Разве каждому человеку по силам свободная воля?Валентина valentina-29.08@mail.ru
Интересный вопрос. На него нет однозначного ответа. Человек обладает свободой воли. Бог не создал нас с определенным жизненным путем. Предопределение — это не решение Бога, диктующее, что нам делать, а это Его знание о том, что мы будем делать те или иные вещи.
В то же время мы знаем, что большое количество людей в мире вовсе не строят свою жизнь на основании осознанного, свободного выбора. Очень многие оглядываются вокруг и поступают так, как окружающие — соседи, коллеги, родители, муж, жена или как говорят по телевизору. Реальностью является то, что многие свою свободу жертвуют угождению толпе, традициям или привычкам, которые не всегда являются хорошими. После стольких лет тоталитаризма и безбожия можно понять, что многое из того, что мы считаем традиционным, на самом деле является традицией разбойников и духовно пустых людей. Сегодня многие люди повинуются тем установкам, которые дает массовая культура, особенно в ее телевизионном исполнении. Поэтому некоторым людям действительно достаточно той свободы, которая позволяет нажать на кнопку пульта, а дальше человек о своей свободе забывает.
Да, не каждый способен выстроить свою жизнь сам, не оглядываясь на окружающих. Не повторять то, что делают соседи или сослуживцы, Ксения Собчак, не жить по культурным штампам, которые человек слышит из попсовых песен, а пытаться принимать самостоятельные решения и помнить при этом, что любой грех и порок разрушителен, а жизнь нравственная делает человека счастливым. Когда я говорю о пороке, я имею в виду не только какие-то явно безобразные вещи, вроде насилия, коррупции. Пустота, праздность — это тоже пороки.
О православной культуре и ее преподавании
Почему РПЦ не отстаивает интересы верующих в отношении преподавания основ православной веры в школах. Почему мусульмане (Чечня) могут в своих школах изучать свою веру, а мы нет?Bob kbp@utec.ru
Церковь достаточно громко говорит о правах православных верующих, в том числе о праве верующих детей и их родителей на то, чтобы школьное образование соответствовало их убеждениям. Другое дело, что церковь не может и не должна стучать кулаком по столу, играть в оппозицию, устраивать скандалы, превращаться в политизированную силу. Споров по этим вопросам, много, они жаркие и весьма серьезные. Нам нужно признать, что никто не придумал ничего лучше той системы, которая есть в большинстве стран Европы. Разные мировоззренческие группы имеют возможность в школе изучать на добровольной основе, то, что им ближе. Кстати, я только радуюсь тому, что мусульмане изучают свою религию. Нужно, чтобы и православные дети, так же как и дети верующих других религий, и дети неверующих, могли по своему выбору изучать основы своей культуры и своего народа.
О несправедливости и терпении
Церковь призывает к долготерпению. А как же совесть? Молчаливое терпение покрывает несправедливость и насилие в этом мире.AVM zxptr19@mail.ru
Долготерпение и соглашательство со злом — разные вещи. Когда меня обижают, когда мои личные интересы ущемляют, я должен терпеть, потому что этим буду воспитывать свою душу и приобрету нечто гораздо более важное — свободу от зла, которое порабощает меня, если я отвечаю обидой на обиду, агрессией на агрессию. Но обличать пороки общества и власти мы можем и должны. Когда страдает ближний из-за чьих-то действий, мы можем их назвать преступлением, несправедливостью. Грех должен быть назван грехом, несправедливость — несправедливостью. Это наш с вами христианский долг.
Почему Николай II причислен к лику святых
Никак не могу постичь умом, почему Николай II причислен к лику святых? Ведь он же отрекся сам от престола, довел страну до состояния, когда революция стала возможной. Царская семья — да, они мученики, но он — не могу согласиться.Роман savelev77@gmail.com
Император Николай II был причислен к лику святых не за государственную деятельность, а потому что безропотно, с христианским смирением и с любовью к России претерпел те страдания, которые выпали на его долю. Это был честный и верующий человек (об этом говорят его письма, многие аспекты его жизни). Он мог уехать, спасти себя и семью, но он не оставил Россию. Относительно его неудач. Советская историография многое преувеличивает. Россия была на небывалом подъеме, были многие достижения, о которых сегодня не знают. Достаточно сказать, что проект Байкало-Амурской магистрали был разработан при Николае II. И только в 80-е годы советская власть смогла его осуществить. Это только один из имеющихся фактов.
О футболе, хоккее и «Евровидении»
Есть ли Божье провидение в спортивных победах наших футболистов, хоккеистов, а также Димы Билана на «Евровидении»?Николай sos389@yandex.ru
Эти достижения вызывают у меня радость, как и у большинства наших сограждан. Я с большим удовольствием смотрел и игру «Зенита» с «Глазго Рейнджерс», и матч хоккейных сборных России и Канады. В обоих случаях наши спортсмены проявили волю и мастерство. Причем мастерство именно командное — слаженность действий, организованность. Это качества, которых нам часто не хватает, но которые нам нужно в себе развивать. Я не большой поклонник того музыкального стиля, в котором работает Дима Билан, и не буду кривить душой, говоря, что мне очень понравилась его песня. Но интересно, что и в его песне, и в предшествующей песне-победительнице сербской исполнительницы, присутствует сознательное или бессознательная отсылка к вере и к высокой культурной традиции. Не зря все-таки венгерский скрипач играл на скрипке Страдивари. А что мне особенно понравилось в итогах конкурса «Евровидение», это то, как голосовали жители разных стран. И украинцы, и грузины, и греки, и жители стран Балтии, стран центральной и восточной Европы явно выразили свое доброе отношение к России, несмотря на все политические конфликты. В целом важны не только голы, кубки и золотые микрофоны. Важно, что наша страна вновь уверенно себя чувствует на поле европейской культуры, чувствует себя сильной, самостоятельной, имеющей, что сказать миру.
Екатерина РОЖАЕВА
http://spb.kp.ru/daily/24 111.5/335 397/